Задания для самостоятельного изучения на период

с «13» апреля 2020 г. по «18» апреля 2020 г.1

 

ЗАДАНИЕ 1 (теоретическая часть)2

Изучить теоретический материал по теме «Технологии сопровождения индивидуальной образовательной программы»

Социально-экономические и политические условия развития России ориентируют систему образования на инновационные подходы к процессам развития подрастающего поколения. В законе «Об образовании»в Российской Федерации решение образовательных задач в процессе воспитания и обучения осуществляемых в интересах личности должно быть направлено на удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.В современной российской системе образования проявляются черты западной гуманистической педагогики.

Отличительными признаками гуманистической педагогики являются: ориентация педагогов на индивидуальное психическое, интеллектуальное, нравственное и физическое развитие личности через создание благоприятных условий, в результате которого должен сформироваться гражданин самостоятельно мыслящий и действующий, способный принимать самостоятельные решения в различных жизненных ситуациях. Таким образом, происходит переориентация образовательного процесса на индивидуализированное личностно-ориентированное обучение как равноактивный процесс его субъектов.

Понятие «индивидуализация обучения» в педагогическом словаре определяется как организация учебного процесса через создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого ученика на основе его индивидуальных личностных особенностей. В педагогической энциклопедии данное определение дополнено тем, что индивидуализация образования должна быть направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого школь­ника. В качестве основных компонентов индивидуализированного обучения на всех его этапах выступают контроль и самоконтроль как условие развития самостоятельности. Таким образом, индивидуализация обучения вовсе не обозначает, что ученик вычленен из коллектива и обучается индивидуально, что не исключено; образовательный процесс в данном случае ориентирован и построен с учетом психологических особенностей ученика и его образовательных потребностей. Эту задачу в образовании решает тьютор.

Тьютором в англосаксонских странах называют специалиста выполняющего функцию куратора, опекуна, воспитателя, индивидуального научного руководителя. В современном понимании тьютор – это педагогическая позиция по сопровождению индивидуальной образовательной программы субъектов в процессе непрерывного образования. Отличительной особенностью тьютора является способность к рефлексии и анализу собственного опыта, который при применении технологии индивидуализированного обучения способствует развитию тьюторанта.

В целом деятельность тьютора синтезирует различные формы образования, такие как самообразование, самовоспитание, формирование образа жизни через их индивидуальное освоение учащимся в процессе тьюторского сопровождения.

На практике гуманистическая педагогика реализуется конкретными педагогическими технологиями, ориентированными на индивидуализацию образовательного процесса.

В педагогической литературе педагогическими технологиями обычно называют направление зарубежной педагогики, целью которого является совершенствование учебного процесса через разработку системы и процедур действий для достижения запланированного результата. Изначально с данным понятием связывали технологизацию обучения с применением автоматизированных средств, затем с оптимизацией и проектированием самого образовательного процесса.

Современное понятие педагогической технологии рассматривается в двух направлениях –как область педагогической науки и как конкретная образовательная технология.

Как область педагогической науки она осуществляет определение подходов и принципов ее функционирования в реальных условиях, разрабатывает систему деятельности, анализа и оценки образовательного процесса, а также приемы и методы его совершенствования.

Как конкретная образовательная технология представляет собой систему совместной деятельности педагогов и учащихся, включает набор операций по проектированию, формированию и рефлексии результата в соответствии с условиями образовательного процесса, позволяющих успешно реализовать поставленные цели.

При проектировании технологии тьюторского сопровождения первоначально необходимо определить уровень, на котором она будет применена. На практике педагогические технологии могут реализовываться на трех соподчиненных уровнях:

- Высший - общепедагогический уровень. Технология рассматривается как целостная образовательная система, масштабированная к субъекту образования (технология индивидуализации образовательного процесса и др.).

- Средний - частный уровень. Технология рассматривается как совокупность методов и средств обеспечивающих реализацию поставленной образовательной цели (технология работы тьютора, технология развивающего обучения, технология развития критического мышления, технология научно-исследовательской или проектной деятельности и т.д.).

- Низший - локальный (модульный или микроструктурный) уровень. Технологические микроструктуры в логической последовательности, формирующие технологический процесс тьюторского сопровождения (технология проектирования индивидуального образовательного маршрута, технология интерактивного взаимодействия, технология рефлексии и др.).

 

Характеризуя тьюторское сопровождение как педагогическую технологию, необходимо определить её психологические составляющие:

- Принципы индивидуализации личности, согласно которым конструируются цели тьюторского сопровождения.

- Цели тьюторского сопровождения, их психологическую структуру, психологические материалы и конструкции. Соответственно поставленной цели ведется подбор операций её реализации.

- Набор операций на физическом и психологическом уровне в соответствии с психологическим портретом субъектов тьюторского сопровождения.

- Психологическая характеристика тьютора как субъекта, осуществляющего сопровождения.

- Психологические характеристики тьюторанта как субъекта, участвующего в процессе сопровождения по реализации собственного запроса на развитие.

Характеризуя тьюторское сопровождение как образовательную технологию, выделяютследующие специфические дидактические составляющие:

- Формы взаимодействия субъектов сопровождения по раскрытию и реализации образовательной потребности личности. Подбираются соответствующие интерактивные методы по достижению поставленной цели.

- Интерактивные методы, ориентированные на широкое взаимодействие субъектов тьюторского действия. Применяемые методы соотносятся с соответствующими средствами взаимодействия.

- Набор средств тьюторского сопровождения, реализуемых определенным способом на физическом и психическом уровнях.

- Набор способов сопровождения на уровне осознания и реализации сопровождения согласно процедуре сопровождения.

- Процедуры определяют этапы сопровождения по реализации и рефлексии результата тьюторского сопровождения.

Таким образом, технология тьюторского сопровождения субъектов образовательного процесса, должна разрабатываться с учетом конкретного педагогического запроса, целевых ориентиров, масштаба образовательного уровня и психологических особенностей субъекта сопровождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: