Основные стратегии действий по предупреждению наркомании среди детей, подростков и молодёжи

Стратегии профилактики

 Методы профилактики

 Технологии первичной, вторичной и третичной профилактики

 

Профилактика употребления психоактивных веществ

 Цель – формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.

 Контингенты – дети, подростки в школе, молодёжь в учебных заведениях, родители (семья), учителя, внешкольные подростковые, молодёжные коллективы и группы, дети на улице, неорганизованные группы населения.

 Цель – формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение.

 Контингенты – семья (родители), учителя, дети, подростки в школьных коллективах, неорганизованные группы детей, дети на улицах, неорганизованные группы населения.

 Цель – развитие протективных факторов здорового социально эффективного поведения.

 Контингенты – дети, подростки и молодёжь в школьных коллективах и вне них, ВУЗах, учителя, родители (семья). Подготовка специалистов – тренеров из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей.

 Цель – формирование знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков.

 Контингенты – дети школьного и дошкольного возраста, молодёжь, родители, учителя, другие организованные и неорганизованные группы населения.

 Изменение дезадаптивного поведения

 Цель – формирование мотивации на изменение поведения.

 Контингенты – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи, взрослого населения.

 Цель – изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные.

Контингент – дети, подростки и молодёжь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодёжи и взрослого населения.

 Цель – формирование и развитие социально-поддерживающей сети.

 Контингент – сверстники и взрослые (семья, учителя, специалисты, непрофессионалы).

 

Поощрение стремления к прекращению употребления наркотиков.

 Цель – формирование мотивации на изменение поведения.

 Контингенты – «труднодоступные» лица, употребляющие наркотики.

 

Стратегии профилактики

 1.Профилактика, основанная на школе

 2.Профилактика, основанная на семье

 3.Профилактика в организованных общественных группах

 4.Профилактика с помощью средств массовой информации

 5.Профилактика, направленная на группы риска в школе и вне школы

 6.Систематическая подготовка специалистов в области профилактики

7.Мотивационная профилактическая активность (краткосрочные профилактические акции среди детей, подростков, молодёжи и других групп населения).

 

 

Методы профилактики

 1.1. Программы формирования мотивации на изменение поведения (краткосрочные)

2.Обучающие и развивающие программы формирования протективных ресурсов личности и поведенческих стратегий

 3.Коррекционные, модификационные программы

 4.Программы подготовки специалистов и субспециалистов в области профилактики (школьные психологи, социальные педагоги, врачи-наркологи, семейные врачи, сотрудники ОВД, консультанты, волонтёры)

 5.Программы развития социально-поддерживающих сетей (семья, школа, неформальные группы, сеть анонимных наркоманов)

Технологии первичной профилактики

 1.Педагогические

 2.Социальные

 3.Медико-психологические

 4.Медико-биологические

 

 Социальные и педагогические технологии

 Цель – информация, мотивация на здоровых образ жизни, социальная поддержка

 

Они осуществляются посредством:

 1.Воздействия средств массовой информации

 2.Обучающих технологий

3.Альтернативным употреблению наркотиков программ детско-подростковой и молодёжной активности

 4.Создания социально-поддерживающих систем (социальные службы, клубы, молодёжные просоциальные организации и т. д.)

 5.Антинаркотических мотивационных акций

 6.Системы деятельности социальных работников и волонтёров

 7.Системы ювенальной юстиции

 

Медико-психологические технологии

 направлены на преодоление социально-психологического стресса

 

 Цель – адекватная психологическая адаптация к требованиям социальной среды.

 1.Развитие личностных ресурсов

 2.Формирование социальной и персональной компетентности

 3.Развитие адаптивных стратегий поведения

 4.Формирование функциональной семьи

 

Медико-биологические технологии

 Цель – определение генетических и биологических контингентов риска, коррекция риска на медицинском уровне.

 

Технологии вторичной профилактики

 1.Социальные

 2.Медико-психологические и психотерапевтические

 3.Медико-биологические

Социальные технологии

 Цель – профилактика развития заболевания (зависимости); психологическая и социальная адаптация

 1.Формирование мотивации на полное прекращение употребления наркотиков

 2.Формирование мотивации на изменение поведения

 3.Развитие проблем-преодолевающего поведения

 4.Формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях

 

Медико-психологические и психотерапевтические технологии

 Цель – выработка мотивации на изменение жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости

 1.Преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний

 2.Осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности

 3.Развитие когнитивных и поведенческих стратегий проблем-преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания)

 4.Анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ. Развитие Я – концепции, коммуникативных ресурсов, социальной компетентности, ценностных ориентаций, когнитивного развития, интернального локуса контроля, принятие ответственности за свою жизнь, своё поведение и его последствия, восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической резистентности к давлению наркоманической среды.

 

Медико-биологические технологии

 Цель – нормализация физического и психического развития, биохимического и физиологического равновесия.

 

 

 

Технологии третичной профилактики

 Цель – формирование социально - поддерживающей и развивающей среды (социально-поддерживающие и терапевтические сообщества, локальные и территориальные программы, программы на рабочих местах, социальные программы, альтернативные употреблению наркотиков).

 

Медико-психологические и психотерапевтические технологии

 1.Тренинг профилактики рецидивов

 2.Тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности

 3.Тренинг когнитивного развития

 4.Индивидуальная и групповая психотерапия, направленная на коррекцию личностных и средовых ресурсов адаптации.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: