Гимнастика после дневного сна как средство закаливания детей младшего дошкольного возраста

Гимнастикапосле дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Цель и задачи Гимнастики после дневного в мл.д./в

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребёнка снижена умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности, существенно понижена  скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма, которому после пробуждения предъявляются психические и интеллектуальные нагрузки, когда нервная система еще не готова их воспринять [].

Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствования после дневного сна. На скорость перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования можно в существенной мере повлиять. Наиболее эффективно ускоряют этот процесс те воздействия, которые стимулируют процессы возбуждения в нервной системе. В свою очередь, процессы возбуждения в центральной нервной системе стимулируются разнообразными внешними сигналами, поступающими в нервную систему, как из окружающей среды, так и от различных органов организма. Чем больше этих сигналов и чем более они интенсивны, тем больше повышается активность нервной системы.

Процессы возбуждения   в нервной системе стимулируют: звуковые сигналы (например, музыка); зрительные сигналы (например, яркий свет, особенно солнечный); импульсация от различных органов организма (скелетных мышц, кожи и других, например, при выполнении физических упражнений, при массаже или при воздействии на кожу холодом) [].

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно: раздвинуть шторы, для поступления солнечного света, открыть форточку, обеспечив доступ в помещение холодного воздуха, включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее. Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо воспитателя, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей [].

Виды Гимнастики после дневного

Гимнастика состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели; выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа; выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика); ходьба по массажным коврикам; заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна: устранить некоторые последствия сна (вялость, сонливость и др.); увеличить тонус нервной системы; усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других) [].

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок. В результате грамотного выполнения комплекса гимнастики после сна создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей гимнастики исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие малыша [].

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
     I часть – гимнастика в кроватках гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило – исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение.

II часть – корригирующие упражнения, закаливающие процедуры направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков.

III часть – заключительная – повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности.

Если упражнения гимнастики после сна сочетать с воздействием различных температурных раздражителей (например, холодного воздуха или воды), поток импульсов в центральную нервную систему увеличивается весьма значительно. Совокупное действие физических упражнений и температурных влияний чрезвычайно эффективно ускоряет процесс пробуждения организма. Наряду с повышением возбудимости нервной системы действие водных процедур, свежего воздуха и солнца оказывают закаливающий эффект, увеличивая общую сопротивляемость организма и его устойчивость к различного рода заболеваниям. Закаливание организма можно осуществлять только при отсутствии воспалительных процессов у детей. В противном случае закаливающие процедуры могут спровоцировать обострение заболеваний. В качестве закаливающих процедур чаще всего используются: действие солнечных лучей; действие холодного воздуха; действие холодной воды (обтирания, обширное умывание) [].

Э.Я. Степаненкова, описывая методику гимнастики после дневного сна, выделила четыре вида: разминка в постели и самомассаж; гимнастика игрового характера; гимнастика с использованием тренажеров и спортивного комплекса; пробежки по массажным дорожкам [].

Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («петрушка», «цветок», «солнышко» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, малыши зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.

Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное – все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если малыш по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично [].

Массажная дорожка является хорошим помощником в работе по профилактике плоскостопия. Дорожка предназначена для разнообразного воздействия на стопы малыша, на которых располагается огромное количество активных точек, стимуляция которых позволяет положительно влиять на процессы внутри организма, а также на работу органов и систем.

Массажи стоп оптимизируют процессы кровообращения и обмена веществ, улучшение иммунитета и активизацию защитных сил организма, снимает усталость, после нагрузок, и способствует восстановлению работоспособности. Регулярное массажное воздействие на стопы помогает ежедневно и совершенно без труда, улучшать здоровье ребенка. И дорожка здоровья позволяет сделать этот процесс не только полезным, но и весьма увлекательным.

В самомассаже детей младшего дошкольного возраста применяются только массаж рук, головы, лица, живота и ног. Количество приемов ограничено, все они проводятся в форме игры.

Гимнастика в постели, направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, элементы дыхательной гимнастики. Главное правило – это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Педагог начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Длительность гимнастики после дневного сна составляет три-четыре минуты. Не рекомендуется применение в гимнастике после сна силовых упражнений и упражнений на выносливость. Наиболее простым способом оценки адекватности выбранной нагрузки является самочувствие после гимнастики. Если в результате выполнения комплекса упражнений ребёнок ощущает себя бодрым, энергичным, в хорошем настроении и самочувствии, значит, нагрузка была близкой к оптимальной.

Закаливающие процедуры можно использовать по отдельности или в комплексе друг с другом. Каждый организм характеризуется комплексом специфических, присущих только ему свойств. На земле не существует двух одинаковых организмов, более того, в одном многоклеточном организме нет двух одинаковых клеток – каждая клетка уникальна и отличается от других. Поэтому при выборе комплекса гимнастики после сна, при его разработке необходимо учитывать индивидуальные особенности организма. Любой комплекс бодрящей гимнастики после сна имеет очень важную цель – активизация обмена веществ, тренировка защитных механизмов организма, развитие умений, ощущений осознанно управлять движениями [].

Дети встают, снимают пижамы и остаются в одних трусиках с босыми ногами. После чего в холодном помещении 1-1,5 минуты выполняют ряд движений с умеренной нагрузкой (бег, ходьба). Особое внимание следует уделить подбору дыхательных упражнений. Затем следует пробежка в «теплую» комнату, где температура воздуха составляет 22-24 градуса. Двигательная активность детей в этом помещении заключается в ходьбе по дорожке «здоровья». Например: сначала малышам предлагается пройти по лежащему на полу канату, затем по ребристой доске изготовленной воспитателями группы самостоятельно из подручных материалов (пробки от бутылок, губки для мытья посуды, бельевые шнуры, массажные колпачки и т.п.) главное, что эти материалы должны быть яркими, чтобы привлекать внимание малышей, далее по резиновому коврику с мелкими шипами, далее идет влажный солевой коврик. В заключение процедуры дети высушивают ноги о байковый коврик.

Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма. Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом [].

Таким образом, гимнастика после сна является эффективным средством закаливания младших дошкольников, при учете закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детей, грамотном использовании методов и приемов на всех этапах проведения.

 


Заключение

 

Закаливание детей занимает важное место в физическом воспитании детеймладшего дошкольного возраста. Т.к. дети …….. Оно положительно действует на механизмы приспособления к холоду, жаре, ослабляет негативные реакции организма на изменения погоды, повышает устойчивость к вирусным и бактериальным заражениям, создает прочный щит от простудных заболеваний.

Процесс закаливания детей младшего дошкольного возраста имеет ряд особенностей и строится с учетом возрастных, а также психологических особенностей, методов воспитания и обучения. Закаливание детей имеет определенную физиологическую и генетическую обусловленность и зависит от морфофункционального состояния определенных физиологических систем. Всесторонность воздействия, соразмерность нагрузок и соответствие воздействующих факторов особенностям этапов возрастного развития является главным в методике закаливания.

Гимнастикапосле дневного сна прочно вошла в систему физического воспитания детей и занимает в ней важное место. Она увеличивает общий уровень двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Гимнастика после дневного сна выступает как эффективное средство закаливания детей младшего дошкольного возраста.

Таким образом, при учете закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детей, грамотном использовании методов и приемов, гимнастика после сна в работе с детьми младшего дошкольного возраста способствует их закаливанию.

 

 

Список литературы

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: