Панамериканские конференции 1920-х годов

Тема 2, вопрос 5. Международные отношения на американском континенте.

Государства Латинской Америки активно поддержали создание Лиги Наций, рассчитывая, что она поможет им выйти на арену мировой политики, а также станет инструментом защиты суверенитета и интересов малых стран от посягательств великих держав. В Лиге они усматривали определенный противовес и Соединенным Штатам, надеясь использовать ее трибуну для постановки вопросов, обсуждение которых блокировалось на панамериканских конференциях. Десять государств континента, объявившие войну Германии или разорвавшие с ней дипломатические отношения - Боливия, Бразилия, Гаити, Гватемала, Гондурас, Куба, Никарагуа, Панама, Перу и Уругвай, - подписали Версальский договор и вошли в состав учредителей Лиги Наций. Еще шесть нейтральных стран — Аргентина, Венесуэла, Колумбия, Парагвай, Сальвадор и Чили — также выразили желание стать членами Лиги и, подписав в 1919 г. ее Устав, были включены в число основателей этой международной организации. В 1920 г. в Лигу была принята Коста-Рика, а в 1924 г. — Доминиканская республика. Вне Лиги Наций долгое время оставались только Эквадор и Мексика. Последняя вступила в нее лишь в 1931 г., высказав при этом официальный протест против ст. 21 Устава, где давалась трактовка «доктрины Монро». Данная статья была включена в него Вильсоном по настоянию республиканской оппозиции. Она определяла «доктрину Монро» как «региональное соглашение, которое обеспечивает сохранение мира в Западном полушарии» и «не противоречит Уставу Лиги Наций». При помощи данной формулировки президент США стремился не допустить обсуждения в рамках Лиги проблем межамериканских отношений и не позволить европейским государствам использовать эту международную организацию для усиления своего влияния в Латинской Америке. Официальный протест против ст. 21 заявила и Аргентина. На V Панамериканской конференции в Сантьяго (1923 г.) несколько государств во главе с Колумбией попросили американскую делегацию дать официальное разъяснение «доктрины Монро». США уклонились от ответа на вопрос о том, в каких пределах «доктрина Монро» допускает выполнение ими полицейских функций в Западном полушарии, но признали, что она является не «региональным соглашением», как это записано в Уставе Лиги, а их односторонним политическим заявлением, не накладывающим никаких обязательств на латиноамериканские государства.

Наиболее активное участие в работе Лиги Наций принимала Бразилия, занимавшая в 1920—1926 гг. место непостоянного члена ее Совета. После отказа США от вступления в эту организацию она претендовала на место постоянно-го члена Совета как наиболее крупное и сильное из государств, представлявших в ней Американский континент. Эти амбициозные притязания не были поддержаны не только европейскими державами, но и многими латиноамериканскими странами, и в 1926 г. Бразилия в знак протеста вышла из Лиги Наций. Поскольку в 1920-е годы Лига практически не занималась проблемами Латинской Америки, ее авторитет здесь стал падать. В 1921 г. Перу и Боливия перестали участвовать в работе Лиги из-за того, что она отказалась рассматривать существовавший между ними территориальный спор о принадлежности областей Такна и Арика. В 1920 г. Аргентина, известная своими пронемецкими симпатиями, выступила с предложением принять Германию в Лигу Наций, мотивировав его тем, что политический режим Веймарской республики не несет ответственности за развязывание Первой мировой войны. Однако Ассамблея Лиги отказалась даже внести этот вопрос в повестку дня, после чего Аргентина приостановила свое участие в этой организации вплоть до 1933 г.

В 1925 г. из Лиги вышла Коста-Рика.

В 1930-е годы и без того скромная роль Лиги Наций в Новом свете продолжала падать. Ее посредничество в боливийско-парагвайской войне 1932—1935 гг. фактически закончилось провалом. В то же время ей удалось внести конструктивный вклад в урегулирование вооруженного конфликта 1932—1933 гг. между Перу и Колумбией, после чего в сентябре 1934 г. в Лигу Наций вступил Эквадор, имевший территориальные споры с обоими этими государствами и рассчитывавший на ее миротворческую помощь. Неспособность Лиги противостоять распаду Версальско-Вашингтонского порядка во второй половине 1930-х годов окончательно убедила государства Латинской Америки в ее непригодности для решения проблем континента. В 1935 г. из Лиги Наций вышел Парагвай, в 1936 г. — Гватемала, Гондурас и Никарагуа, в 1937 г. — Сальвадор, в 1938 г. — Чили и Венесуэла, в 1939 г. —

Перу. Остальные страны, формально оставаясь в ее составе, перестали участвовать в работе ее основных органов.

Панамериканские конференции 1920-х годов.

Вернувшись к «доктрине Монро», республиканская администрация США попыталась придать новый импульс развитию панамериканского процесса. В 1923 г. после длительного перерыва, вызванного Первой мировой войной, в Сантьяго состоялась V Панамериканская конференция (первоначально она намечалась на 1915 г.). В ней приняли участие 18 из 21 государства континента (Боливия и Перу бойкотировали встречу из-за нерешенности их территориального спора с Чили, а революционное левое правительство Мексики — в знак протеста против диктата США в Панамериканском союзе). На конференции по инициативе министра иностранных дел Парагвая М. Гондра был заключен договор о предотвращении конфликтов между американскими государствами. Международный арбитраж не был новым явлением для Латинской Америки.

Еще в конце XIX в. с его помощью был урегулирован целый ряд территориальных споров, а в 1915 г. Аргентина, Бразилия и Чили подписали трехсторонний договор, который предусматривал разрешение любых конфликтов между этими странами посредством арбитража. США поддержали «договор Гондра», так как он ограничивал роль и влияние Лиги Наций, исключая возможность участия неамериканских государств в третейском разбирательстве. Договор был подписан пятнадцатью странами; впоследствии к нему присоединились еще пять государств. Четыре страны, в том числе Аргентина, впоследствии договор не ратифицировали, усмотрев в нем посягательство на свой суверенитет. Арбитражная процедура, установленная в «договоре Гондра», применялась в 1930-е годы в ходе мирного урегулирования двух войн: Боливии с Парагваем и Перу с Колумбией. В то же время чилийско-перуанский территориальный спор вокруг провинций Такна и Арика хотя и был разрешен с помощью арбитражной процедуры, но в обход «договора Гондра». В данном случае в роли арбитра выступил президент США К. Кулидж, предложивший организовать в спорных областях референдум. Чили уклонилась от его проведения и в 1929 г. заявила о своем согласии передать Такну Перу, оставив себе Арику, и даже выделить коридор к Тихому океану для Боливии. Перу в целом приняла этот план, после чего в 1929 г. дипломатические отношения между двумя странами были восстановлены. Вместе с тем из-за противодействия перуанской стороны Боливия выхода к океану так и не получила; ей лишь было предоставлено право эксплуатации ведущей к океану железной дороги.

На конференции в Сантьяго проявилась озабоченность ряда государств возвращением США к «доктрине Монро». В отказе Вашингтона от участия в Лиге Наций они не без оснований усматривали его стремление сохранить свободу рук для новых интервенций в Центральной Америке. Поэтому большой резонанс вызвало предложение Уругвая о преобразовании Панамериканского союза в континентальную Лигу Наций, которая основывалась бы напринципах равноправия и уважения суверенитета всех ее участников, ограждая их не только от агрессии извне, но и от «империалистических тенденций в собственной среде». Однако Соединенные Штаты, заручившись голосами зависимых от них малых центральноамериканских государств, заблокировали этот проект. По их инициативе в 1923 г., вскоре после форума в

Сантьяго, пять республик Центральной Америки подписали в Вашингтоне договор о мире и дружбе, в котором был зафиксирован принцип непризнания правительств, пришедших к власти революционным путем. США выступили в роли гаранта этого договора и были наделены правом вмешательства в дела подписавших его стран «во имя сохранения мира и порядка». Проблема «права на интервенцию» и пределов допустимого вмешательства во внутренние дела заняла центральное место на VI конференции Панамериканского союза, состоявшейся в 1928 г. в Гаване. Она проходила на фоне американской вооруженной интервенции в Никарагуа, вызвавшей новый всплеск антиамериканских настроений. Вмешавшись в 1926 г. в идущую в этой стране гражданскую войну, Соединенные Штаты столкнулись с сильным повстанческим движением, возглавляемым популярным полевым командиром А. Сандино. Его отряды развернули против 12-тысячного американского корпуса настоящую партизанскую войну, длившуюся более шести лет. Несколько государств региона выступили с протестом против действий американцев, а Мексика предоставила сандинистам военную и финансовую помощь. На фоне этих драматических событий обещание прибывшего в Гавану Кулиджа уважать суверенитет малых стран было встречено с явным недоверием. Сальвадор предложил принять специальную резолюцию, запрещавшую американским государствам вмешиваться во внутренние дела друг друга. Его инициативу поддержали Аргентина, Мексика, Колумбия и некоторые другие страны, но она все же не набрала большинства голосов. Возражая против ее принятия, американский представитель Юз предложил «отличать простую интервенцию от дружественной».

С Юзом солидаризовались и некоторые латиноамериканские страны, посчитавшие, что иностранная интервенция допустима для подавления революций. В Гаване был принят Устав Панамериканского союза. В нем была определена сфера компетенции этой организации: развитие экономического сотрудничества, проведение политических консультаций и обмен информацией.

В Уставе не нашел отражения принцип невмешательства во внутренние дела. В развитие «договора Гондра» на конференции по инициативе США была так-же принята резолюция об обязательном характере арбитражного разбирательства межгосударственных споров. Она была призвана повысить значение Панамериканского союза как альтернативы Лиги Наций.

В 1920-е годы американцам удалось значительно укрепить свое экономическое влияние в Латинской Америке — их инвестиции в ее экономику выросли в 4,5 раза и сравнялись с британскими. В то же время политические позиции Вашингтона в регионе заметно пошатнулись: авторитет и доверие к Соединенным Штатам были подорваны их многочисленными вооруженными интервенциями. Новый президент Г. Гувер, совершавший в 1929 г. Большую поездку по Латинской Америке, столкнулся с необычно холодным приемом (в Аргентине на него даже было совершено покушение). «Никогда еще у США не было так мало друзей в Западном полушарии, как сейчас», — констатировал в 1929 г. Ф. Рузвельт, претендент на президентский пост от Демократической партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: