Тема Логистика снабжения
Управление закупками в значительной степени влияет на конку-рентоспособность компании. Если эта функция закупок не выполняется, то компания не получит сырья или готовой продукции к нужному сро-ку, нужного качества и по цене, которая сохранит стоимость конечной продукции конкурентоспособной и контролируемой.
Для лучшего понимания закупочных функций необходимо опре-делить их цели. Целью закупок (частично совпадающих с логистиче-ским миксом) является приобретение товаров нужного качества в нуж-ном количестве по установленной заранее цене в конкретном источнике и в нужное время. Такой упрошенный подход оправдан при принятии ключевых решений: что купить, какое качество и цена приемлемы, где лучше всего приобрести необходимый товар, а также – в какой именно момент это следует делать.
Основные цели деятельности в области организации и управления закупками представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Цели организации и управления закупками
Рассмотрим более детально основные цели:
1. Оптимальные сроки поставки материальных ресурсов/готовой продукции и предоставления услуг. Опоздание в закупках может со-рвать производственный график, что повлечет за собой большие накладные расходы, а закупленные ранее намеченного срока материалы ложатся дополнительным бременем на оборотные фонды и складские помещения предприятия. Например, авиакомпания не сможет перево-зить пассажиров, если вовремя не будет обеспечена топливом, но хра-нить лишние тонны горючего также невыгодно для компании.
2. Оптимальный размер партии поставки, т.е. соблюдение точного соответствия между объемом поставок и потребностями в них. Избыток или недостаточный объем поставляемой продукции негативно влияет на баланс оборотных фондов и устойчивость выпуска продукции и, кроме того, может вызвать дополнительные расходы при восстановлении оп-тимального баланса.
3. Поддержание и повышение качества. Продукция, материалы или услуги должны поставляться необходимого уровня качества, иначе конечный продукт не будет соответствовать принятым стандартам, что приведет к росту логистических издержек. Затраты на доведение каче-ства до стандартного уровня могут быть весьма значительными. Необ-ходимо постоянно повышать качество снабжения и обеспечивать кон-курентоспособность товаров и услуг на мировом уровне, что требует внимания к качеству закупаемых материалов.
4. Поиск и закупка товаров и услуг по минимальным ценам. Эта задача особенно актуальна для российских предприятий, так как заку-почная деятельность требует большого объема оборотных средств, а, как показывает опыт, нехватка именно оборотных средств является од-ной из главных проблем российского бизнеса. Потенциал увеличения прибыли при осуществлении закупок может быть довольно значитель-ным. Например, если при осуществлении закупки поставщик предоста-вит скидку (или будут найдены другие поставщики с более низкими це-нами) и компания сможет на этом сэкономить, то эти деньги пойдут непосредственно на счет прибыли (до налогообложения). Однако, если эта компания дополнительно продаст товар на ту же сумму, то получен-ная чистая прибыль составит не более 5% цены после налогообложения. Прибыль, полученная благодаря закупкам по более низким ценам или за счет снижения общих логистических затрат, может быть очень весомой/
5. Поиск компетентных поставщиков и развитие отношений с ни-ми. Успех отдела закупок в конечном итоге определяет надежность по-ставщиков. Деятельность поставщика оказывает гораздо большее влия-
ние на производительность, качество и конкурентоспособность
компании-покупателя, чем это представляет большинство менеджеров. Работник, отвечающий за выбор поставщика, должен проводить тща-тельный поиск и анализ возможных поставщиков, причем анализ жела-тельно проводить по нескольким критериям, например, по качеству предлагаемой продукции, возможности своевременной доставки, цене, сервису и т.д. Также важным критерием является оценка риска при осуществлении закупок.
6. Повышение конкурентоспособности компании. Основные за-дачи исследования рынка закупок заключаются в регулярном сборе и оценке информации в целях определения емкости рынка и создания предпосылок для оптимизации закупок. Импульсом к проведению ис-следования может стать интерес к определению размеров затрат, изме-нений в собственной программе дистрибьюции, внедрению достижений технического прогресса, повышению доли компании на рынке, конку-ренции, надежности поставщиков, объему предложения в будущем и т.д.
Таким образом, цели управления закупками различаются в зави-симости от специализации компании (промышленная, торговая, сервис-ная). Основной целью логистики закупок, например, в производствен-ной компании является надежное обеспечение производственных подразделений материальными ресурсами, необходимыми для выпол-нения производственного графика. Производственный график при этом должен быть сформирован в соответствии с маркетинговой и логисти-ческой стратегией компании на рынке продаж готовой продукции, что достигается путем интеграции основных функциональных сфер логи-стики.
В любой компании-товаропроизводителе существует типичный набор задач, связанных с управлением закупками, характеристика кото-рых представлена в таблице 1.
| Таблица 1 | |||||
| Типовые задачи в управлении закупками | |||||
|
| |||||
| Наименование | Краткая характеристика | ||||
| Определение снабженческих трансакций, которые должны | |||||
| быть установлены между отделом закупок и конкретными по- | |||||
| Идентификация | требителями (подразделениями) материальных ресурсов внутри | ||||
| (или переоценка) | компании. В некоторых случаях, например, при изменении ас- | ||||
| потребностей | сортимента готовой продукции пересматривается состав внут- | ||||
| рифирменных потребителей и (или) номенклатура материаль- | |||||
| ных ресурсов. | |||||
|
| Как только определены внутрифирменные потребители и но- | ||||
|
| менклатура материальных ресурсов, устанавливаются требова- | ||||
| Определение и | ния к весу, размерам, параметрам поставок, планы и специфи- | ||||
| оценка требований | кации на каждую позицию номенклатуры и определенную | ||||
| потребителей | номенклатурную группу материальных ресурсов. Кроме того, | ||||
|
| устанавливаются требования пользователей, определяющие | ||||
|
| сервис и сопровождающие поставки. | ||||
|
| Решение вопроса, что выгоднее – производить определенные | ||||
| Решение «делать | виды материальных ресурсов (например, компоненты для сбор- | ||||
| или покупать» - за- | ки сложных товаров - автомобилей, компьютеров и т.п.) самой | ||||
| дача MOB («make | компании или покупать у других. В этом случае для принятия | ||||
| or buy») | окончательного решения оцениваются соответствующие затра- | ||||
|
| ты и достижимый уровень качества. | ||||
|
| В настоящее время существует три основных типа организации | ||||
|
| закупок материальных ресурсов в зависимости от продолжи- | ||||
| Определение типов | тельности и сложности: установившиеся закупки, модифициро- | ||||
| закупок | ванные закупки (в которых меняется или поставщик или пара- | ||||
|
| метры закупаемых материальных ресурсов), новые закупки, | ||||
|
| вызванные потребностями нового пользователя. | ||||
|
| Источник материальных ресурсов для компании (поставщик) | ||||
|
| может функционировать в различной рыночной среде и типе | ||||
| Анализ поведения | рынка: монопольном, олигопольном, высококонкурентном. | ||||
| Знание и анализ рынка поставщиков помогают логистическому | |||||
| рынка | |||||
| персоналу компании определить число возможных поставщи- | |||||
|
| |||||
|
| ков, позицию на рынке, профессионализм и другие факторы, | ||||
|
| позволяющие правильно организовать закупки. | ||||
|
| Определение всех возможных поставщиков определенного ви- | ||||
| Идентификация | да (номенклатуры) материальных ресурсов, которые могут удо- | ||||
| всех возможных | влетворить требования внутрифирменных пользователей. Важ- | ||||
| поставщиков | но включить в этот список те поставщики, услугами которых | ||||
|
| товаропроизводитель ранее не пользовался. | ||||
|
| Предварительная оценка возможных источников закупаемых | ||||
| Предварительная | материальных ресурсов заключается в сравнении предлагаемо- | ||||
| оценка всех воз- | го (рекламируемого) поставщиками качества MP и сервиса с | ||||
| можных источни- | требуемыми внутрифирменными пользователями. Такую оцен- | ||||
| ков | ку производят эксперты производственного и логистического | ||||
|
| менеджмента. | ||||
|
| После сокращения числа возможных поставщиков на этапе | ||||
| Оценка оставшихся | предварительного отбора оставшиеся оцениваются с точки зре- | ||||
| ния наилучшего удовлетворения потребностей компании в ма- | |||||
| поставщиков и | |||||
| териальных ресурсах конкретного вида. Для окончательного | |||||
| окончательный вы- | |||||
| выбора поставщика производится, как правило, многокритери- | |||||
| бор поставщика | альная оценка, включающая такие показатели, как уровень цен, | ||||
|
| |||||
|
| надежность поставок, качество сопутствующего сервиса и др. | ||||
| Окончание таблицы 1 | ||
| Наименование | Краткая характеристика | |
| Включает ряд задач, связанных с поставками конкретной но- | ||
| менклатуры материальных ресурсов от поставщика производи- | ||
| Доставка матери- | телю: оформление договорных отношений, передача прав соб- | |
| ственности на материальные ресурсы, процедуры | ||
| альных ресурсов и | ||
| формирования заказов, транспортировка, грузопереработка, | ||
| сопутствующий | ||
| хранение, складирование и т.п. В ряде случаев включает реше- | ||
| сервис | ||
| ния в отношении организационной структуры собственных ло- | ||
| гистических каналов продвижения материальных ресурсов от | ||
| поставщика. | ||
| Входной контроль качества материальных ресурсов (данная | ||
| процедура в отношении надежных поставщиков, особенно при | ||
| Контроль и оценка | технологии ЛТ, может не применяться). Эффективность управ- | |
| выполнения заку- | ления закупками оценивается по результатам непрерывного | |
| пок | контроля и аудита выполнения условий договоров по срокам, | |
| ценам, параметрам поставок, качеству материальных ресурсов | ||
| и сервиса. |
В общем виде основными задачами, решаемыми закупочной логи-стикой, являются следующие задачи:
- что закупить;
- у кого закупить;
- сколько закупить;
- на каких условиях закупить.
Задачу «что закупить» отдел снабжения/закупок компании реша-ет совместно с производственным отделом и инженерной службой. Совместно определяются потребности в сырье и материалах, качествен-ные и эксплуатационные характеристики, параметры спецификации. Вся эта информация поступает в отдел снабжения.
Решение «у кого купить» требует глубокого анализа рынка инте-ресующей компанию продукции, существующих и потенциальных по-ставщиков и выбора наиболее перспективных и эффективных из них. Данный вопрос находится полностью в компетенции работников отдела снабжения. Как показывает опыт, удачный выбор поставщика обеспе-чивает половину успеха предприятия (особенно это относится к дея-тельности торгово-посреднических структур).
Решение «сколько закупить» осуществляется при согласовании с другими отделами (производственным, складским, финансо-вым/бухгалтерией). Совместно с производственным отделом определя-ется требуемое количество материальных ресурсов. Проверяется нали-чие данного товара на складе (если склад находится в ведении отдела
снабжения). Если на складе этой продукции нет (или ее недостаточно), то объем закупки необходимо согласовать с финансовым отде-лом/бухгалтерией.
Задача «на каких условиях закупить» решается, когда поставщики уже предложили свои условия. Отдел снабжения рассматривает пред-ложенные варианты и ведет переговоры с поставщиками. В решении данного вопроса могут участвовать и работники других отделов (фи-нансового/бухгалтерии, логистики и т.д.). Решение данной задачи озна-чает ясность по следующим параметрам: цена, условия оплаты, условия доставки, сроки и т.д.






