Тема. Проблема человека в истории философии

Изучите теоретический материал.

3. Выполните задание в документе Word и отправьте его на электронную почту преподавателя!!!

Тема. Проблема человека в истории философии.

Основные понятия и термины по теме: человек, индивид, индивидуальность, личность, счастье, любовь, творчество, смысл жизни, экстраверт, интроверт, меланхолик, флегматик, сангвиник, холерик, гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, фатализм, волюнтаризм, экзистенциализм, свобода, необходимость, эвтаназия.

Краткое изложение теоретических вопросов:

1. Человека и человечество интересовали всегда две сложные проблемы: он сам и окружающий мир.

Первая проблема, связанная с человеком, - это проблема происхождения человека.

Первобытная религия- тотемизм - считала, что предки человека в растениях, живот­ных и даже в отдельных частях поверхности земли.

Современные религии объясняют происхождение человека действием Бога. Философская теория основывается на естественнонаучной теории происхождения человека (антропогенез) Дар­вина (19 век). Он первый сформулировал гипотезу происхождения человека от обезь­яны благодаря труду, общению людей в процессе труда и нравственности, что способствовало развитию их речи. Следует отметить, что существуют и другие теории антропогенеза

Многие русские философы также пытались внести свою лепту в разрешение проблемы происхождения человека.

По мнению Льва Шестова, есть 2 гипотезы происхождения человека: библейская и дарвиновская. Библейская, полагал он, более правдоподобна. Но на свете очень много людей, которые произошли от обезьяны, сумевших по-обезьяньи приспособиться к жизни. Из этого следует, что и Дарвин, и Библия правы.

Немецкий философ Фридрих Ницше считал, что человек вообще ещё не возник, в массе своей он ещё остаётся супершимпанзе. Именно «супер», потому что в сравнении с обезьяной он более умный, более хитрый, более ловкий, но всё равно обезьяна.

Как и русские мыслители, Ницше полагал, что теория Дарвина не подтверждается никакими серьёзными фактами. Естественный отбор действительно способствует выживанию, но отнюдь не самых лучших и самых значительных особей. В результате естественного отбора никакого прогресса не происходит. Потомство дают лишь серые, невзрачные индивиды.

Единственными представителями истинной человечности являются, согласно Ницше, лишь философы, художники, святые. Профессор, доктор медицинских наук Эрнест Мулдашев утверждает, что первые люди произошли от атлантов, которые жили на затонувшем континенте Атлантида и были пришельцами из космоса.

В 60-е годы 20-ого века появилась так называемая мутационная теория. Около 3-х миллионов лет назад в восточной Африке в результате землетрясения произошли разломы земной коры, и обнажились залежи урана. Началась ионизирующая радиация, она отрицательно влияла на всё живое. Началась мутация, в том числе и обезьян, которая привела к появлению человека.

2.   Природа человека - это его стойкие неизменные и общие для всех людей анатомо-физиологические черты, а также общие задатки и свойства, отра­жающие его особенности как живого существа (разум, членораздельная речь, темперамент и др.).

В понимании природы и сущности человека одно из центральных мест занимает проблема соотношения биологического и социального. В филосо­фии имеются две точки зрения:

- Биологизаторская, которая подчеркивает, прежде всего, значение врожденных качеств человека.

- Социологизаторская, которая считает, что качества человека оп­ределяются социальной средой.

Биологические и социальные факторы находятся в тесной связи. Человек с момента рождения является индивидом, носителем индивидуальных свое­образных качеств.

Личность - это совокупность конкретных социальных качеств, которыми он обладает, и социальных отношений, в которые он включен.

Особенностью личности является высокоразвитое самосознание: лич­ность контролирует себя и свои поступки. При рождении человек становится индивидом, а в процессе социализации он становится личностью. Деятель­ность и социальная среда (макро - и микросреда) формирует личность.

Личность - это человек, выступающий в роли гражданина. Ученые, философы издавна замечали, что каждый человек относится по преимуществу к какому-нибудь типу личности, и всех людей можно разделить, конечно, весьма условно, на различные типы. Первую серьезную попытку классификацию личностей предпринял греческий врач Клавдий Гален, живший во II в н.э. Исследуя человеческие характеры, он пришел к выводу, что по своему темпераменту все люди делятся на четыре типа: холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики. Любого человека можно отнести к тому или другому типу.

Американский психолог Л.Шелдон делит всех людей на три типа: мозговой, мускульный, желудочный.

Русский физиолог И.Павлов делил людей на два типа: научный и художественный.

По мнению швейцарского психиатра К.Юнга все люди делятся на две группы: экстраверты и интроверты.

Экстраверт – это человек, ориентированный во вне, в мир, это открытый тип.

Интроверт ориентирован внутрь себя, это тип замкнутого, закрытого типа.

Существует и другая типология личности:

- деятели – для них главное – активное изменение мира и людей. Они “горят” на работе;

- мыслители – это маяки человечества. Они приходят в мир, чтобы смотреть и размышлять. Их оружие – слово;

- люди чувств и эмоций. Остро чувствуют мир. Это деятели литературы и искусства;

- гуманисты и подвижники отличаются обостренным чувством в восприятия душевного состояния другого человека. Их сила – в любви к людям и всему живому, в активном действии. Дело их жизни – милосердие. (Мать Тереза).

 Индивидуальность - это уникальность личности, особенность ее поведе­ния, это самобытность, особенность чувств, оригинальность мышления.

Современные философы утверждают, что человеком рождаются, индивид воспитывается в семье, а личностью становятся в течение жизни. Ценность личности определяется ее отдачей обществу, личность способна возложить на себя ответственность.

3. Анализ проблемы человека начинается в религиозно-философских уче­ниях. В буддизме смысл человеческой жизни - достижение внутреннего совершенства. В древнекитайской философии человек и мир рассматриваются как единое целое, живой организм. Цель человека - стремление к гармонии, внутреннему совершенству.

Сократ считает главным разум и внутренний нравственный закон челове­ка. Нравственность определяется знанием.

Платон считал, что нравственность - не знание, а врожденное качество человека. Платон рассматривает тело как темницу души, а душу как бес­смертную ценность. Природа человека - это единство душевных и телесных свойств. Аристотель отверг идею Платона о бессмертии души и ее перево­площениях. По Аристотелю существуют три вида души:

- растительная, свойственная всем живым существам;

- ощущающая, свойственная животным и человеку;

- разумная, свойственная только человеку.

Человек выше всех других животных, прежде всего разумом. Он вершина мировой иерархии. Благодаря воспитанию и воле человек может приобрести такие добродетели, как мудрость, разумность, благоразумие, мужество, щедрость, благородство, справедливость, и др. При этом Аристотель подчеркивал, что в процессе воспитания необходимо учитывать различия в прирожденных свойствах людей. Человек должен строить свою жизнь в соответствии с природой.

В раннем христианстве существо­вала концепция Богочеловека. Позднее человек рассматривается и как творе­ние бога, и как микрокосмос. Человек в христианской философии смыкается с миром природы и через нее с богом. Христиане должны терпеливо ждать прихода вечного царства Божия. Путь к нему - через нравственное совер­шенствование человека. Христианство рассматривает человека как храм, вместилище богатейших чувств. Человек несет на себе отпечаток Бога.

Большое значение имела французская философия 18 века - сенсуализма, которая утверждала, что человек - это единство природного и социального. Французский просветитель Дени Дидро отмечал, что природные задатки различны у различных людей, но с помощью воспитания их можно развить.

Концепция человека получила развитие и в философии Канта, который считал, что жизнь человека определяется нравственными законами, которые имеются внутри у каждого человека. Эти внутренние законы Кант называет категорическими императивами, главным из них являются вера в Бога, добро и сознание собственного достоинства.

Немецкая классическая философия (Гегель, Фейербах) рассматривала че­ловека не как пассивного объекта, а как активного субъекта. По мнению Гегеля, человек и сознание человека завершили развитие Абсолютной идеи. Фейербах рассматривал человека как часть природы, который отличался от всей остальной природы своим стремлением к счастью.

Моральные свойства человека - это простая естественная склонность, так как человек нравственен по своей природе, Фейербах пытался создать еди­ную общественную мораль для всего человечества любой эпохи, которую он называет всеобщей новой религией — религией любви. Маркс рассматривает человека как продукт общественных отношений. Общество должно создать условия для свободного развития личности.

 

Задание

(выполнить тест и выслать на почту преподавателя в документе Word).

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

Блок 1.

1.1. Верны ли следующие суждения о личности?

А) Главным в характеристике личности являются участие человека в общественных отношениях и сознательной деятельности.

В) Новорожденный человек является личностью

1) верно только А;      3) верно и А, и В;

2) верно только В;       4) оба суждения неверны.

1.2. Одна из характеристик человека, как индивидуального феномена, отражающая его социальную сущность

А) индивид

В) личность

С) индивидуальность

D) гражданин

1.3. Субъект с присущими ему индивидуальными чертами и качествами- интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, являющимися продуктом определённой социальной среды

А) индивидуальность

В) личность

С) индивид

D) гражданин

1.4.Биологизаторские концепции объясняют природу и поведение человека влиянием

А) общества

В) инстинктов

С) образование

       D) культуры

1.5. Автором теории антропогенеза является

А) Шестов

В) Дарвин

С) Ницше

       D) Мулдашев

1.6. Эволюционная концепция возникновения человека предложена

А) Фрейдом

В) Дарвином

С) Энгельсом

       D) Ницше

1.7. Автором теории о том, что существуют две гипотезы происхождения человека является

А) Ницше

В) Дарвин

С) Шестов

       D) Мулдашев

 

Блок 2.

1. Дайте определение следующим терминам: индивид, индивидуальность, личность.

2. Назовите отличия в удовлетворении природных потребностей у человека и животного?

3. Один древний мудрец сказал, что для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Согласны ли вы с этим мнением?

4. Что такое деятельность?

5. Может ли человек искренне сказать о себе — чего в нем больше: супершимпанзе или философа (художника, святого)?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: