Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте

Особенности развития гибкости у младших школьников. Значение гибкости для пловцов

Оглавление

Значение гибкости для пловцов. 2

Что такое гибкость?. 2

Факторы, определяющие развитие гибкости. 3

Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте. 4

Этапы развития гибкости. 5

Заключение. 6

Список литературы.. 7

 

Значение гибкости для пловцов

Плавание как вид спорта является составной частью Российской системы физического воспитания, занимая одно из ведущих мест. Основной задачей занятий спортивного плавания является достижение наиболее высоких спортивных результатов. Плавание - спорт юных. Проблемой развития физических качеств пловцов занимались многие ученые - исследователи: Н.Ж. Булгакова, B.C. Васильев, К. Вильке, И.Л. Ганчар, В.И. Кубышкин, Л. Макаренко, Б.Н. Никитский и другие.

Как в любом виде спорта в спортивном плавании существует множество аспектов и вопросов. Одну из ключевых ролей в воспитании физических качеств пловцов занимает гибкость пловцов, начиная с младшего школьного возраста.

Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений человека. Для детей младшего школьного возраста, занимающихся плаванием, выдвигается задача совершенствования как общей, так и специальной гибкости, т.е. подвижности в тех суставах, которым предъявляются повышенные требования в плавании. Для пловца очень важна гибкость в плечевом, голеностопном суставах, а также гибкость позвоночного столба [Л.П. Макаренко, 1988].

В программах по подготовке юных пловцов в условиях учебно-тренировочного процесса упражнения на гибкость, в основном, представлены как общеразвивающие упражнения или, в подавляющем большинстве, как упражнения для развития подвижности в плечевых суставах. По мнению Ж.К. Холодова, В.С. Кузнецова (2006, с.56) эти упражнения не решают задачи развития гибкости у занимающихся пловцов, потому что: "гибкость — это суммарная подвижность в суставах всего тела".

Что такое гибкость?

Гибкость считается одним из основных качеств, характеризующих здоровье и функциональную молодость человека. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, недостаточная – затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещение отдельных звеньев тела, вместе с тем, приводит к торможению физического развития, а значит и к ухудшению здоровья. При многочисленных движениях гибкость играет важную роль, но многие недооценивают ее значение. Вместе с тем, развитие гибкости имеет особое значение не только для воспитания двигательных качеств, но и физического состояния людей в целом

С точки зрения морфофункциональных свойств опорно-двигательного аппарата различают следующие формы гибкости: - активную, пассивную, смешанную; - общую и специальную; - динамическую и статическую.

Активная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет собственных мышечных усилий.

Пассивная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой за счет действия внешних сил: тяжести, партнера и т.п.

Динамическая гибкость – гибкость, проявляемая в упражнениях динамического характера. Статическая гибкость – гибкость, проявляемая в упражнениях статического характера.

 Общая гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой в наиболее крупных суставах и различных направлениях.

Специальная гибкость – способность выполнять движения с большой амплитудой в суставах и направлениях, соответствующих особенностям спортивной специализации.

Факторы, определяющие развитие гибкости

Способность выполнять движения с большой амплитудой, обусловлена рядом внутренних факторов, таких, как тормозные элементы суставов, к которым относятся форма суставной поверхности, суставная сумка, связки, костные выступы и мышцы и т.д.

Однако самым главным ограничением движений в суставах человека является взаимное сопротивление мышц, окружающих сустав.

Кроме внутренних факторов на гибкость влияют внешние факторы, такие, как возраст, пол, телосложение, время суток, утомление, разминка и д.р.

При развитии гибкости следует знать, что она зависит от суточной периодики. У младших школьников имеются все предпосылки к приобретению гибкости:

 - преобладание в костной ткани органических элементов и воды, которые делают скелет гибким и эластичным;

- сочленение костей подвижно;

- постепенное замещение костной ткани хрящевой;

- усиление темпов роста позвоночника и формирование естественных физиологических изгибов (шейной и грудной кривизны);

- слабое развитие мышц и связок позвоночника, значительная толщина хрящевых прослоек позвоночника;

- кости скелета отличаются большой податливостью к внешним воздействиям;

- недостаточно развитые мышцы, крупные мышцы развиты лучше, чем мелкие,

Наиболее высокие естественные темпы развития гибкости наблюдаются у детей в возрасте от 6 до 8 лет и от 9 до 10 – 11 лет. В целом подвижность крупных звеньев тела увеличивается до 13 – 14 лет и стабилизируется к 16 – 17 годам, а затем имеет устойчивую тенденцию к снижению. Если до 13 – 14 лет гибкость направленно не развивается, она 8 может снижаться уже в юношеском возрасте. Сенситивным периодом пассивной гибкости является возраст 9 -10 лет, а активной 10 – 14 лет.

Особенности развития гибкости в младшем школьном возрасте

 Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6 – 7 лет, причем у детей 9 – 14 лет это качество развивается в два раза эффективнее, чем в старшем школьном возрасте.

Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически и целенаправленно применять в младшем школьном возрасте.

В этот период мышцы сохраняют достаточно большую эластичность, а суставно-связочный аппарат уже в состоянии выдерживать определенные нагрузки, возникающие при выполнении упражнений на растягивание (в начале нагрузки должны быть небольшими).

В младшем школьном возрасте особая осторожность необходима при

выполнении упражнений, направленных на увеличение подвижности позвоночного столба и плечевых суставов. Эти звенья опорно-двигательного

аппарата у детей 7 – 11 лет еще очень нежны и легко травмируются. Из всех

сочленений опорно-двигательного аппарата наиболее легко в этот период переносят нагрузки, связанные с применением растягивающих сил, тазобедренные и голеностопные суставы. Поэтому, в начале надо развивать подвижность именно этих суставов. Объем и интенсивность упражнений на

гибкость должна повышаться постепенно.

До 10 – 11 лет нужно воздерживаться от выполнения наклонов вперед и назад с максимальной амплитудой.

На начальном этапе развития гибкости не стоит применять большое количество пассивных упражнений.

Задачу развития гибкости у учащихся начальных классов важно решать в сочетании с повышением их теоретических знаний. С первых уроков следует знакомить учеников с названиями частей тела, с движениями, которые они совершают. Учащиеся должны узнать, что такое сгибание и разгибание, отведение и приведение, супинация и пронация, круговые движения, повороты и вращения. Названные движения должны быть освоенными. Целенаправленная работа по увеличению подвижности в суставах завершается составлением комплексов упражнений, адекватных возрасту учащихся и соответствующих содержанию урока. На одном уроке достаточно применение 8 – 10 растягивающих упражнений.

Особенностью развития гибкости у младших школьников является то, что опорно-двигательный аппарат, особенно позвоночник, отличается пластичностью, поэтому на физкультурных занятиях следует ограничиться

общеразвивающими упражнениями. Объем и интенсивность упражнений на

развитие гибкости должны увеличиваться постепенно (особенно на развитие

гибкости позвоночника).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: