Становление славянского этноса

 

                                                                Выполнила студентка 2 курса

                                                                2 группы профиль «ИО»        

                                                                гуманитарного факультета

                                                                Сигаева Валерия Валериевна

 

                                                                Проверил:

                                                                 кандидат исторических наук,

                                                                доцент кафедры истории России        

                                                                Меркулов А.Н.

 

 

Воронеж ‒ 2020

 

Содержание

 

Введение......................................................... 3
Теории становления славянского общества............................ 5
Проблема славянской прародины.................................... 6
Быт древних славян............................................... 7
Заключение....................................................... 9
Список литературы................................................ 10

 

 

 

Введение

Происхождение славянского этноса до сих пор вызывает достаточно жаркие споры, которые не могут прийти к одному выводу. Выделение славян, как особого этноса, до сих пор не имеет определенной подтвержденной концепции. Археологи выделяют славянский ряд с V века, однако в науке не существует единой точки взглядов на происхождение носителей более ранних культур.

    В современной обществе, все большую роль играет вопрос о непредвзятом изложении истории, исследовании ее развития, и нахождение этих самых истоков. Изучение происхождения славян представляет собой обширное поле зрения не только историков, но и археологов, этнографов и антропологов. Самые сложные моменты возникают в определении места формирования прародины славян.

    Если говорить об историографии исследований данного вопроса, следует выделить следующих историков: Рыбакова Б. А., Седова В. В., Винникова А. З., А. Л. Погодин, С. М. Соловьев и др. У них было много гипотез по возникновению этноса. Например, Соловьев С. М. в «Истории России с древнейших времен», хоть и не останавливался на вопросе столь подробно, однако написал пару фраз, которые связаны с теорией появления славян на территории Азии на берегах Дуная с помощью пришельцев.

    А.Л.Погодин в книге “Из истории славянских передвижений” дал очерк по истории славянского этноса начиная с I-х вв. н. э., по его исследованиям начальной территорией заселения славян находилась на территории современной Польши.  

    Целью данной работы является краткое изложение становление славянского этноса, анализ общинного устройства.

Объект исследования является становление славянского этноса, а предметом исследования является быт славян.

Данная тема является актуальной за счет того, что образование славянского этноса играет важную роль в изложении истории и трактовки ее хода.

Задачами данной работы являются:

1. Рассмотрение теорий возникновения славян.

2. Проанализировать проблемы исследования возникновения славян.

3. Выделить особенности быта древних славян.

 

 

 

Теории становления славянского общества

Существует множество теорий о происхождении славянского этноса, много вопросов вызывает место их прародины. Первым, кто попытался ответить на данный вопрос был летописец Нестор в «Повести временных лет». Он определял территорию по нижнему течению Дуная. Именно с Дуная можно наблюдать процесс расселения славян, следовательно, можно судить, что славяне не были исконными жителями данной территории. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Здесь, по мнению историка, образовался военный союз племен, отсюда же идет расселение славян на восток и северо-восток. Сторонниками дунайской теории происхождения были многие русские  и западноевропейские исследователи.

Если переместиться на средневековье, то тут получает распространения теория миграции, которая имеет название - скифо-сарматской теории. Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVIII вв. Следуя их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.

В начале XX в. академик А. И. Соболевский рассматривает теорию о том, что расположение поселений русского народа, показывают, что они получили эти названия от другого народа, который обитал на данной земле несколько ранее.

Многие историки считали, что прародину славян следует искать в Европе, по соседству с племенами кельтов, германцев, балтов и фракийцев. Они считют, что славяне уже в глубокой древности занимали обширные пространства Средней и Восточной Европы, а в IV в. до н.э. под натиском кельтов переселились за Карпаты.

Наиболее популярной среди лингвистов гипотезой о прародине славян является висло-днепровская. По мнению ученых прародина славян располагалась между течением Днепра на востоке и верховьями Западного Буга и Вислы на западе, а также от верховий Днестра и Южного Буга на юге до Припяти на севере. Таким образом, прародина славян определяется ими как современная северо-западная Украина, южная Белоруссия и юго-восточная Польша. Однако в исследованиях отдельных ученых встречаются те или иные вариации.

Нельзя отрицать, что особенности в культуре славян не возможны без влияния других этносов. Например, восточные балты во второй половине I тысячелетия н.э. составляли восточнославянское население и были реальной культурно-этнической силой, оказавшей влияние на славян. Развитие этих территориально-политических союзов шло по пути превращения их в государственные образования. [1]

Проблема славянской прародины

Славяне, как этнос, упоминаются в источниках с V-VI вв. н.э. Более древний период их происхождения не носит в себе достоверных фактов. Об их происхождении можно узнать только на основании археологических материалов.

К концу VI в. славяне занимали уже огромную территорию от Эльбы до Дона, Оки и верхней Волги и от Балтийского поморья до среднего и нижнего Дуная и до Чёрного моря.

В VI и VII вв. славяне продвинулись на Балканский полуостров. Расселяясь на запад и юг и смешиваясь с местным населением, венеды дали начало западным и южным славянам. Так, в состав западного славянства вошли жившие к востоку от Эльбы многочисленные племена лугиев.

В областях к югу от Дуная славяне ассимилировали жившие там племена иллирийцев и фракийцев. Изучение древних славян затруднено тем, что в первые века новой эры совершались существенные перемещения племен, сопровождавшиеся жестокой борьбой их между собой и с Римской империей, в ходе которой ассимилировались и исчезали целые этнические группировки, происходили коренные изменения в области быта и культуры.
 Формирование древних славян проходило в постоянных контактах и взаимовлияниях с этими соседними племенами.[2]

Б.А. Рыбаков исходит из положения, что славянская языковая семья выделилась из индоевропейской в середине II тысячелетия до н.э. Судя по данным языка, это произошло вдали от моря и от горных массивов, в лиственных лесах. Анализ слов, заимствованных славянами у других народов, показывает, что в это время они соседствовали с германцами, балтами, иранцами, дако-фракийцами, кельтами и иллирийцами. Если разместить эти народы на карте, то между ними оказывается пространство, ограниченное с запада бассейном р. Одер, с севера — р. Припять, с востока — средним течением Днепра и с юга — предгорьями Карпат.

Быт древних славян

Быт славян вначале был племенной. На первых страницах летописец постоянно называет их по племенам, но они  постепенно исчезают и заменяются рассказами о волостях. Следовательно племенной быт, перешел в был волостной.

    Когда племена и роды расселились на большие пространства, между ними ослабела связь рода и они распались, поделившись на самостоятельные семьи. Каждая отдельная семья на просторе заводила свою особую пашню, имела свои особые покосы, особо охотилась и промышляла в лесах. Общая родовая собственность переставала существовать, когда расходились семьи, составлявшие род. С распадением родовых связей родичи перестали чувствовать свое взаимное родство и в случае нужды соединялись для общих дел уже не по родству, а по соседству. На общий совет (вече) сходились домохозяева известной округи, и родные друг другу и неродные одинаково.

Развитие торговли по русским рекам привело к возникновению городов, таких как Киев, Чернигов, Новгород, Смоленск, Полоцк. Такие города становились торговыми центрами, а поскольку товар надо было защищать, то там скапливались свободные и сильные витязи. Дружинники иногда сами вели торговлю, иногда нанимались охранять купцов, а нередко захватывали власть в городе.

Образование городов привело к новой трансформации общины. Теперь свободные люди из общины шли в город и создавали там новые сообщества, которые соответствовали роду деятельности. Вскоре делать продукт только для себя стало невыгодно, стал образовываться излишек, его начали обменивать. Так постепенно изменялся тип жизни наших предков.

Из патриархального родового и племенного быта славяне понемногу переходили к общинному устройству и соединялись под влиянием главных "старейших" городов в волости или княжества, в которых объединяли людей уже не родственные отношения, а гражданские и государственные.

 

Заключение

Проблема о происхождении славян и в настоящее время еще не является закрытой. В истории формирования славянских племен существует еще множество аспектов, которые требуют длительного и долгосрочного изучения. Древнерусская культура представлена тысячами фольклорных, письменных и вещевых памятников, которые сохранились до нашего времени. Наша история достаточно насыщенна, что делает ее не только интересной для исследования, но и сложной для общего понимания.

 

Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян: с течением времени становится все большей версий и догадок, трактовок, которые имеют под собой не особо веские основания, но при этом имеют право на существование. При этом всем важным является процесс независимого изучения источников и формирование гипотез, которые будут объяснять большинство вопросов истории и выдержат критику историков. 

 

 

Список литературы

1. Повесть временных лет

2. Косминский, А.Е. История средних веков / А. Е. Косминский. – Москва: Учпедгиз, 1953. – 272 с.

3. Мартынов, А.И. Археология: Учебник / А. И. Мартынов - М.: Высш. шк., 2005. – 447 с.

4. Рыбаков, Б. А. Рождение Руси / Б. А. Рыбаков. – М.: АиФ Принт, 2003. – 447 с.

5. Седов, В. В. Славяне в древности / В. В. Седов. - Москва: Научно-производственное благотворительное общество «Фонд археологии», 199. – 344с.

 

 


[1] Мартынов, А.И. Археология: Учебник / А. И. Мартынов - М.: Высш. шк., 2005. – С. 98.

[2] Косминский, А.Е. История средних веков / А. Е. Косминский. – Москва: Учпедгиз, 1953. – С. 153




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: