Административная (классическая) школа менеджмента (А. Файоль, Л. Урвик, Д. Муни)

 

Файоль создал «теорию администрации», которая была в дальнейшем развита Урвиком и Муни.

Целью административной школы было создание универсальных принципов управления, следуя которым, по убеждениям создателей школы, организация, несомненно достигнет успеха.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Файоль сформулировал 14 принципов:

1. Разделение труда.

2. Власть и ответственность.

3. Дисциплина.

4. Единачалие.

5. Единство руководства.

6. Подчинение частных интересов общим.

7. Вознаграждение.

8. Иситрилизация.

9. Скалярная цепь (цепь начальников).

10. Справедливость.

11. Стабильность рабочего места для персонала.

12. Корпоративный дух.

Файоль выделил 6 групп операций: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные, административные – производимых на любом предприятии и являющихся взаимозависимыми.

Административные операции Файоль разделил на: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию, т.е. на основные функции управления.

Планирование – определяет цели деятельности, необходимые для этого средства, а так же разрабатывающая методы, наиболее эффективные в конкретных условиях.

Организация – формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы.

Мотивация – активизация работающих и побуждение их эффективно трудиться для выполнения целей.

Контроль – количественная и качественная оценка и учет результатов работы.

Координация – достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Теории управления Тейлора и Файоля имеют не только сходство, но и различие. Тейлор предлагал установить рациональное управление предприятиями «снизу», а Фойль – «сверху». Файоль подчеркивал, что никакого противоречия между его теорией и теорией Тейлора нет, просто они рассматривают разные уровни управления: Тейлор – цеховое управление, а он – высшее административное.

Основной вклад представителей административной школы в теорию менеджмента состоит в том, что они рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, и изложили основные принципы управления. Они сформулировали систематизированную теорию управления всей организации, выделив управление как особый вид деятельности.

 

Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Количественный подход

 

В 30–50‑х гг. ХХ века на Западе получило распространение «неоклассическая» школа управления.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений. Она выдвинула требование «человек – главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии в управлении. Основоположник школы немецкий психолог Гуло Мюнстерберг (1863–1916), переехавший в 1892 г. в США и преподававший в Гарварском университете. Его школа подготовила первых в мире промышленных психологов по заявкам предприятий и организаций.

Американа Мэри Паркер Фоллетт (1866–1933) в книге «Новое государство» (1920) выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейло (1880–1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел работу, получившую название «хаторнские эксперименты». Опыты в Хаторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 гг. целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

«Хаторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации и труду межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организаций.

 



Основная литература

1. Гвишиани Д.Н. Организация и управление. Изд. 3-е перераб. ‑ М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1993.

2. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В. Валового. – М.: ИНФРА – М., 1997.

3. Менеджмент организации. Учебное пособие. Под ред. Румянцевой З.П. и др. – М.: ИНФРА – М, 1995.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: «Дело». 1992.

5. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: «Тандем», ЭКМОС, 1997.

6. Фатхутдинов Р.А. Система менеджмента. – М.: АО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1996.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: