Характеристика соревновательной деятельности в керлинге

ВВЕДЕНИЕ

        В современном спорте высших достижений уже привычным стало применение программ по оценке эффективности соревновательной деятельности. Так, например, во время футбольного матча на экране телевизора мы можем видеть выжимку наиболее интересных статистических данных отражающих ход встречи. С научной точки зрения, детальных анализ этой и другой информации позволяет выявлять тенденции, закономерности, а также типичные ошибки в игровых действиях команд и спортсменов в частности, что, в свою очередь, может использоваться при планировании тренировочного процесса. Учет полученных сведений позволяет тренерам и специалистам более точно определять сильные и слабые стороны своих подопечных, как на высоком уровне мастерства, так и на этапе начальной подготовки.

В керлинге, как и в любом другом виде спорта, содержание соревновательной деятельности несет в себе большое количество параметров поддающихся систематизации и влияющих на конечную результативность игровых действий. Но, в настоящее время, рассмотрение этих данных через призму результативности соревновательной деятельности еще не получило должного внимания.

Характеристика соревновательной деятельности в керлинге

Керлинг – спортивная игра на льду, в которой принимают участие две команды по 4 человека, целью которой является наличие большего количества очков по окончанию матча.

Матч состоит из 8-10 эндов. В энде разыгрывается 16 камней. Каждая команда использует комплект из 8-ми камней с ручками одного цвета. Энд завершается когда обе команды выпустили по 8 камней. Каждый игрок выполняет по два броска в каждом энде чередуясь с противником. Каждая команда сама определяет очередность выполнения бросков игроками внутри команды и позиции скипа и вице-скипа. Игровые номера заносятся в протокол и сохраняются за игроками команд в течении всей игры. В игре каждая команда имеет право на замену одного из игроков и только при замене возможна перестановка по игровым номерам всех или нескольких игроков, которая также оформляется протоколом.

Ледовая площадка для керлинга имеет прямоугольную форму. Длина площадки составляет 45,720 метра (150 футов). Ширина 5,000 метров (16 футов 5 дюймов). Площадка ограничена линиями или специальными бортиками, размещенными по периметру. С обеих сторон площадки между боковыми линиями проведены четкие, хорошо видимые параллельные линии на льду:

Линия центра дома (tee line), максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), наносится таким образом, что ее центр находится на расстоянии 17,375 метра (57 футов) от середины площадки. Задняя линия (back line), максимальной шириной 1,27 см (1/2 дюйма), наносится так, что ее наружный край находится на расстоянии 1,829 метра (6 футов) от центра дома. Зачетная линия (hog line), 10,16 см (4 дюйма) шириной, наносится так, чтобы расстояние между ее внутренним краем и центром дома составляло 6,401 метра (21 фут).

На каждой линии колодок на противоположных сторонах площадки по бокам от центральной линии устанавливаются две колодки для отталкивания спортсменов выполняющих бросок. Колодки устанавливаются с двух сторон площадки так как игра ведется в обеих направлениях: четные энды в одну сторону, нечетные - в другую. Как правило, с каждой стороны устанавливается по две колодки, для отталкивания правшей слева от центральной линии, а для левшей справа от центральной линии.

Спортивная площадка имеет много вспомогательной разметки предусмотренной правилами игры. Спортсмены должны постоянно контролировать нахождение камня относительно разметки чтобы не нарушить правил игры.

Камни, используемые для игры в керлинг, изготавливают из гранита. Кёлинговый камень имеет округлую форму, длина окружности гранитной основы камня не должна превышать 91,44 см (36 дюймов), масса камня, включая ручку и винт не должна превышать 19,96 кг и должна быть не менее 17,24 кг.

Игра имеет временной лимит 2,5 часа. Каждая команда получает по 73 минуты игрового времени на матч (состоящий из 10 эндов) с 5-ти минутным перерывом после пятого энда. Каждая команда может взять 1 тайм-аут во время игры, состоящей из 10 эндов, и 1 тайм-аут во время каждого дополнительного энда. Во время тайм аута команда может обсудить создавшуюся игровую ситуацию с приглашением тренера или использовать это время для подготовки и обсуждения одного из бросков если команде не хватает игрового времени для завершения игры. Команда может получить техническое поражение в игре, даже если она ведет в счете, если время одной из команд закончится быстрее чем будут сыграны все 80 камней.

Расположение игроков на площадке во время игры строго регламентируется правилами. Игроки команды, выполняющей бросок располагаются следующим образом: в доме стоит скип, а когда скип выполняет свои броски – вице-скип, во время выполнения броска командой игрок, стоящий в доме, должен находиться на льду игровой зоны площадки. Игроки, которые не стоят в доме и не выполняют бросок, занимают позиции свиперов. Свиперы - это игроки, выполняющие «свипинг» (натирание льда щётками), передающие информацию о скорости и предполагаемой траектории скольжения камня скипу, получающие обратную информацию от скипа и выполняющие команды скипа по натиранию льда перед камнем.

Свиперы должны сообщить скипу предполагаемую скорость камня 3-4 раза за путь от колодки до дома. Свипинговое движение происходит из стороны в сторону (необязательно пересекать всю ширину камня), не оставляя никакого мусора на пути движения камня. Свиповать можно только движущийся камень. Интенсивно натирая лед, свиперы растирают его до образования водяной пленки, что существенно снижает сопротивление движению камня и удлиняет его путь по площадке. Выпущенный камень могут свиповать как один, так и несколько игроков команды, выполняющей бросок, до достижения им линии центра дома (tee line) в игровой зоне площадки. Ни один игрок команды соперника не может свиповать камень до достижения им линии центра дома. После линии центра дома только по одному игроку из каждой команды могут свиповать камень. Это может быть любой игрок из команды, выполняющей бросок, и скип или вице-скип другой команды. После линии центра дома (tee line) преимущество в свипинге имеет команда, выполняющая бросок, однако это не должно мешать выполнять свипинг команде соперника.

Свипинг осуществляется специальными керлинговыми щетками (синтетическими, волосяными) или метелками. Размеры и материалы используемые для изготовления щеток регламентируются правилами Всемирной федерации керлинга. Каждый спортсмен использует свою щетку.

Игроки команды, не выполняющей бросок стоят неподвижно вдоль боковых линий площадки между контрольными линиями. Исключение составляют следующие случаи: скип и (или) вице-скип могут неподвижно стоять за задней линией игровой зоны площадки, но не мешая при этом скипу и вице-скипу команды, выполняющей бросок, игрок, который готовится выполнить следующий бросок, может неподвижно стоять сбоку площадки за колодками.

Игроки команды, не выполняющие бросок, не имеют права совершать движения и занимать позиции, которые могут помешать или отвлечь игрока, выполняющего бросок. Если были совершены подобные действия или какая-либо внешняя сила помешала игроку выполнить бросок, он имеет возможность либо продолжить игру (оставив все, как есть), либо перевыполнить бросок, с возвращением всех сдвинутых камней на их прежние позиции.

Команда, выполняющая первый бросок в первом энде, определяется с помощью жребия, если это не определено заранее или с помощью выполнения тестовых бросков. Команда, имеющая последний бросок в энде, имеет некоторое преимущество так как она имеет возможность строить игру таким образом, чтобы выиграть энд последним броском. Следующий энд начинает команда, выигравшая предыдущий. Поэтому команды стараются строить игру таким образом чтобы выйти на последний энд с последним камнем.

Результат матча определяется наличием большего количества очков по окончанию всех эндов игры или в случае, когда команда признает победу соперника, или когда одна из команд не может выиграть в результате математического подсчета. Если по окончании игры счет равный, играется дополнительный энд (энды), и команда, первой набравшая очки, выигрывает.

По окончанию энда команда набирает очки за каждый из ее камней, находящихся в доме или касающихся его, при этом камни должны находиться ближе к центру, чем камни соперника. То есть в каждом энде очки может получить только одна из команд, также может быть нулевой счет если в доме нет ни одного камня и ни один камень не касается дома.

Счет игры определяется после того, как скипы или вице-скипы, находящиеся в доме, договорятся о счете. Если камни, которые могли повлиять на счет, были сдвинуты до принятия решения, команда, не нарушившая правило, получает преимущество.

Для того чтобы команды могли определить стратегию проведения каждого конкретного энда и сделать игру более вариативной была выделена зона свободных защитников (free guard zone), из которой нельзя выбивать первые 2 камня каждой из команд до 5-го броска в энде. Это позволяет применять различные тактические схемы для начала энда. Камень, остановившийся между линией центра (tee line) дома и зачетной линией (hog line) в игровой зоне площадки, исключая дом, считается находящимся в зоне свободных защитников. Также камень, который находится в игре и расположен до или на зачетной линии после соударения с другим камнем, находящимся в зоне свободных защитников, также считается находящимся в зоне свободных защитников.

Если до выполнения пятого броска в энде, выпущенный камень напрямую или опосредованно выбивает камень соперника, находящийся в зоне свободных защитников, из игровой зоны, выпущенный камень удаляется из игры, а все сдвинутые камни возвращаются на их прежние позиции командой, не нарушавшей правило.

Лёд для кёрлинга готовится специальным образом. Вода, используемая для кёрлингового льда, строго регламентирована по многим показателям. Ледовая поверхность должна быть абсолютно горизонтальной, абсолютно чистой, так как даже небольшая помеха, оказавшаяся на льду, способна изменить траекторию движения камня. Перед раскаткой, игрой и в перерыве игры лед прометается сметкой и на лед специальной лейкой наносятся водяные брызги которые замерзают и образуют ледяные «бугорки» («паблы»), по которым и скользит керлинговый камень.

Вышеизложенное определяет специфику соревновательной деятельности в керлинге, заключающуюся в большом психическом напряжении, связанном с необходимостью сохранять в памяти все предыдущие моменты игры (изменение параметров льда, траектории движения камней по разным направлениям с различными скоростями) для принятия в дальнейшем правильных решений приводящих к выполнению результативных бросков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: