Особенности технико-тактической подготовки волейболистов в соревновательный период

 

Тренировочно-соревновательная подготовка это период круглогодичной тренировки, когда идёт подготовка спортсменов к основным соревнованиям сезона. В этот период подготовки надо совершенствовать технику, достигнуть максимальной работоспособности организма, развить способность к большим напряжениям, необходимым для соревнований. Важно постепенно достигнуть спортивной формы и регулярно участвовать в соревнованиях. [6] соревнование чемпионат спортсмен трек

Указанные задачи разрешаются совершенствованием техники и постоянным контролем над своими движениями.

При организации процесса обучения игре в волейбол важная роль отводится структуре соревновательной деятельности, правильности ее организации. При этом необходимо учитывать факторы, определяющие эффективность организации игровой и соревновательной деятельности в волейболе. Необходимо выделить несколько основных положений и учитывать их при обучении волейболу.

В основе волейбола как подвижного игрового вида спорта лежит игровая деятельность. Она носит соревновательный характер. Такой тип соревновательной деятельности можно охарактеризовать как соревновательное противоборство, строго регламентированное специальным кодексом правил [22].

Для игровой деятельности характерны постоянно меняющиеся условия борьбы на площадке. Это связано в первую очередь с тем, что действия каждого игрока в отдельности и команды в целом находятся под постоянным контролем соперника. При этом участники команды находятся в постоянном тонусе в связи с тем, что соперник постоянно старается разрушить защиту, произвести атаку. Также соперник всегда стремится к тому, чтобы навязать свой план игры, выстроить позицию нападения и защиты в удобной для него форме. Это требует повышенной ловкости, внимания, тонуса со стороны игроков.

Важной чертой волейбола является потребность в быстрой реакции, быстром принятии решений в непрерывно изменяющихся условиях. Волейболист должен одновременно анализировать и брать в расчет множество факторов: расположение игроков на площадке (учитываются как свои игроки, так и игроки команды-противника). Также необходимо учитывать положение мяча, стараться предугадать действия противника и партнеров, разгадать замысел игры.

Важно уметь быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке, принимать решение о наиболее оптимальном варианте действий. Также важно уметь разрабатывать план игры и своевременно, быстро и эффективно его выполнять.

В условиях скоростной игры важную роль приобретает степень и срочность решения задач. Эти показатели, в свою очередь, зависят от быстроты действий игроков. Коллективный характер действий игроков зависит в первую очередь от слаженности команды, партнерства. Коллективный характер игры определяет требования к организации игры. Обязательными условиями успешной игровой деятельности является владение техникой игры, индивидуальной тактикой. Также необходима достаточная физическая подготовленность, как общая, так и специальная. Все это способствует успешному и эффективному ведению игры, однако не является основным и единственным залогом успеха.

Важно отрегулировать систему отношений и взаимодействий в команде. Не стоит забывать о том, что волейбол – спорт командный и успешность игры зависит в первую очередь от того, насколько выстроен контакт между отдельными игроками внутри звеньев, между разными звеньями и в команде в целом [20].

Необходимо учитывать особенности структуры соревновательной игровой деятельности, которая в значительной степени образована за счет соревновательных действий – технических приемов и тактических действий. Элементы соревновательной деятельности необходимо выполнять регулярно и многократно, применять в ходе соревнований. Это позволяет достичь высоких спортивных результатов. Оптимальным является сочетание двух факторов – двигательного потенциала игрока и рациональной структуры движений. При таком сочетании факторов даже однократная попытка способствует эффективному закреплению результата и его надежной фиксации.

Не менее важными в волейболе являются тактические действия. Под тактическими действиями подразумевают форму реализации технико-физического потенциала спортсмена в специфической деятельности. В случае волейбола специфической деятельностью является игровая. Также важно правильно реализовать соревновательный компонент в этом виде деятельности. Необходимо учитывать тот факт, что соревнование состоит из нескольких игр и длится несколько дней. Специфика волейбола отражена в самом названии игры. Если рассмотреть этимологию слова, можно отметить следующее: «волей» в переводе с английского означает «на лету», «бол» — «мяч» [23].

Суть игры заключается в том, что все технические приемы выполняются в условиях кратковременного прикосновения руками к мячу. Это влечет за собой необходимость выработки у спортсменов техники ударных действий при движениях. Взяв во внимание специфику соревновательной деятельности, следует отметить круг факторов, которые влияют на эффективность соревновательной игровой деятельности.

Рассмотрим основные факторы, способствующие успешному ведению игровой и соревновательной деятельности в волейболе:

- оснащенность спортсменов техническими приемами и тактическими действиями (арсенал техники и тактики);

- «применяемость» технико-тактического арсенала (умение применять в игре и соревнованиях изученные технические приемы и тактические действия);

эффективность (выигрыш, ошибки) игровых действий;

- мастерство выполнения игровой функции;

- активность («агрессивность», творчество) в игре — с учетом избранного тактического плана и соблюдения игровой дисциплины;

Таким образом, специфика игры обусловливает следующие основные направления методики обучения волейболу [24]:

1. Развитие у учащихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространственно-временных отношений).

2. Развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно определять момент собственно воздействия руками на мяч.

3. Развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, наблюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способностей.

4. Овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических действий, необходимых для успешного ведения игры.

Таким образом, можно отметить, что волейбол – весьма специфическая игра, которая имеет свои особенности. Эти особенности обуславливают высокие требования к подготовке волейболистов. Эти требования не ограничиваются только физической подготовкой.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Технико-тактическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом ее сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.

В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности [21]:

1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).

2. Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2—3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.

3. Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.

4. Овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барчуков И.Б. Теория и методика физического воспитания и спорта / Г.В. Барчуков. - М.: Кронус, 2011.- 247с.

2. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки./ А.А. Беляев, Л.В. Булыкина - М.: Физкультура и Спорт, 2007.- 184с.

3. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей / И.М. Бутин. - М.: Владоспресс, 2002. - 105 с.

4. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2013.- 245 с.

5. Васильков А.А. Теория и методика физического воспитания./ А.А. Васильков.- Ростов н/д: Феникс, 2008. - 381 с.

6. Гаврилов М.А. «Волейбол»/ М.А.Гаврило - М.: «Физкультура, образование, и наука» 2000. - 294с.

7. Гогунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта/ Е.Н. Голунов, Б.И. Мартьянов. Учебное пособие - М.:2000. - 168с.

8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. для студ. пед. вузов / М.Н.Жуков. – М.: ИЦ «Академия», 2012. – 160 с.

9. Зайцев, А.А. Физическое воспитание школьников: Учеб. пособие / А.А. Зайцев, Е.В. Конеева, Н.К. Полещук и др. / Калининград: Калинингр. ун-т., 2011. - 71 с

10. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 46 с.

11. Королев М.Ф. Мяч над сеткой: Методика обучения юных волейболистов приему и передачам мяча в школе // Физическая культура в школе. -2009. - №4. - С.33-37.

12. Костолл, Д. Л. Физиология спорта / Д.Л. Костолл. - М.: Олимпийский спорт, 2008. - 421с.

13. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / В.С.Кузнецов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.

14. Кузнецова, М. Современные пути оздоровления школьников / М.Кузнецова // Дошкольное воспитание. - 2012. - №11.

15. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры / Ю.Ф. Курамшин.- М.: Советский спорт, 2004.- 464 с.

16. Маханева, М. Здоровый ребенок: Рекомендации по работе в детском саду и школе / М.Маханева. - М.: АРКТИ, 2013. – 263 с.

17. Минкевич М.А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе / М.А. Минкевич.- М.: Медгиз, 2001. - 183 с.

18. Современные программы по физическому воспитанию детей школьного возраста / Сост. С.С.Бычкова. – М.: АРКТИ, 2012. – 64 с.

19. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития школьников / Э.Я.Степаненкова. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

20. Филонов. А.В. Физическая культура в школе / А.В. Филонов.- М.: Школьная книга, 2002. - 233 с.

21. Фомин Е.В. Структура специальной физической подготовленности волейболистов. Теория и практика физической культуры. - 2007. - №7. - С.33.

22. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М.: Физиология и спорт.-2011. - 421 с.

23. Фурманов А.Г. Волейбол, юный волейболист/ А.Г. Фурманов.- Минск: Современный школьник, 2009. - 240 с.

24. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов.- М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 480 с.

25. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. - Москва, 2013. - 193 с.

20


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: