Для учащихся, которые изучали математику на базовом уровне, государственная итоговая аттестация по математике проводится на протяжении 135 минут (без перерыва). Учащиеся, которые изучали математику на углубленном уровне, выполняют аттестационную работу в течение 180 минут (без перерыва).
Работа выполняется на листах со штампом образовательной организации (учреждения). Формулировки заданий учащиеся не переписывают, а указывают только номер задания.
Примеры записи решения типовых заданий третьей части
0 5 6 х
Решение задач по геометрии третьей части предусматривает выполнение рисунка, обоснование равенства отрезков, углов, треугольников
и других фигур, подобия треугольников, параллельности или перпендикулярности прямых, положения центров описанной и вписанной окружностей.
Решение.
Решение.
Решение.
Так как луч AD является биссектрисой угла ВАС, то ∪ CD = ∪ BD. Следовательно, хорды DC и DB, стягивающие эти дуги, равны.
|
|
Центр O вписанной окружности
треугольника ABC принадлежит биссектрисе AD угла BAC.
Угол COD является внешним углом ∆AOC, тогда ∠COD = ∠ACO + ∠CAO.
Так как вписанные углы DCB и DAB опираются на дугу DB, то ∠ DCB = ∠ DAB. Тогда ∠ DCO = ∠ DCB + ∠ OCB = ∠ DAB + ∠ ACO = ∠ CAO + ∠ ACO = ∠ COD.
Следовательно, ∆ CDO – равнобедренный, DC = DO.
ВАРИАНТ № 1
Часть I
Задания 1.1-1.6 содержат по четыре варианта ответов, из которых только ОДИН ответ ПРАВИЛЬНЫЙ. Выберите правильный, по Вашему мнению, ответ.
1.1. Какое из чисел 3; 12; 14 является корнем уравнения 4 х – 5 = 7?
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||
3; | 12; | 14; | ни одно из этих | |||||||||||||||||||||||||
чисел. | ||||||||||||||||||||||||||||
1.2. Областью определения какой из функций является любое значение х? | ||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||
у = | х | ; | у = | 10 | ; | у = | 4 | + | 2 | ; | у = | 6 | . | |||||||||||||||
2 | − 9 |
|
| |||||||||||||||||||||||||
х 2+ 1
| х − 1 | (х + 1)(х −1) | ||||||||||||||||||||||||||
х | х +1 | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||
1.3. Вычислите значение выражения (√5 | – √ | 3)2 + 2√15. | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||
; | 2; | ; | 8. | |||||||||||||||||||||||||
2 + 4√15 | 8 + 4√15 | |||||||||||||||||||||||||||
1.4. Решите систему неравенств { | 5 + | ≤ 2, | ||||||||||||||||||||||||||
− 6 < 2. | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||
(– 6; – 3); | (– ∞; – 2); | (– 6; – 3]; | (– ∞;– 6). | |||||||||||||||||||||||||
1.5. Биссектриса угла А образует с его стороной угол 250. Найдите градусную |
меру угла, смежного с углом А.
А | Б | В | Г | ||||||
250; | 500; | 1300; | 750. | ||||||
1.6. Найдите площадь треугольника АВС, если АВ = 4 | см, ВС = 6 см, | ||||||||
∠ В = 300. | |||||||||
| |||||||||
А | Б | В | Г | ||||||
6√ | см2; | см2; | 12 см2; | 6 см2. | |||||
3 | 6√2 |
Часть II
Решение заданий 2.1-2.4 должно быть кратким. В случае необходимости проиллюстрируйте решение схемами, рисунками.
2.1. Решите графически уравнение − х 2 = х.
2 |
| ||||
2.2. Упростите выражение | + | . | |||
− 2 | − |
2.3. Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок МК, если М (– 3; 4), К (5; 10).
2.4. В параллелограмме АВСD, биссектриса острого угла А делит сторону ВС на отрезки ВК = 3 см и КС = 2 см. Найдите периметр параллелограмма.
Часть III
Решение задач 3.1-3.5 должно содержать обоснование. В нем необходимо записать последовательные логические действия и объяснения, сослаться на математические факты, из которых следует то или иное утверждение. Если необходимо, проиллюстрируйте решение схемами, графиками, таблицами.
3.1. Решите неравенство 5 х 2 + 8 х – 4 > 0 и найдите его наибольшее отрицательное и наименьшее положительное целые решения.
3.2. Задача. Велосипедист съездил из села на станцию и вернулся назад. На обратном пути он увеличил скорость на 1 км/ч по сравнению с той, с которой ехал на станцию, и потратил на обратный путь на 8 мин. меньше. С какой скоростью велосипедист ехал на станцию, если расстояние между селом и станцией составляет 32 км?
3.3. Центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, делит высоту, проведенную к основанию, на отрезки 5 см и 13 см. Найдите периметр треугольника.
3.4*. При каких значениях параметра m система уравнений
(+ 1) + = 3,
{2 − (− 2) = 6 не имеет решений?
3.5*. Зная, что tg α + ctg α = 2,5, найдите tg 2α + ctg 2α.
ВАРИАНТ № 2
Часть I
Задания 1.1-1.6 содержат по четыре варианта ответов, из которых только ОДИН ответ ПРАВИЛЬНЫЙ. Выберите правильный, по Вашему мнению, ответ.
1.1. | Какое из выражений является одночленом? | |||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
7 х 2 у 3; | х 2–1; | а + с; | 3 ab 2 – 2 b. | |||||||||||||||||||||||||||
х 2− 1 | х +1 | |||||||||||||||||||||||||||||
1.2. | Выполните деление дробей | : |
| . |
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||
5 х | х 2 | |||||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
5 | ; | х −1 | ; |
| х (х −1) | ; |
| 5 х | . | |||||||||||||||||||||
х (х − 1) | 5 х | 5 | х −1 | |||||||||||||||||||||||||||
1.3. | Упростите выражение –2 х (2 у – 3 х) – 4 х (2 х – у). | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
– 14 х 2 – 8 ху; | – 2 х 2; | – 2 х 2 + 8 ху; | 2 х 2. | |||||||||||||||||||||||||||
1.4. | Найдите решение системы уравнений { х + у = 2, | |||||||||||||||||||||||||||||
х − у = −6. | ||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
(– 2; 4); | (2; – 4); | (– 4; 2); | (4; – 2).
| |||||||||||||||||||||||||||
1.5. | В ромбе АВСD | угол АВD равен 750 | . Чему равен угол ВАD? | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
750; | 1500; | 1400; | 300. | |||||||||||||||||||||||||||
1.6. | Найдите площадь равностороннего треугольника АВС со стороной 4 см. | |||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||||||
2√ | 2√ | см2; | 4√ | см2; | 8 см2. | |||||||||||||||||||||||||
3 | 2 | 3 | 3 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | см | ; |
Часть II
Решение заданий 2.1-2.4 должно быть кратким. В случае необходимости проиллюстрируйте решение схемами, рисунками.
3− у х −3
2.1. Упростите выражение у 2− ху + ху − х 2.
2.2. Один из корней уравнения х 2 + рх – 6 = 0 равен 1,5. Найдите р и второй корень уравнения.
2.3. Найдите угол между векторами АВ и АС, если А (− 2; 1), В (2; 5),
С (1; − 2).
2.4. Четырехугольник АВСD вписан в окружность. Ð АВD = 750, Ð САD = 350.
Найдите угол АВС.
Часть III
Решение задач 3.1-3.5 должно содержать обоснование. В нем необходимо записать последовательные логические действия и объяснения, сослаться на математические факты, из которых следует то или иное утверждение. Если необходимо, проиллюстрируйте решение схемами, графиками, таблицами.
3.1. Решите неравенство − 2 х 2 + 3 х + 2 < 0 и найдите его наибольшее отрицательное и наименьшее положительное целые решения.
3.2. Задача. Мотоциклист проехал 40 км из пункта А в пункт В и вернулся назад. На обратном пути он уменьшил скорость на 10 км/ч по сравнению с начальной и потратил на обратную дорогу на 20 мин. больше. Найдите начальную скорость мотоциклиста.
3.3. Точка касания окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, делит катет на отрезки длиной 2 см и 3 см, считая от прямого угла. Найдите гипотенузу треугольника.
3.4*. При каких значениях параметра к система уравнений
{3 х + (− 1) у = + 1, | не имеет решений? |
(+ 1) х + у = 3 |
3.5*. Зная, что sinα + cosα = 0,6. Найдите sinα · cosα.
ВАРИАНТ № 3
Часть I
Задания 1.1-1.6 содержат по четыре варианта ответов, из которых только ОДИН ответ ПРАВИЛЬНЫЙ. Выберите правильный, по Вашему мнению, ответ.
1.1. Укажите функцию, которая является прямой пропорциональностью.
А | Б | В | Г | |||||||||||||
5 | у = 5; | у = 5 х + 2; | у = 5 х. | |||||||||||||
у = | х | ; | ||||||||||||||
1.2. Среди приведенных чисел укажите иррациональное число. | ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||
; | √ | ; |
| √ | ; |
| ||||||||||
– √25 | 40 | 0,04 | 16 | |||||||||||||
√ | . | |||||||||||||||
49 | ||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||
1.3. Решите уравнение (х − 3)(х + 4) = 0. | ||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||
– 4; | − 3 и 4; | – 4 и 3; | 3. | |||||||||||||
1.4. Найдите значение выражения 30 + 3– 4 · 36 – (0,5)–2. | ||||||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||
5; | 14; | 10,25; | 6. |
1.5. Найдите угол при вершине равнобедренного треугольника, если угол при основании равен 300.
А | Б | В | Г |
600; | 1200; | 400; | 900. |
1.6. Радиус окружности равен 6√2 см. Найдите сторону квадрата, вписанного в эту окружность.
А | Б | В | Г | |||||
24 см; | см; | 12 см; | ||||||
12√2 | 6√2 см. | |||||||
Часть II
Решение заданий 2.1-2.4 должно быть кратким. В случае необходимости проиллюстрируйте решение схемами, рисунками.
2.1. Решите графически уравнение х 2 = 4.
2.2. Найдите знаменатель геометрической прогрессии (b n), в которой b 4 = 36, b 6= 4.
2.3. Диагонали ромба равны 12 см и 16 см. Найдите сторону ромба.
2.4. Даны векторы (– 2; 1) и (3; – 1). Найдите координаты вектора , если
= 2 + 3.
Часть III
Решение задач 3.1-3.5 должно содержать обоснование. В нем необходимо записать последовательные логические действия и объяснения, сослаться на математические факты, из которых следует то или иное утверждение. Если необходимо, проиллюстрируйте решение схемами, графиками, таблицами.
3.1. Решите неравенство 5 х 2 − 4 х − 1 ≥ 0 и найдите его наибольшее отрицательное и наименьшее положительное целые решения.
3.2. Задача. На перегоне, длина которого равна 240 км, поезд шел со скоростью на 10 км/ч меньшей, чем должна быть по расписанию, и опоздал на 48 мин. С какой скоростью должен был идти поезд по расписанию?
3.3. Точка касания окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, делит гипотенузу на отрезки 4 см и 6 см. Найдите периметр треугольника.
3.4*. При каких значениях параметра а система уравнений
х + 2 у = 3, | ||
{8 х + у = + | 2 | не имеет решений? |
3.5*. Вычислите sin(π + x)cos(2 + x) – cos(2π + x)sin(3 2 – x).
ВАРИАНТ № 4
Часть I
Задания 1.1-1.6 содержат по четыре варианта ответов, из которых только ОДИН ответ ПРАВИЛЬНЫЙ. Выберите правильный, по Вашему мнению, ответ.
1.1. На каком из рисунков изображен график уравнения х + у = 3?
А)
у
В)
у
3
3
– 3 0 х 0 3 х
Б) у Г) у
–3 0 х
0 3 х
–3 –3
1.2. Найдите корни квадратного уравнения х 2 + 8 х + 7 = 0.
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||
– 7 и – 1; | 1 и 7; | – 1 и 7; | – 7 и 1. | |||||||||||||||||||||||
1.3. Выполните сложение | 2 + | + | 1 | . | ||||||||||||||||||||||
2− 2 | + | |||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||
3 +2 | 2 2 | 2 + | 3 | . | ||||||||||||||||||||||
| ; | ; |
| ; | ||||||||||||||||||||||
2 | − | 2 |
|
|
| 2 | − | 2 |
| 2 | − | 2 | ||||||||||||||
2− 2 | ||||||||||||||||||||||||||
1.4. Оцените значение выражения 5а, если 1< а < 3. | ||||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||
5 < а < 15; | 1 < 5 а < 3; | 5 < 5 а < 15; | 6 < 5 а < 8. | |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||
1.5. Найдите координаты вектора | АВ | , если А (–3; 2), В (– 1; –2). | ||||||||||||||||||||||||
А | Б | В | Г | |||||||||||||||||||||||
(– 4; 0); | (– 2; 4); | (2; –4); | (4; 0). |
1.6. Одно из оснований трапеции равно 5 см, а ее средняя линия – 8 см.
Найдите неизвестное основание трапеции.
А | Б | В | Г | ||||||
6,5 см; | 13 см; | 5,5 см; | 11 см. | ||||||
Часть II | |||||||||
Решение заданий 2.1-2.4 должно быть кратким. В случае необходимости | |||||||||
проиллюстрируйте решение схемами, рисунками. | |||||||||
2.1. Сократите дробь | х 2 | − х − 6 | . | ||||||
х + 2 |
| ||||||||
2.2. Найдите разность арифметической прогрессии (аn), если а5 =14, а10 = 29.
2.3. В равнобедренном треугольнике высота, проведенная к боковой стороне, делит ее на отрезки 8 см и 5 см, считая от вершины угла при основании. Найдите площадь треугольника.
2.4. В параллелограмме диагонали длиной 6√2 см и 14 см пересекаются под углом 450. Найдите меньшую сторону параллелограмма.
Часть III
Решение задач 3.1-3.5 должно содержать обоснование. В нем необ