Понятие о логической культуре

 

Формальная логика является важнейшей составляющей духовной культуры. Её достижения используются при осмыслении различных областей человеческой деятельности, широко приме­няются в психологии и лингвистике, теории управления и педагогике, юриспруденции и других науках. Разделы логики являются теоретической основой кибернетики, вычислительной математики, теории информации, а также методологической основой познания и общения.

Вместе с тем существует обыденное мнение, принижающее значение логики. Некоторые люди считают, будто бы логическое знание несущественно, так как человек может мыслить правильно и без специальных зна­ний. Возражая против такого подхода, приведём ряд принципиальных соображений.

Да, люди способны мыслить логично, не зная логики и её законов, подобно тому, как они могут правильно говорить, не зная алфавита и правил грамматики. Это связано с тем, что мир, который отражается в нашем мышлении, логичен сам по себе.

Однако это вовсе не исключает возможных логических ошибок. А ошибки в мыслях порождают ошибки в практических делах. Ошибки в практических делах приводят к искажённому конечному результату. Поэтому для современ­ного специалиста стихийной правильности мышления явно недостаточно. Он должен научиться контролировать мышление со стороны его формы, со­знательно управлять этим процессом: проверять его правильность, преду­преждать возникновение логических ошибок, а также находить их и исправ­лять. В этом смысле значение формальной логики несомненно велико. Способность человека к логическому мышлению не является врождённой, поэтому её надо развивать разными методами, в том числе и через изучение науки логики.

Однако следует избегать традиционного заблуждения, которое проявляется в утверждении, что логика учит человека мыслить. Это не так. Мышле­ние – такой же объективный процесс, как и дыхание, например. Поэтому любой нормальный человек может мыслить и не изучая логики. Однако в практических сферах, где мышление является инструментом профессио­нальной деятельности, для специалиста важным является не умение просто мыслить, а правильно мыслить. Точно так же как умение правильно дышать в сферах, где дыхание является инструментом профессиональной деятельности (например, плавание, бег, пение, дикция и т. п.).

Использование логики предполагает наличие, как минимум, двух необходимых условий:

1) известная сумма знаний;

2) определённая способность к мышлению.

Формальная логика, таким образом, учит человека правильно мыслить, тем самым усиливая и развивая его мыслительные способности. Да и можно ли без логики ответить на вопрос: правильно или неправильно наше мышление? Это возможно достичь только в процессе специальной подготовки – последовательном и углублённом изучении науки логики, результатом которого является формирование логической культуры современного специалиста, в том числе и юриста.        

Стихийное логическое мышление становится управляемым, если известны правила логики и их знание применяется. Сознательно использовать правила логики – значит мыслить более точно, лучше овладевать методами мышления и применять их. Особенно это необходимо при получении выводного знания, истинность которого не обеспечивается стихийной правильностью рассуждения. Такую процедуру юристам приходится выполнять постоянно.

Разнообразные способы логического рассуждения обнаруживаются и в практике доказывания, и в построении следственных версий, и в судопроизводстве, и в нормотворчестве, и в теоретическом анализе права. Логическая форма оказывает большое влияние на содержание правового мышления. Это с одной стороны.

С другой стороны, сами содержательно-нормативные характеристики правового мышления во многом определяют особенности его логической формы. Конечно, познание, связанное с установлением истины по уголов­ным и гражданским делам, в известном смысле является частным случаем научного познания. Оно протекает в тех же логических формах и подчине­но тем же законам, что и познание в любой области знания. Тем не менее, процедуры исследования в правовой сфере специфичны, потому что они строго и детально регламентированы юридическими нормами, чего нет ни в какой иной области познания. Здесь закон устанавливает формы, в которых протекает вся познавательная деятельность.

Выдающийся русский философ и государствовед Иван Александрович Ильин (1883 – 1954), обосновывая необходимость предметного ло­гического и нормативного рассмотрения права, подчеркивал: «...Право тем совершеннее в формальном отношении, чем более оно продумано и чем бо­лее прямых определений содержится в его нормах; ибо в научной теории всегда остаётся спорное, а в правосознании – неустойчивое и подверженное влиянию частного интереса». И далее: «...Вся сила логического комментиро­вания должна быть направлена на то, чтобы иметь в виду, разуметь и отли­чать смысл, данный в законе, от всякого добавления, из каких бы благород­ных соображений оно ни проистекало».

Смысл и значение мышления, следовательно, состоит в получении нового знания. Это связано с деятельностью человека, практическими задачами, решение которых требует установления сущности, закономерных связей действительности и конструирования на этой основе идеальной модели практического преодоления возникшей проблемной ситуации. Назначение мышления и заключается, прежде всего, в выявлении неизвестного, которое не дано человеку в непосредственном восприятии, но которое может быть установлено путём определения соотношения между известными данными, их взаимозависимости, или взаимовлияния.

Вот почему логика, исследуя логические формы и законы, рассматрива­ет мышление как средство постижения истины. Не случайно логику счита­ют орудием истины и незаменимым средством разоблачения лжи, заблужде­ния и дезинформации. Большое значение в этом процессе приобретают правила или нормы, которые определяют правильность мышления. В этом смысле формальная логика является наукой нормативной, потому что она указывает те нормы, которым мышление должно подчиняться. Её главное значение для человека состоит в том, что она усиливает его мыслительные способности и делает мышление более рациональным.

Речь, таким образом, идет о культуре познавательного процесса, содержание которого схематично можно представить следующим образом:

В рамках рассматриваемого контекста для нас особый интерес представляет культура абстрактно-логического мышления – мера развития человека как субъекта творческо-преобразующей деятельности, рассматриваемую со стороны его мыслительных возможностей и выражающуюся в способности логически правильно и диалектически верно отражать окружающую дейст­вительность специфическими средствами мышления.

Содержание культуры абстрактно-логического мышления проявляется, во-первых, в правильном логическом строе мыслительного процесса и,           во-вторых, в адекватном диалектическом отражении действительности, позволя­ющем творчески преобразовывать её сначала в мысли, а затем и на практике. Поэтому структурными элементами культуры рационального мышления вы­ступают формально-логическая культура мышления и объективно-диалекти­ческая культура мышления, которые и представлены на приведённой выше схеме. Содержательную основу формально-логической культуры мышления юристов, которая образуется и развивается средствами формальной логики, составляет глубокое знание следующих компонентов:

- формально-логических принципов, служащих исходным пунктом не только познания собственно логической проблематики, но и реализации требований логики в юридической практике: принцип отражения действительности абстрактным мышлением; принцип познаваемости логических связей; принцип однозначности; принцип предметности и др.;

- основных и неосновных формально-логических законов;

- форм абстрактного мышления – понятий, суждений, умозаключений, проблем, гипотез, теорий и др.;

- методов познания и выявления логических связей, имеющих формально-логическую природу: дедукции, популярной и научной индукции, анало­гии, сравнения, анализа, синтеза и т. д.;

- логических операций: обобщения, ограничения, определения и деле­ния понятий, преобразования суждений и др.;

- совокупности многочисленных правил и требований, вытекающих из формально-логических законов, структуры мысли, методов построения рассуждений: правил оперирования понятиями, правил соотношения основных видов суждений по их истинности или ложности, правил силлогизма и др.;

- средств, приёмов и способов обеспечения доказательности и убедительности юридической теории и практики, профессиональной речи;

- предостережений от возможных логических ошибок преднамеренного (софистического) или непреднамеренного (паралогического) характера: «подмены тезиса», «мнимого следования», «после этого, значит по причине этого», «от сказанного с условием к сказанному безусловно», «поспешности обобщения» и т. п.

Содержательную основу объективно-диалектической культуры мышления составляет знание, разрабатываемое диалектической логикой.

Культура формально-логического мышления составляет важнейший элемент фундамента логической культуры человека, которая пронизывает все виды его материальной и духовной деятельности. Она включает:

1) определённую совокупность знаний о средствах мыслительной деятельности и её формах и законах, усиливающих мировоззренческую и методологичес­кую позицию формально-логического решения наиболее типичных про­блем, выдвигаемых практикой;

2) умение использовать эти знания в процессе мышления (оперировать понятиями, строить умозаключения, что-либо доказывать или опровергать);

3) устойчивые навыки формирования стройной и убедительной мысли, обеспечения надёжного самоконтроля в ходе рассуждения, чтобы находить и устранять свои и чужие логические ошибки, вырабатывать наиболее рациональные способы рассуждения.

Логическая культура занимает особое место в общей культу­ре и её основных слагаемых – политической, правовой, нравственной и т. д. Ведь как бы ни были специфичны данные виды культуры личности, они ос­новываются на мышлении, на его общих для всех людей формах и законах. Вот почему логическая культура является необходимым инструментом, поз­воляющим увидеть истинную сущность сложных общественных яв­лений, правильно оценить их и убедительно показать специфику.

Эти качества необходимы каждому человеку, но для юриста они имеют особое значение, так как его деятельность во многом требует не только узкопрофессиональной, но и преимущественно интеллектуальной подготов­ки, способности делать аргументированные выводы на основе логического мышления.

Следовательно, знание формальной логики помогает юристу:

1. Сознательно пользоваться исходными принципами правильного мышления, прививать навыки чёткого формулирования стройной и убедительной мысли, обеспечивать самостоятельность в ходе рассуждения, развивать и дисциплинировать умственные способности правоведа, совершенствовать формальный аппарат его мышления.

2. Развивать логически стройную и аргументированную профессиональную речь, обеспечивать её научную убедительность.

3. Понимать самому и объяснять другим сложные политико-правовые явления и процессы, конкретные документы, актуальные ситуации, общественные причинно-следственные связи и т. д.

4. Вскрывать противоречия в показаниях потерпевшего, свидетеля, обвиняемого.

5. Опровергать необоснованные доводы своих оппонентов.

6. Разрабатывать судебно-следственные версии.

7. Составлять логически выдержанный план осмотра места происшествия. 

8. Логически правильно составлять официальные юридические документы: протоколы, акты, заключения, обзоры, приказы, директивы и т. п.

9. Принимать правильные, обоснованные решения по конкретным судебным делам, актуальным правовым вопросам.

10. Предвидеть последствия своих и чужих высказываний, действий и поступков.

11. Выработать умение защищать свои убеждения, использовать возможность логических средств в аргументированном отстаивании мировоззрен­ческих позиций и методологических установок.

12. Преодолевать инертность, косность мышления, которая довольно часто не позволяет взглянуть на ситуацию без предвзятости и увидеть её такой, какова она в реальности и т. п.

Современное общество всё больше требует от каждого человека умения масштабно мыслить, рассуждать, разбираться в происходящих процессах общественной жизни. Формирование логической культуры требует значительных интеллектуальных усилий и терпения. Не случайно и то, что известный советский логик Валентин Фердинандович Асмус определил логику прежде всего как «дисциплину ума».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: