Теоретическая часть занятия включает в себя следующие элементы:
· изложение исторических данных по теме занятия;
· устное описание объекта практической работы (раскрытие его
исторического и практического назначения, взаимосвязи с другими элементами данной деятельности);
· объяснение специальных терминов по теме занятия;
· описание и показ основных технических приемов выполнения
практической работы и их последовательности (технологии выполнения);
· правила техники безопасности.
Теоретическая часть занятия не должна превышать 25—30 мин, поэтому педагогу необходимо тщательно продумать и отобрать содержание и методы изложения теоретического материала.
Сделать теоретическую часть занятия максимально содержательной и интенсивной позволяют:
· использование наглядного и раздаточного материала;
· использование технических средств обучения;
· привлечение к подготовке и изложению теоретического материала
самих воспитанников детского объединения (начиная со второго года обучения);
|
|
· использование игровых методов обучения.
Практическая часть занятия
Педагог должен разделить практическую работу на определенные этапы, каждый из которых будет выполняться последовательно и представляет собой некую законченную часть работы.
Следующий шаг — подбор специальной литературы, раздаточного материала, выбор и обсуждение наиболее рациональных и технически правильных приемов работы.
Затем педагог вместе с детьми подготавливает материалы и инструменты, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
При выполнении коллективной работы педагог распределяет
части работы среди учащихся и определяет, как они будут взаимодействовать друг с другом.
Далее дети приступают к выполнению практической работы, а педагог контролирует их деятельность, оказывает помощь и консультирует, подводит итоги и проверяет правильность выполнения каждого этапа работы.
При выборе содержания практической работы педагогу необходимо учитывать:
· возраст детей;
· календарный период учебного процесса;
· тему учебного года;
· уровень подготовки детей;
· последние актуальные тенденции в данном виде творческой
деятельности.
Очень важными при выполнении практической работы являются следующие правила:
· доведение каждой начатой работы до конца;
· обязательность ее «внешней отделки» (т.е. доведение практической работы до уровня, позволяющего ее демонстрировать);
· поощрение стремления детей к показу результатов своей творческой деятельности.
Окончание занятия (последние 15—20 мин)
|
|
За несколько минут до окончания занятия педагогу необходимо предупредить об этом детей.
Завершение занятия включает в себя:
· подведение итогов практической работы;
· закрепление учебного материала;
· объяснение домашнего задания;
· организацию дежурства (при необходимости).
Затем педагог прощается с детьми и напоминает о дне и времени следующей встречи.
Особенности домашнего задания в системе дополнительного образования детей:
· необязательность его наличия и выполнения;
· творческий характер;
· для самостоятельного выполнения дома даются лишь те этапы
(виды) работы, которые не требуют постоянного контроля со стороны педагога и владения сложными техническими приемами.
Представленная структура является примерной, т.е. необязательной. Возможные варианты организации учебных занятий:
а) последовательная смена видов деятельности, каждый из которых включает элементы теоретической и практической подготовки;
б) выполнение практической работы с включением отдельных теоретических знаний;
в) выполнение только практической работы (выездные занятия).
Подготовка занятия в учебном кабинете
Предварительная подготовка педагога к занятию включает:
· определение темы занятия;
· продумывание общего хода занятия;
· продумывание и отбор содержания теоретической части занятия;
· продумывание и выбор методов теоретической подготовки детей;
· подбор методических материалов по теме занятия;
· выполнение практической работы;
· составление плана занятия (при необходимости).
Подготовка занятия непосредственно перед его началом включает:
· приход педагога на занятие не позже чем за 10 минут до его начала;
· проветривание учебного кабинета;
· подготовка методических материалов к занятию;
· проверка и подготовка материалов и инструментов, необходимых для проведения занятия.