Особенности процесса закаливания детей младшего дошкольного возраста

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..............3

Основная часть.Теоретические основы закаливания детей младшего дошкольного возраста с использованием гимнастики после дневного сна....6

1.1. Особенности процесса закаливания детей младшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………6

1.2. Гимнастика после дневного сна как средство закаливания детей младшего дошкольного возраста........................……………………………..12

Заключение……………………………………………………………................23

Список литературы……………………………………………………………..25

 

Глава I. Теоретические основы закаливания детей младшего дошкольного возраста с использованием гимнастики после дневного сна

Особенности процесса закаливания детей младшего дошкольного возраста

Закаливание – это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию [].

По мнению И.М. Воронцова закаливание – система мероприятий, повышающих выносливость организма к многообразным влияниям внешней среды (холоду и жаре, изменению влажности и др.) и воспитывающих способность организма быстро и без вреда для здоровья приспосабливаться к неблагоприятным воздействиям средствами самозащиты [].

Закаливание – одно из эффективных средств укрепления здоровья и профилактики заболеваний. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний и тем самым значительно продлевает срок активной творческой жизни человека. Начинать закаливание лучше с раннего возраста. Основными природными факторами закаливания являются воздух, солнце и вода. Достаточное пребывание ребенка на воздухе; регулярное проветривание помещения; одежда, позволяющая свободно двигаться без перегревания – все эти факторы постоянно и естественно оказывают закаливающее влияние на организм []. 

Ю.А. Артюхов в своих трудах пишет, что единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов организма является закаливание [].

 Следовательно ….

 

Процесс закаливания - ….

Место в режиме дня -

Самой важной и необходимой задачей дошкольного воспитания и обучения является создание в ….. (ДОО) здоровьесберегающей среды, привитие детям навыков здорового образа жизни, желания быть здоровыми и заниматься спортом.

Основные принципы закаливания были впервые сформулированы Г. Н. Сперанским в 1910 году. В настоящее время специалисты при разработке программ закаливания организма дошкольников руководствуются следующими принципами:

1.  Принцип систематичности заключается в том, что нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительности его к внешнему раздражителю снова повышается.

2. Принцип постепенного увеличения силы раздражителя заключается, прежде всего в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

3.  Принцип учета индивидуальных и типологических особенностей ребенка. Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка.

4.  Принцип положительной эмоциональной реакции ребенка на процедуры. Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и, тем более, насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их не организм. Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у детей положительные эмоции.

5.  Принцип необходимости учета климатических условий. Постоянство и систематичность закаливания предусматривают необходимость приучения ребенка к температурам, в которых ребенку предстоит жить.

6.  Принцип полиградационности. Необходимо соблюдать этот принцип – периодически менять температуру или продолжительность процедуры и т. п., чтобы ребенок не привыкал к стереотипу закаливания.

7.  Принцип последовательности применения закаливающих процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах – раньше, чем с ними проведены обливания.

8. Принцип комплексности. Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.д.) [].

На основании Санитарно-эпидемиологических правил и норм 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (далее СанПиН) строится физкультурно-оздоровительная работа, режим дня, модель двигательного режима детей в ДОО, прогулок, сна и бодрствования [].

Закаливание во второй младшей группе учитывает, что у детей до трех–трех с половиной лет еще не окончательно сформировалась реакция на охлаждение. Нежная кожа пока не может защитить тело от излишней потери тепла – мышцы волосяных сосочков не могут сокращаться, уменьшая площадь поверхности кожи и предотвращая потерю тепла. Закаливание во второй младшей группе уже учитывает, что при резком охлаждении ребенок будет покрываться «гусиной кожей». Процедуры закаливания детей младшей группы воздействием холода рассчитаны на тренировку, в первую очередь, сердечно-сосудистой системы. При охлаждении она реагирует сначала резким сужением сосудов (спазмом), а после – расширением. Такая своеобразная тренировка укрепляет сосуды. При воздействии неблагоприятных факторов этот механизм реагирования является защитой от простудных заболеваний.

Процедуры должны нравиться ребенку. Нужно, чтобы малыш воспринял их не как что-то принудительное, неприятное, а занимался бы радостно и весело. Желательно, чтобы родители вместе с ребенком занимались закаливанием, придавая ему характер игры. Для младших дошкольников уместными будут стихи про закаливание [].

Основными и самыми действенными средствами оздоровления признана природная стихия: воздух, вода и солнце.

САН.ПИН возд. Режим,…

Одежда в группе, на улице…

Режим проветр.

Воздушные ванны рассматривают как самые нежные и безопасные процедуры. С них обычно и рекомендуют начинать систематическое закаливание всего организма [].

Летом детям целесообразно принимать их преимущественно утром в местах, защищенных от прямых солнечных лучей, где нет сильного потока воздуха. Зимой воздушные ванны дети принимают в хорошо проветренном помещении при температуре +14-16 С. Если погода прохладная, можно не одевать слишком тепло ребенка, стоит, лишь побеспокоиться о том, чтобы малыш много двигался. Но нельзя допускать переохлаждения, когда появляется «гусиная кожа», синюшность. Полезным является дневной сон в хорошо проветренной комнате при температуре +15-16 °С.

Через 10-15 дней можно начинать объединять воздушные ванны с локальным закаливанием – хождением босиком по полу на протяжении трех минут, каждый день, увеличивая его продолжительность на одну минуту, достигнув полутора-двух часов. Детям младшего дошкольного возраста сначала нужно ходить по полу в тонких носочках и только потом – босиком. После таких действий стоит вымыть ноги теплой водой (+36-37 °С), а потом вытереть насухо. По истечению семи-10 дней ноги можно не вытирать, а дать им обсохнуть на воздухе [].

После закаливания детей воздухом уместно переходить к водным процедурам. Закаливание детей водой начинают с мягких процедур: умывания, обтирания, обливания, потом переходят к более энергичным: душу, купанию и т.д. Систематическое использование водных мероприятий – надежный профилактический способ против случайных охлаждений тела. Водные процедуры улучшают терморегуляцию, обмен веществ, работу всех систем организма. Закаливание детей с помощью воды целесообразно начинать с умывания водой, температуру которой постепенно снижают от +28 °С вначале до +18 °С летом или +20 °С зимой к концу года закаливания. Дети, старше двух лет, моют лицо, шею, руки до локтя, старше трех – верхнюю часть грудной клетки и руки выше локтя. Начальная температура воды для детей, старше трех лет, тоже +28 °С, а минимальная летом +16 °С, зимой +18 °С. Полезным является полоскание рта для детей двух-четырех лет. Обтирание – своеобразная подготовка к более сильным закаляющим процедурам, таким как обливание и душ. Обтирание следует проводить после утренней гимнастики. Рукавичкой с жесткой ткани, грубым полотенцем (они должны быть смочены в воде и выкручены) ребенок сам (либо с помощью взрослого) быстро обтирает себя в такой последовательности: шея, руки, грудь, живот, спина, ягодицы, бедра, голени, стопы. После этого энергично растирает сухим полотенцем от кисти к плечу, от стопы к бедру; живот, грудь, спину растирает кругообразными движениями справа налево. Растирать нужно до тех пор, пока кожа не покраснеет и не начнет чувствоваться приятное тепло [].

Температура в помещении, где проводят обтирание (или температура воздуха на улице летом), не должна быть ниже +15 °С. Воду для обтирания сначала берут +33 °С, постепенно снижая ее к +18 °С (через каждые два-три дня на один-два градуса). Длительность обтирания по мере снижения температуры воды следует постепенно уменьшать с полутора-двух минут до пол минуты.

После того, как малыш привык к обтиранию (через полтора месяца), можно переходить к более сильной по воздействию процедуре – обливанию. Температура воды для обливания должна быть немного выше за ту, с которой начинали обтирание. Постепенно она снижается до +20-19 °С. Обливание водой желательно начинать летом. Лейку, кувшин или ведро наполнить водой, температура которой +36-37 °С, и на протяжении полутора-двух минут последовательно обливать все части тела, начиная с головы. Температуру воды и длительность процедур регулируют так же, как и при обтирании. Если при обливании появляется «гусиная кожа», необходимо растереть ребенка полотенцем или сделать с ним несколько гимнастических упражнений [].

Довольно эффективным средством закаливания является контрастное обливание ног стопы и нижней трети голеней водой, температура которой +38 °С, потом +28 °С и опять +38 °С (перед дневным сном). Летом можно изменить эту процедуру обливания ног после прогулки с постепенным (каждые пять-семь дней на один °С) снижением температуры воды с +28 °С до +18 °С, а дошкольникам, старше трех лет – до +16 °С [].

Солнечный свет владеет лечебными свойствами. Принимать солнечные ванны полезнее для здоровья утром, когда воздух особенно чистый и солнце не слишком жгучее, а также ближе к вечеру, когда солнце близится к закату. Места приема солнечных ванн должны быть довольно открытыми для солнца и природного движения воздуха. Самое оптимальное время для загара: в средней полосе между девяти и 12 часами, 16 и 18 часами.

Перед тем, как начинать закаливание солнцем, нужно посидеть с ребенком несколько минут под тентом или под тенистой кроной дерева. Первые солнечные ванны необходимо принимать при температуре воздуха, не ниже +18 °С. Их длительность не должна превышать пяти минут. Через каждые два дня можно увеличивать ее на пять-10 минут и довести до одного-двух часов в день, но обязательно во время длительных ванн следует делать перерывы на отдых в тени на 10-15 минут.

Чувствительность к ультрафиолетовым лучам тем выше, чем меньше возраст ребенка. Летом рекомендовано проводить солнечно-воздушные ванны при температуре воздуха при +20 °С для детей от одного до трех лет, лучше в безветренную погоду. Во время проведения ванн ребенок должен быть активным.

Л. Г. Голубевой были сформулированы основные методы закаливания: 1) Метод постепенного увеличения силы раздражителя. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличение продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия. 2 ) Контрастный метод используется для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий. 3) Метод без снижения температуры. Используя данный метод, происходит переходк интенсивным методам закаливания. 4). Интенсивное закаливание подразумевает под собой методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнаженного тела ребенка или части его тела с интенсивными холодовыми, тепловыми факторами и факторами окружающей среды контрастной температуры [].

Лето предоставляет множество возможностей для укрепления иммунитета детей. Как правило, используются следующие виды закаливания и оздоровления: традиционная утренняя гимнастика на свежем воздухе; гимнастика после сна; физкультурные общеукрепляющие упражнения; активные игры; воздушные процедуры солнечные ванны; закаливающие водные процедуры.

Зимой происходит корректировка процедур с учетом температуры воздуха. Например, можно заменить холодный душ обливанием ног и умыванием. Ослабленные или неподготовленные дети потребуют более щадящего режима закаливания в зимний период. Прерывать процесс закаливания нельзя. Работа по укреплению иммунитета ребенка должна вестись круглогодично [].

Закалять следует, прежде всего, те части тела, охлаждение которых чаще всего приводит к возникновению простудных заболеваний горла и ног. Согласно методике закаливания детей дошкольного возраста, после перенесенного заболевания или вакцинации режим закаливания целесообразно смягчить (например, обливание более теплой водой), вернуться к прежнему режиму можно только через полтора месяца.

При организации специальных закаливающих мероприятий весь контингент детей целесообразно разбить на группы здоровья: I группа. Дети здоровые, ранее закаливаемые. II группа. Дети здоровые, впервые приступающие к закаливающим процедурам. III группа. Дети, имеющие хронические заболевания, или дети, вернувшиеся в дошкольных организацияхпосле длительных заболеваний [].

Для закаливания дошкольников наряду с повседневными элементами закаливания использовались и специальные методики: хождение босиком по массажным коврикам. Данная процедура является хорошей профилактикой плоскостопия; проводится ежедневно после сна; игры с водой, кроме основного закаливающего характера, данные игры нацелены на развитие познавательных процессов и повышения эмоционального настроя ребенка; дыхательные упражнения. Цель упражнений – укреплять носоглотку, верхние дыхательные пути и легкие [].

Таким образом,особенности процесса закаливания детеймладшегодошкольного возрастаопределяются оздоровительной направленностью, соблюдением всех принципов, выбором эффективных средств и методов закаливания в ДОО и зависят от правильности организации. Не малую роль в закаливании детей младшего дошкольного возраста играет гимнастика после дневного сна.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: