Понятие «сопровождение»введено в педагогику Е.И. Казаковой и Л.М. Шипициной, которые понимали его как помощь ребенку в принятии решений и личной ответственности в проблемных ситуациях. Данное понятие они противопоставили понятию «педагогическая поддержка», которое О.С. Газман трактовал как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем физического и психического здоровья, а также проблем социального характера.
Сопровождение субъекта развития в образовании обеспечивает создание условий для принятия им оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора. Тьюторское сопровождение рассматривается как способ практического сопровождения, в основе которого лежат взаимосвязанные функции, выполняемые тьютором: диагностическая, управленческая, образовательная и рефлексивная.
Диагностическая функция будет реализована в процессе работы с тьюторантом по выявлению: готовности к самообразованию, запроса на сопровождение познавательной потребности, актуального уровня развития как основы для проектирования индивидуальной программы развития, готовности субъектов образовательного процесса к обеспечению познавательного движения тьюторанта.
|
|
Управленческая функция включает в себя следующие этапы: планирование, организация, мотивация и контроль процесса тьюторского сопровождения. Каждый этап определяет деятельность субъектов по работе с индивидуальной программой тьюторанта.
Образовательная функция тьютора в конечном счете должна обеспечить реализацию познавательного запроса субъекта сопровождения, сформировать определенный уровень развития его познавательных потребностей и способностей, а также готовность к дальнейшему самообразованию и саморазвитию.
Рефлексивная функция позволяет контролировать направленность и осознанность внимания субъекта на собственные мысли и ощущения. Самоанализ позволяет личности оценивать свои действия и происходящие события по продвижению к поставленной познавательной цели.
В жизни человек может оказаться в кризисной ситуации, выход из которой без помощи не возможен, так как чаще всего она носит комплексный характер, спровоцированный социальными и педагогическими проблемами. Разрешение данных проблем возможно в процессе тьюторского сопровождения социализации, индивидуализации личности, а также активизации ресурсов ее развития. Комплексный характер сопровождения заключается в возможности использования ресурсов различных специалистов, обеспечивающих психологическое консультирование, социально-педагогическую поддержку, интеллектуальное и физическое развитие и др.
|
|
Тьюторское сопровождение в образовании на практике традиционно осуществлялось по трем направлениям:
- руководитель занятий (Director of studies) обеспечивает учёбу учащихся и даёт советы по работе в каникулярное время;
- тьютор (tutor) осуществляет сопровождение учебной деятельности учащегося в течение учебного года;
- моральный наставник (moral tutor) отвечает за жизнь учащихся в образовательной организации в широком смысле этого слова.
Каждое направление реализуется с учетом возрастных особенностей становления субъектности тьюторанта (табл. 1).
Таблица 1
Направления тьюторского сопровождения субъектности
Возрастной этап | Ведущая деятельность по Д.Б. Эльконину | Ведущий вид деятельности | Опыт субъектности | Направление тьюторского сопровождения |
Дошкольный возраст (3-7 лет) | Ролевая игра | Самосознание | Субъект самосознания | Детский интерес |
Младший школьный возраст (7-11/12 лет) | Учебная деятельность | Деятельность и самосознание | Субъект саморазвития | Образовательная инициатива |
Подростковый возраст (11/12-15 лет) | Интимно- личностное общение | Общение | Субъект общения | Пробно-поисковая и проектная деятельность |
Ранняя юность (15-17 лет) | Учебно-профессиональная | Деятельность и самоопределение | Субъект профессионального самоопределения | Образовательная и квазипрофессиональная деятельность по самоопределению |
Взрослость (17 лет и старше) | Трудовая деятельность | Субъект жизнедеятельности | Формирование и реализация образовательного заказа в повышении профессиональной квалификации |
Моральное наставничество на практике может быть представлено социально-педагогическим сопровождением, котороеопределяется как комплекс превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на социализацию обучающихся в семье и в образовательном пространстве. Социально-педагогическое сопровождение обеспечивает индивидуализацию личности в определении оптимальных условий ей жизненного выбора и реализуется по следующим направлениям:
- выбор маршрута личностного роста;
- разрешение личностных проблем развития;
- преодоление затруднений в процессе социализации личности в образовательной организации и социуме;
- сопровождение здоровьесбережения;
- профессиональное развитие и конкурентоспособность и др.
В каждом направлении тьютор осуществляет сопровождение выбора альтернатив развития и помогает разобраться в сути проблемной ситуации, составить план личностного продвижения, определить пути и способы его реализации, сделать первые пробы.
ЗАДАНИЕ 2 (практическая часть)2