Методы выбора поставщика в логистике снабжения

 

Выбор поставщика является одной из наиболее важных задач за-купочной логистики. Она является одной из четырех основных задач отдела снабжения/закупок компании. Некоторые менеджеры недооце-нивают значения правильного выбора поставщика для эффективного функционирования всей компании. Собственный успех компании-покупателя в обеспечении потребителей качественной продукцией и услугами зависит во многом от того, насколько четко поставщики вы-полняют свои функции. Некоторые исследования показывают, что во многих компаниях мира, по крайней мере, 50% проблем, связанных с качеством, возникает из-за товаров и услуг, которыми их обеспечили поставщики. Поэтому выбор «правильного» поставщика является осно-вой успешного функционирования и создания устойчивой базы снабже-ния любой компании.

 

Возможны два направления выбора поставщика:

 

1. Выбор поставщика из числа компаний, которые были постав-щиками (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. Это облегчает выбор, так как отдел закупок компании рас-полагает точными данными о деятельности этих поставщиков (хотя так бывает не всегда).

 

Основные этапы решения этой задачи: - сбор информации о поставщиках;

 

- анализ информации на основе критериев выбора поставщика; - принятие решения о выборе поставщика.

 

2. Выбор нового поставщика в результате поиска и анализа инте-ресующего рынка: рынка, с которым компания уже работает, или со-вершенно нового рынка (например, если принято решение диверсифи-цировать деятельность). Для проверки потенциального поставщика часто необходимы большие затраты времени и ресурсов, поэтому ее


 


 

следует осуществлять только в отношении тех поставщиков из неболь-шого списка, которые действительно имеют серьезный шанс получить большой заказ. От потенциального поставщика, конкурирующего с су-ществующими, ожидается более высокая эффективность.

 

Выбор поставщика (или группы поставщиков) определяется си-стемой критериев, но как для промышленной, так и для торговой ком-пании обычно основными критериями выбора являются: цена, качество товара и надежность поставки. Установление системы критериев дляпервоначального отбора поставщиков зависит от маркетинговой (произ-водственной) и логистической стратегий конкретной компании. В ряде случаев (в зависимости от корпоративной стратегии) на первое место могут выходить такие, например, параметры, как время доставки, надежность поставщика, предоставление поставщиком кредита, постав-ка товаров на основании взаимозачета, и другие.

 

Существует несколько распространенных методов выбора по-ставщика:

 

- затратно-коэффициентный;

 

- доминирующих характеристик;

 

- категорий предпочтения;

- рейтинговая оценка факторов и др.

 

Метод оценки затрат

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом

 

или «методом миссий». Он заключается в том, что весь исследуемый процесс снабжения делится на несколько возможных вариантов (мис-сий) и для каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получаются данные для сравнения и выбора вариантов ре-шений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возмож-ные издержки и доходы/выигрыши (при этом учитываются логистиче-ские риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

 

По существу это – разновидность метода ранжирования (критери-ев) по стоимости. Метод интересен с точки зрения факторов и их стои-мостной оценки и позволяет определять «стоимость» выбора поставщи-ка. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому по-ставщику.

 

Метод доминирующих характеристик

 

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее


 

 

34


 

доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов – критериев отбора.

 

Метод категорий предпочтения

 

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений компании. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологичную продукцию и могут компетентно судить о ее качестве, диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов, производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для компании, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

 

Метод рейтинговых оценок

 

Наиболее распространенным методом выбора поставщика можно считать метод рейтинговых оценок, который, в свою очередь, является разновидностью метода категорий предпочтения. После отбора критериев выбора поставщика их значимость обычно устанавливается экспертным путем работниками службы снабжения/закупок или привлеченными экспертами. Итоговое значение рейтинга определяется путем суммирования произведений значений (удельного веса) критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-балльной системе) для данного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев оценки. При обращении к потенциальным поставщикам трудно (а иногда практически невозможно) получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

 

Окончательный выбор поставщика производится лицом, принимающим решение в отделе логистики (закупок), и, как правило, не может быть полностью формализован.

 

Пример расчета рейтинга поставщика

 

Допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Значимость остальных критериев, установленная – как и значимость первого


 

 

35


 

– экспертным путем работниками отдела закупок, приведена в таблице

2.

 

Таблица 2

 

Пример расчета рейтинга поставщика

 

    Оценка значения

Произведение

 

Критерий выбора

Удельный вес

критерия по 10-

 

удельного веса кри-

 

поставщика

критерия

балльной шкале у

 

терия на оценку

 
   

данного поставщика

 
       
1. Надежность по-

0,30

7

2,1

 

ставки

 
       
2. Цена 0,25 6 1,5  
3. Качество товара 0,15 8 1,2  
4. Условия платежа 0,15 4 0,6  
5. Возможность вне-

0,10

7

0,7

 

плановых поставок

 
       
6. Финансовое состо-

0,05

4

0,2

 

яние поставщика

 
       
Итого 1,00 - 6,3  

 

Основные критерии, на которых рекомендуется строить систему выбора поставщиков:

 

1. В современных условиях в качестве основного критерия выбора следует выдвигать качество продукции. Качество относится к способности поставщика обеспечить товары и услуги в соответствии со спецификациями. Качество может относиться также и к тому, удовлетворяет ли продукция требованиям потребителя, независимо от того, соответствует ли она спецификации. Если с данными поставщиками уже были установлены отношения, то желательно проанализировать статистику поставки бракованных материалов.

 

2. Надежность поставщика – достаточно емкий критерий,включающий следующие параметры: честность, отзывчивость, обязательность, заинтересованность в ведении бизнеса с компанией, финансовая стабильность, репутация в своей сфере, соблюдение ранее установленных объемов поставки и т.д. Сюда же необходимо включить и соблюдение поставщиком сроков поставки материальных ресурсов / готовой продукции. Оценка своевременности доставки упрощается, если ведется четкий учет запланированных и реально выполненных доставок.

В качестве примера можно привести бальную систему оценки своевременности доставки (таблица 3).


 

36


 

    Таблица 3  

Оценка своевременности доставки

 
       

Высший рейтинг

А

Доставка осуществляется в срок без экспедирова-  

ния

 
     
Высший рейтинг В Поставщик выполняет требуемые сроки доставки  
Хороший рейтинг С Доставка осуществляется в срок без контроля  
Хороший рейтинг D Поставщик выполняет требуемые сроки доставки  
Удовлетворительный

Е

Сроки доставки иногда срываются, требуется зна-  

рейтинг

чительный контроль

 
   

Неудовлетворительный

  Сроки доставки обычно срываются, договорные  

F

сроки доставки редко выполняются, необходимы

 

рейтинг

 
 

действия по ускорению работ

 
     

 

3. Цена. В цене должны учитываться все затраты на закупку кон-кретного вида материальных ресурсов / готовой продукции, которые включают транспортировку, административные расходы, риск измене-ния курсов валют, таможенные пошлины и так далее. В аналитическом поле логистического менеджера всегда должен находиться комплекс за-трат.

 

В качестве примера можно привести перечень логистических из-держек, связанных с закупкой конкретного товара:

 

- маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнкту-ры цен на рынке данного товара;

 

- издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.п.);

 

- издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков (изготовителей);

 

- затраты, связанные с анализом качественных показателей то-вара у различных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, потеря товарного вида, возможности ремонта или восстановления каче-ственных показателей товара у заказчика, ущерб от утраты качества товара в связи с задержкой его доставки или сокращением срока реали-зации, расходы по гарантийным обязательствам);

 

- затраты не грузопереработку, складирование и хранение то-

варов;

 

- транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата та-моженных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;


 

37


 

- расходы на потребительскую упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров;

 

- издержки на финансовый учет товаров;

 

- непредвиденные расходы, ущербы и затраты на страхование логистических рисков.

 

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и кон-тролировать в реальном масштабе времени.

 

4. Качество обслуживания. Оценка по данному критерию требуетсбора информации у достаточно широкого круга лиц из различных под-разделений компании и сторонних источников. Необходимо собирать мнения о качестве технической помощи, об отношении поставщика к скорости реакции на изменяющиеся требования и условия поставок, к просьбам о технической помощи, о квалификации обслуживающего персонала и т.д.

 

5. Условия платежа и возможность внеплановых поставок. Какуже упоминалось выше, нехватка оборотных средств существенно огра-ничивает возможности выбора поставщиков. В бизнесе случаются вне-штатные ситуации, требующие внеплановых поставок или отсрочки платежа. Это ситуации особенно характерны для российской действи-тельности. Поэтому поставщики, предлагающие выгодные условие пла-тежа (например, с возможностью получения отсрочки, кредита) и гаран-тирующие возможность получения внеплановых поставок, позволяют избегать многих проблем снабжения.

 















Подборка статей по вашей теме: