Подготовка и проведение итоговых занятий

Итоговые занятия могут проводиться:

§ по окончании учебного года;

§ по окончании полугодия или учебной четверти;

§ после изучения большой учебной темы или раздела.
Содержание итогового занятия обязательно должно включать

проверку теоретических знаний детей и их практической подготовки. Подготовка педагогом детей к итоговому занятию включает:

а) обсуждение с детьми значения итоговых занятий в целостном учебном процессе;

б) уведомление детей о дате, времени и форме проведения ито­гового занятия (не менее чем за неделю до его проведения);

в) обсуждение с учащимися формы и критериев оценки резуль­татов занятия;

г) сообщение детям вопросов, тем, которые необходимо повто­рить к итоговому занятию.

Кроме того, можно предложить детям принести свои работы, выполненные за отчетный период.

Подготовка же педагога к итоговому занятию заключается в со­ставлении теоретических вопросов, продумывании и отработке практических заданий, подготовке методических материалов.

На самом итоговом занятии нужно создать спокойную рабочую атмосферу, настроить детей на результативное выполнение конт­рольных заданий.

В конце занятия следует подвести итоги: обсудить результаты, выставить оценки (в соответствии с ранее обсужденной формой и критериями).

Одной из форм подведения итогов может стать самоконтроль результатов (в соответствии с имеющимися критериями) или вза­имный контроль учащихся, а также коллективное обсуждение и оценка результатов выполнения контрольных заданий.

Грамотный анализ занятия является условием совершенствова­ния учебной деятельности детского объединения дополнительного образования и профессиональной деятельности педагога.

Анализ учебного занятия должен опираться на следующие прин­ципы:

· научности;

· единства требований;

· доступности и оптимальности;

· обратимости;

· объективности и доброжелательности;

· целесообразности.

Можно выделить следующие основные аспекты, от которых за­висят успех проведения занятия кружка и оценка профессионализма педагога:

1. организация занятия;

2. дидактическая деятельность педагога;

3. воспитывающая деятельность педагога;

4. профессионально-личностная характеристика («портрет») педагога;

5. характеристика учебной группы (разные грани проявления детей в деятельности).

Качество организации занятия в совокупности определяют:

· состояние документации кружка;

· соответствие темы занятия образовательной программе и пла­ну работы кружка на учебный год;

· соответствие организации занятия санитарно – гигиеническим требованиям;

· учет уровня работоспособности детей;

· выполнение правил техники безопасности и охраны труда;

· рациональность использования времени на занятии;

· оптимальность оборудования и оснащения кабинета и учебно­го занятия;

· организация ведения документации учащихся.
Качество дидактической деятельности педагога определяют:

· опора на основные принципы дидактики;

· оптимальность используемых методов обучения, их соответ­ствие логике занятия, возрасту и развитию детей;

· эффективность контроля педагога за учебной деятельностью учащихся;

· объективность оценок их деятельности;

· степень технической оснащенности занятия;

· уровень методического обеспечения занятия;

· оптимальность использования технических средств и методи­ческих материалов;

· умелое использование смены видов деятельности;

· обеспечение обратной связи;

• достижение поставленной дидактической цели занятия.
Качество воспитывающей деятельности педагога на занятии оп­ределяют:

· воспитывающая направленность содержания занятия, нали­чие в нем идейной составляющей;

· опора на основные принципы воспитания;

· решение задач нравственного воспитания;

· эффективность формирования у детей трудолюбия и трудовых навыков;

· использование педагогом возможностей занятия в профессио­нальной ориентации и экономическом воспитании детей;

· формирование у детей интеллектуальной культуры, потребно­сти в знаниях, познавательной активности;

· реализация задач физического и гигиенического воспитания учащихся;

· обеспечение связи занятия с жизнью страны и самих учащих­ся;

· степень эстетического воздействия содержания и организации занятия на учащихся.

Профессионально-личностную характеристику («портрет») пе­дагога составляют:

· знание им учебного предмета, свободное владение учебным материалом;

· его речь;

· педагогическая культура и такт;

· внешний вид педагога на занятии;

· позиция педагога по отношению к учащимся;

· стиль педагогического руководства;

· степень воздействия личности педагога на учащихся.
Характеристику группы (разные грани проявления детей в дея­тельности) составляют:

· степень их активности и работоспособности на занятии;

· заинтересованность темой и содержанием занятия;

· сформированность у детей навыков самостоятельной работы;

· выполнение учащимися поставленных учебных задач занятия;

· коммуникативная активность детей;

· интеллектуальное развитие учащихся;

· сформированность навыков работы с оборудованием и ин­струментами, учебно-методическими пособиями;

· организованность и дисциплинированность учащихся на за­нятии;

· стиль отношения детей к педагогу и друг к другу;

· внешний вид детей.

По представленной схеме может осуществляться анализ учебно­го занятия кружка. Она может быть использована также в качестве плана беседы с педагогом или проведения им са­моанализа.

Независимо от направления (профиля) их структура такова:

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований к данному виду деятельности и техники безопасности:

· технические параметры кабинета,

· освещенность,

· воздушный режим,

· мебель,

· покрытие пола,

· состояние «школьной» доски (при необходимости),

· размещение аудиовизуальных и технических средств обучения,

наличие инструкций по технике безопасности (при необходи­мости),

· состояние рабочих мест (педагога, учащихся),

· оснащение и состояние подсобных помещений (при необхо­димости).

 

2. Наличие необходимой документации:

· образовательная программа,

· план учебно-воспитательной работы (на данный учебный год),

· журнал учета работы в кружке дополнительного образования детей,

· положение о кружке (при необходимости).

3. Наличие необходимых условий для реализации образователь­ной программы:

а) Материально-технические условия:

 

· наличие и исправность оборудования (в полном объеме),

· наличие (организация обеспечения) необходимого оснащения,

· наличие и исправность аудио- и видеоаппаратуры (если она необходима).

б) Методические условия:

· наличие наглядных, раздаточных, аудио- и видеоматериалов (последнее при необходимости),

· наличие методических разработок педагога,

· наличие аннотации методических материалов к образователь­ной программе,

· наличие библиотечки специальной и методической литерату­ры, периодики (в соответствии с профилем деятельности),

· наличие картотеки литературы,

· наличие материалов по организации и проведению детских творческих конкурсов (по данному профилю деятельности),

· наличие материалов для углубленного изучения, самостоя­тельной и индивидуальной работы воспитанников: библиотека (хрестоматии, книги для чтения, справочники), списки литерату­ры, перечни заданий, методические рекомендации и др.

4. Представленность результатов творческой деятельности вос­питанников детского объединения и педагога (в любой форме).

а) Сформированность системы оценки результатов реализации образовательной программы: наличие необходимых нормативных, методических и фактических материалов по педагогическому мо­ниторингу деятельности кружка.

б) Участие педагога дополнительного образования в экспери­ментальной и методической работе учреждений дополнительного образования детей округа и города.

в) Оформление кабинета:

· соответствие содержания оформления профилю деятельнос­ти кружка,

· эстетика оформления (единство стиля),

· озеленение кабинета,

· наличие паспорта кабинета.

 

 






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: