Методология проектирования

Министерство образования и науки Российской Федерации

Волгоградский государственный технический университет

 

И. М. Рябов

 

 

проектирование

транспортно-складского комплекса

 

 

Учебное пособие

 

 

 

 


Волгоград

2011


УДК 621.113

 

Рецензенты:          СКБ «ВгТЗ», зам. гл. констр. В. М. Буряков;

                                        зам. директора по учебной работе НОУ СПО «Волгоградский колледж газа и нефти» ОАО «Газпром» доктор техн. наук В. В. Новиков

 

Рябов, И. М. Проектирование транспортно-складского комплекса: учеб. пособ. / И. М. Рябов; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2011. – 65 с.

 

 

ISBN 978-5-9948-0727-9

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета.

 

 

Представлены методология проектирования транспортно-складских комплексов, теоретические основы проектирования, а также задание на проектирование и пример расчета транспортно-складского комплекса.

Предназначено для студентов, обучающихся по направлению 551400 (код ОКСО 190100) – “ Наземные транспортные системы ”.

 

 

Ил. 36. Табл. 16. Библиогр.: 12 назв.

 

ISBN 978-5-9948-0727-9

                                                                                                    © Волгоградский



Государственный

                                                                                              технический

Университет, 2011

© И.М. Рябов, 2011

 

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ.………………………………………………………………….. 6

1. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНО-СКЛАДСКОГО КОМПЛЕКСА ………………………………………….….                    11

1.1. Логистическое проектирование транспортно-складского комплекса (ТСК).……………………………….…………………………………………    11

1.2. Технологическое проектирование ТСК.…………………………….…. 12

1.3. Принципы проектирования ТСК …………………………………....…. 13

1.4. Обеспечение пожарной безопасности при проектировании ТСК …… 16

1.4.1. Пожарная опасность строительных материалов………………...... 19

1.4.2. Особые требования к объемно-планировочным

и инженерно-техническим решениям ТСК……………………………… 20

1.5. Проблемы проектирования ТСК………………………………….......... 23

1.6. Этапы проектирования ТСК …………………………………………… 24

1.6.1. Проектирование гипотез конструкции ТСК…………………….... 26

1.6.2. Уточнение технологических процессов на ТСК и проверка

их устойчивости методами имитационного моделирования…………... 27

1.6.3. Детализация выбранной гипотезы, разработка бюджета

создания ТСК…………………………………………………………….... 28

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ проектирования

транспортно-складского комплекса…………………………. 30

2.1. Постановка задачи и выбор исходных данных

для проектирования ТСК…………………………………………………….. 30

2.2. Расчет грузопотоков транспортно-складского комплекса……………. 31

2.2.1. Расчет полных суточных грузопотоков прибытия

и отправления……………………………………………………………… 33

2.2.2. Расчет частных суточных грузопотоков внутри ТСК

по прибытию грузов…………………………………………………….… 33

2.2.3. Расчет грузопотоков отправления грузов………………………… 34

2.3. Расчет параметров складов …………………………………………….. 34

2.3.1. Определение массы груза в транспортно-складском пакете ……. 34

2.3.2. Определение запаса хранения (вместимости) склада …………… 34

2.3.3. Расчет числа грузовых складских единиц,

которые должны помещаться в зоне хранения …………………………. 35

2.3.4. Расчет параметров стеллажей при использовании

стеллажного крана-штабелера ТС-12М………………………………….. 35

2.3.5. Расчет стеллажного хранения грузов при использовании

электроштабелера…………………………………………………………. 37

2.4. Расчет рабочих площадей склада……………………………………..... 39

2.4.1. Расчет полной рабочей площади склада………………………….. 39

2.4.2. Расчет полезной рабочей площади склада………………………... 39

2.4.3. Расчет коэффициента использования площади склада…………... 39

2.4.4. Определение параметров участка временного хранения………… 40

2.5. Определение потребного количества

подъемно-транспортного оборудования …………………………………… 41

3. ЗАДАНИЕ И ПРИМЕР РАСЧЕТА транспортно-складского комплекса………………………………………………………………... 42

3.1. Задание………………………………………………………………….... 42

3.2. Постоянные данные для проектирования……………………………... 42

3.3. Расчет грузопотоков транспортно-складского комплекса……………. 43

3.3.1. Расчет полных суточных грузопотоков прибытия и

отправления………………………………………………………………... 43

3.3.2. Расчет частных суточных грузопотоков внутри ТСК………….... 43

3.4. Расчет параметров складов……………………………………………... 44

3.4.1. Определение массы груза в транспортно-складском пакете……. 44

3.4.2. Определение запаса хранения (вместимости) склада…………..... 45

3.4.3. Расчет числа грузовых складских единиц, которые должны

помещаться в зоне хранения, и средней массы грузовой единицы…..... 45

3.4.4. Расчет стеллажного хранения грузов……………………………… 46

3.4.5. Расчет рабочих площадей склада…………………………………. 50

3.5. Определение производительности и потребного количества

подъемно-транспортного оборудования………………………………….... 52

Список рекомендуемой литературы …………………………. 55

Приложение А. Основные технические характеристики

стеллажного крана-штабелера ТС-12М……………………………………. 57

Приложение Б. Основные технические характеристики

электроштабелера ЕВ 418.56.4……………………………………………… 58

Приложение В. Общие требования правил пожарной безопасности

на ТСК………………………………………………………………………… 59

Приложение Г. Титульный лист курсовой работы………………………… 64




Введение

Проектирование транспортно-складских комплексов (ТСК) является одной из задач логистики – области деятельности, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами, создания инфраструктуры товародвижения. Таким образом, логистика изучает не ресурсы (материальные, финансовые, информационные), а их движение в пространстве и во времени. Под движением понимается непрерывное изменение состояния ресурсов – их количества, качества, места нахождения, принадлежности собственнику и т. д.

Логистика призвана обеспечить наличие нужного продукта, в нужном количестве, в нужном состоянии, в правильном месте, в правильное время, для клиента, по правильной цене. На макроуровне логистика определяет общую концепцию распределения товарной продукции, направлений материальных потоков, размещение объектов инфраструктуры, выбор поставщиков сырья и материалов. На микроуровне логистика решает вопросы в рамках отдельных элементов, например, задачи распределения готовой продукции, ее складирования, транспортирования и доставки. Сюда же входят и задачи складской логистики.

Основной задачей складской логистики является оптимизация процессов приемки, обработки, хранения и отгрузки товаров на складах. Складская логистика определяет правила организации складского хозяйства, процедуры работы с товаром и соответствующие им процессы управления ресурсами (человеческими, техническими, информационными).

Логистической цепью называется упорядоченное множество физических и юридических лиц, которые осуществляют логистические операции по товародвижению. Они доводят материальный и сопутствующие ему потоки до конечного потребителя. В эффективно функционирующей логистической цепи каждый участник действует в соответствии с общей целью (наиболее полное удовлетворение требований конечных потребителей). Конфликты интересов участников сокращаются до минимума. В целом для всех участников логистической цепи открываются возможности повышения стабильности деятельности, более рационального использования ресурсов, снижения рисков. Надежный информационный обмен и совместное планирование и координация деятельности способствуют рационализации движения потоков в логистической цепи, что повышает уровень обслуживания потребителей, конкурентоспособность цепи в целом.

Разница времени и темпов выпуска продукции, и ее потребления создает неравномерность движения материальных потоков, перемещение которых в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов. Для хранения этих запасов предназначены соответствующие склады и складские хозяйства. Крупные складские хозяйства при внедрении автоматизации технологических процессов превращаются в транспортно-складские комплексы. Основное назначение транспортно-складских комплексов – прием запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного снабжения заказов потребителей.

Современный транспортно-складской комплекс – это сложная техническая система, которая состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, накапливанию, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом возможно многообразие параметров, технологических и объемно-планировочных решений ТСК, конструкций оборудования для переработки разнообразной номенклатуры грузов. В то же время транспортно-складской комплекс сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует требования к складской системе, устанавливает критерии оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.

Движение грузов через ТСК связано с различными затратами (на содержание зданий, электроэнергию, зарплату работникам и т. д.). Поэтому функционирование ТСК оказывает значительное влияние на стоимость материальных потоков в логистической цепи, т. е. на стоимость товаров.

Следует учитывать, что в каждом отдельно взятом случае параметры конкретного ТСК значительно отличаются от других ТСК так же – как его элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы всегда нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь оптимальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее наиболее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне ТСК.

Основными функциями ТСК являются:

1. Складирование и хранение, которое позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением. Это дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с непрерывным производством и сезонным потреблением многих товаров.

2. Преобразование производственного ассортимента в потребительский ассортимент в соответствии со спросом. Особое значение данная функция приобретает в распределительной логистике, где торговый ассортимент включает огромный перечень товаров различных производителей, отличающихся функционально, по размеру, форме, цвету и т. д.

3. Унитизация грузов, которая используется, когда потребители заказывают со складов партии меньше чем вагон или меньше чем трейлер, что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.

4. Предоставление клиентам различных услуг, обеспечивающее высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:

- подготовка товаров (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т. д.);

- проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;

- придание продукции товарного вида, предварительная обработка;

- транспортно-экспедиционные услуги и др.

При проектировании транспортно-складского комплекса необходимо знать следующие основные понятия и определения.

Рампа – сооружение, предназначенное для производства погрузочно-разгрузочных работ. Рампа одной стороной примыкает к стене склада, а другой располагается вдоль железнодорожного пути (железнодорожная рампа) или автоподъезда (автомобильная рампа).

Платформа – сооружение аналогичного с рампой назначения. В отличие от рампы проектируется двусторонней: одной стороной располагается вдоль железнодорожного пути, а противоположной – вдоль автоподъезда.

Высотное стеллажное хранение – хранение на стеллажах с высотой складирования свыше 5,5 м.

Антресоль – площадка внутри здания, на которой размещены помещения различного назначения (производственные, административно-бытовые или для инженерного оборудования).

Вставка (встройка) в одноэтажном производственном здании – двух- или многоэтажная часть здания, размещенная в пределах одноэтажного здания по всей его высоте и ширине (вставка) или части высоты и ширины (встройка), выделенная ограждающими конструкциями.

Инженерное оборудование здания – система приборов, аппаратов, машин и коммуникаций, обеспечивающая подачу и отвод жидкостей, газов, электроэнергии (водопроводное, газопроводное, отопительное, электрическое, канализационное, вентиляционное оборудование).

Мобильное (инвентарное) здание или сооружение – здание или сооружение комплектной заводской поставки, конструкция которого обеспечивает возможность его передислокации.

Площадка – одноярусное сооружение (без стен), размещенное в здании или вне его, опирающееся на самостоятельные опоры конструкции здания или оборудования. Площадка предназначена для установки, обслуживания или ремонта оборудования.

Этажность здания – число этажей здания, включая все надземные этажи, технический и цокольный, если верх его перекрытия находится выше средней планировочной отметки земли не менее чем на 2 м.

Этаж надземный – этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли.

Этаж подвальный – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.

Этаж цокольный – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли не более чем на половину высоты помещения.

Этаж технический – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней части здания.

Этажерка – многоярусное каркасное сооружение (без стен), свободно стоящее в здании или вне него. Этажерка предназначена для размещения и обслуживания технологического и прочего оборудования.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

транспортно - складского комплекса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: