Место логики в системе научного знания и её методологические основания

 

Мышление человека – сложный, многосторонний процесс. И логику в нём интересует отнюдь не всё: она делает акцент на законах и формах правильного мышления. Логика является не единственной наукой, занимающейся изучением проблем мышления. Различные аспекты мышления рассматриваются рядом других областей научного знания:

1). Философия изучает происхождение и сущность мышления, его отноше­ние к материальному миру и познанию. Один из фундаментальных философских вопросов связан с возможностью познания окружающего мира: можем ли мы иметь в наших знаниях верную мысленную картину и мире (гностический оптимизм, агностицизм, скептицизм)? Логика возникла и длительное время развивалась именно в рамках философии.

2). Физиология высшей нервной деятельности ин­тересуется тем, как зависит мышление от состояний мозга – материального субстрата мысли. Она раскрывает биологически заданные процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга человека, исследует закономерности этих процессов, их физико-химические механизмы.

3). Психология изучает условия нормального (в соотношении с патологией) функционирования и развития мышления, влияние на него социально-психологической среды. Психология рассматривает мышление как один из психических процессов, наряду с эмоциями, памятью, волей. Она стремится выявить побудительные мотивы мыслительной деятельности человека, нормы и отклонения в психике.

4). Генетика старается раскрыть тайны на­следования людьми способностей к какой-либо мыслительной деятельнос­ти.

5). Лингвистика (языкознание) занимается проблемой сущности слова и знака, языка и речи в целом как инструментов мыслительной деятельности человека. Она показывает неразрывную связь мышления с языком, их взаимодействие между собой, раскрывает способы выражения мыслей с помощью различных языковых средств.

6). Кибернетика изучает технические возможности моделирования мозга и человечес­кого мышления, закономерности обработки информации с применением результатов в управленческой деятельности.

Логика же изучает мышление с точки зрения его структуры, его роли и значении в познании мира и практической деятельности человека.

 

Методология логики включает в себя основные средства познания и преобразования действительности, к которым относятся:

1). Методологические принципы – наиболее общие предписания, как следует осуществлять познание и практическую деятельность:

а) принцип объективности рассмотрения требует при исследовании любого объекта исходить из него самого, а не из нашего мнения о нём; необходимо не мышлению подчинять предмет, а мышление ставить в зависимость от внутренней логики, присущей предмету;

б) принцип всесторонности рассмотрения предъявляет требование изучать объект во всех его связях и отношениях;

в) принцип детерминизма – построение причинно-следственных связей (например, как условия жизни людей влияют на уровень преступности);

г) принцип историзма – рассмотрение объекта в его изменении и развитии, перехода от одной стадии к другой, прогнозирование будущего состояния.

2). Методы – способы познавательной или практической деятельности, представляющие собой последовательность познавательных операций и этапов, выполнение которых способствует наиболее успешному достижению желаемого результата: философские (индукция, дедукция, анализ, синтез, аналогия), общенаучные, специальные. Методы нужны как ориентиры, направляющие на познание на выявление внутренней природы явления.

3). Приёмы – относительно несложные способы познавательной и практической деятельности, являются частью какого-либо метода и помогают успешному достижению поставленной цели (логические операции).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: