Итоговые занятия могут проводиться:
§ по окончании учебного года;
§ по окончании полугодия или учебной четверти;
§ после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать
проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:
а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;
б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения итогового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);
в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки результатов занятия;
г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повторить к итоговому занятию.
Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.
Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в составлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.
На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение контрольных заданий.
В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).
Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или взаимный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.
Грамотный анализ занятия является условием совершенствования учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.
Анализ учебного занятия должен опираться на следующие принципы:
· научности;
· единства требований;
· доступности и оптимальности;
· обратимости;
· объективности и доброжелательности;
· целесообразности.
Можно выделить следующие основные аспекты, от которых зависят успех проведения занятия кружка и оценка профессионализма педагога:
1. организация занятия;
2. дидактическая деятельность педагога;
3. воспитывающая деятельность педагога;
4. профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;
5. характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).
Качество организации занятия в совокупности определяют:
· состояние документации кружка;
· соответствие темы занятия образовательной программе и плану работы кружка на учебный год;
· соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;
· учет уровня работоспособности детей;
· выполнение правил техники безопасности и охраны труда;
· рациональность использования времени на занятии;
· оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебного занятия;
· организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:
· опора на основные принципы дидактики;
· оптимальность используемых методов обучения, их соответствие логике занятия, возрасту и развитию детей;
· эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;
· объективность оценок их деятельности;
· степень технической оснащенности занятия;
· уровень методического обеспечения занятия;
· оптимальность использования технических средств и методических материалов;
· умелое использование смены видов деятельности;
· обеспечение обратной связи;
• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии определяют:
· воспитывающая направленность содержания занятия, наличие в нем идейной составляющей;
· опора на основные принципы воспитания;
· решение задач нравственного воспитания;
· эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;
· использование педагогом возможностей занятия в профессиональной ориентации и экономическом воспитании детей;
· формирование у детей интеллектуальной культуры, потребности в знаниях, познавательной активности;
· реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;
· обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащихся;
· степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.
Профессионально-личностную характеристику («портрет») педагога составляют:
· знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;
· его речь;
· педагогическая культура и такт;
· внешний вид педагога на занятии;
· позиция педагога по отношению к учащимся;
· стиль педагогического руководства;
· степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в деятельности) составляют:
· степень их активности и работоспособности на занятии;
· заинтересованность темой и содержанием занятия;
· сформированность у детей навыков самостоятельной работы;
· выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;
· коммуникативная активность детей;
· интеллектуальное развитие учащихся;
· сформированность навыков работы с оборудованием и инструментами, учебно-методическими пособиями;
· организованность и дисциплинированность учащихся на занятии;
· стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;
· внешний вид детей.
По представленной схеме может осуществляться анализ учебного занятия кружка. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им самоанализа.
Независимо от направления (профиля) их структура такова:
1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:
· технические параметры кабинета,
· освещенность,
· воздушный режим,
· мебель,
· покрытие пола,
· состояние «школьной» доски (при необходимости),
· размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,
наличие инструкций по технике безопасности (при необходимости),
· состояние рабочих мест (педагога, учащихся),
· оснащение и состояние подсобных помещений (при необходимости).
2. Наличие необходимой документации:
· образовательная программа,
· план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год),
· журнал учета работы в кружке дополнительного образования детей,
· положение о кружке (при необходимости).
3. Наличие необходимых условий для реализации образовательной программы:
а) Материально-технические условия:
· наличие и исправность оборудования (в полном объеме),
· наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,
· наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).
б) Методические условия:
· наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости),
· наличие методических разработок педагога,
· наличие аннотации методических материалов к образовательной программе,
· наличие библиотечки специальной и методической литературы, периодики (в соответствии с профилем деятельности),
· наличие картотеки литературы,
· наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности),
· наличие материалов для углубленного изучения, самостоятельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники), списки литературы, перечни заданий, методические рекомендации и др.
4. Представленность результатов творческой деятельности воспитанников детского объединения и педагога (в любой форме).
а) Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы: наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мониторингу деятельности кружка.
б) Участие педагога дополнительного образования в экспериментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.
в) Оформление кабинета:
· соответствие содержания оформления профилю деятельности кружка,
· эстетика оформления (единство стиля),
· озеленение кабинета,
· наличие паспорта кабинета.