Аутогенные тренировки

ШКОЛЬНИКАМ О ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ

(РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА)

Короновирус, карантин, самоизоляция, дистанционное обучение в школе - эти, еще месяц назад, малознакомые слова неожиданно вошли в нашу жизнь, резко изменили ее привычный ход и вызывали много тревожных переживаний.

Тревоги много у всех - и у учеников, и у родителей, и у педагогов!

Тревоги много обо всем - как защитить себя и близких от заражения, как прожить месяц, не выходя из дома, как освоить школьную программу, завершить учебный год, как сдавать выпускные экзамены?!

Тревоги много - просто потому что никто из нас ни разу не оказывался в такой ситуации и не очень хорошо понимает, что делать.

Но из того, что точно надо делать - это быть дома и учиться дистанционно.

Но у многих сразу возникла тревога, а как это - учиться дистанционно?!

Дорогие ученики и родители, для организации дистанционного обучения, всем выданы домашние задания, разработаны электронные учебные материалы (ссылки на образовательные порталы представлены на сайте школы), у каждого есть комплект учебников, учителя всегда на связи и готовы ответить на все ваши вопросы.

Теперь дело за вами! Надо начать всеми этими ресурсами пользоваться!

Именно поэтому предлагаю несколько рекомендаций по самоорганизации детей (и родителей) в режиме дистанционного обучения.

1. Дистанционное обучение - это, в первую очередь, обучение, а не средство спасения от безделья и скуки. Соответственно, в режиме дня необходимо выделить специальное время для учебы. Лучше, если это будет обычное школьное время (первая половина дня, пропорционально возрасту, учебной нагрузке, количеству домашних заданий). Представьте, что вы пошли в школу, просто «школа» в данном случае оказалась в вашей квартире, в вашей комнате, за вашим рабочим столом.

2. Обратите внимание на техническое обеспечение образовательного процесса. Проверьте, как работают предложенные вам обучающие электронные площадки, достаточно ли ресурсов вашей техники для их использования. Кстати, это хороший способ проверить свои навыки работы в интернете (т.к. ваши навыки игры и общения в соцсетях могут не совпадать с ваши навыками работы в интернете). Если у вас что-то не получается - обратитесь за технической поддержкой к родителям или другим взрослым.

3. Если у вас не получается решить какие–либо технические вопросы, не можете воспользоваться каким-то ресурсом, посмотреть видеоурок или презентацию - не отчаивайтесь!

У вас всегда под рукой есть верный помощник – учебник! Там все написано - читайте параграф, делайте конспекты, таблицы, схемы, формулируйте непонятные вопросы, задавайте их вашему верному помощнику Google (вы же всегда им пользуетесьв любой бытовой ситуации), приглашайте к сотрудничеству родителей.

4. Помните, что ваши учителя всегда готовы дистанционно прийти на помощь. Узнайте заранее, в какое время и как вы можете связаться с учителем, задать ему вопрос, получить разъяснения.

И, наконец, не забывайте, что результат дистанционного обучения напрямую зависит от вашей способности к самоорганизации! Впереди у вас не месяц каникул, а месяц обучения, просто в необычной форме.

Перед тем, как начать что-то новое всегда волнительно и тревожно. И есть один способ справиться с этим состоянием – начать!

Дорогие ученики, начинайте учиться в новом, интересном формате!

И, конечно, берегите себя и будьте здоровы!

— Рекомендации для подростков, испытывающих беспокойство из-за коронавируса (по мотивам рекомендации Роберта Лихи, одного из ведущих в мире специалистов по тревожным состояниям) Памятка

— Рекомендации родителям детей, временно находящихся на дистанционном обучении: советы психолога Памятка

— Советы для родителей дошкольников и младших школьников в период объявленной эпидемии Памятка

— Как родителю помочь ребенку справиться с возможным стрессом при временном нахождении дома Памятка

— Советы психолога для родителей подростков, оказавшихся дома во время карантина из-за коронавируса Памятка

— Советы подростку снижение стресса, контроль тревоги, сохранение продуктивности в текущих делах Памятка

Кинезиологические упражнения,

Развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело)


Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложения упражнений можно использовать:

 ускорение темпа выполнения;

 выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

 подключение движений глаз и языка к движениям рук;

 подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.


Комплекс № 1.

Колечко.


Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 

Кулак - ребро - ладонь.


Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяя друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Количество повторений - по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (,,кулак - ребро - ладонь,,), произнося их вслух или про себя.

 

Лезгинка.


Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторите 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

 

Зеркальное рисование.


Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

 

Ухо - нос.


Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот.

 

Змейка.


Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепив пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

Горизонтальная восьмерка.


Возьмите в руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь - левой. А теперь правой и левой одновременно.

 








Комплекс №2

Массаж ушных раковин.


Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

 

Перекрестные движения.


Выполняйте перекрестные координированные движения одной правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

 

Качание головой.


Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

 

Горизонтальная восьмерка.


Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

 

Симметричные рисунки.


Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.)

Медвежьи покачивания.


Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

 

Поза скручивания.


Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держи-тесь за правую сторону спинки стула, а левой - за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5 - 10 с. Выполните тоже самое в другую сторону.

 

Гимнастика для глаз.


Выполните плакат - схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе в процессе выполнения упражнения: вверх - вниз, влево - вправо, по часовой стрелке и против неё, по траектории " восьмерки ". Каждая траектория имеет свой цвет: № 1, 2 - коричневый, № 3 - красный, № 4 - голубой, № 5 - зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

 

 









Аутогенные тренировки

 

Аутогенная тренировка начинается с упражнений на общее расслабление.
"Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслаблена. Мои руки расслаблены".
"Моя правая рука тяжёлая. Моя левая рука тяжёлая. Мои руки тяжёлые. Они тяжело лежат на коленях".
"Мои руки расслабленные, тяжёлые".
"Моя правая рука тёплая. Кровь хорошо приливает к моей правой руке".
"Моя левая рука тёплая. Кровь хорошо приливает к моей левой руке".
"Мои руки расслабленные, тяжёлые, тёплые".
"Моё сердце бьётся спокойно, ровно, мощно. Моё дыхание легко".
Каждая фраза произносится медленно, несколько раз. Со временем, когда дети овладевают навыками аутогенной тренировки, можно сократить время, отводимое на общее расслабление.
На первых занятиях имеет смысл употреблять небольшие, несложные конструкции.
Например: "Я вдыхаю лёгкую и чистую живительную силу.
Я чувствую, как она наполняет меня. Она вливается в мои лёгкие...руки...ноги...
Я чувствую себя наполненным жизнью.
Я чувствую, как что-то происходит вокруг меня... И что-то во мне отвечает на это...
Я вливаюсь в этот поток жизни.
Я и этот мир - одно.
Я готов отдаться потоку живительной силы и довериться ему.
Я готов принимать всё, что даёт мне жизнь, и доверять ей..."
В дальнейшем конструкции усложняются, подключаются воображение и фантазия.

"О Г О Н Ё К".

Ты выходишь из этого дома и идёшь по улице.
Ты никуда не торопишься, просто идёшь.
Тебя никто не ждёт. Ты просто гуляешь.
Ты замечаешь снежные сугробы возле дороги. Снег серебрится в лучах фонарей.
Ты останавливаешься и любуешься снегом.
Потом поднимаешь глаза, видишь дома, освещённые окна. В окнах горит тёплый свет.
В каждом окне - маленький мир. Уютный дом.
Теперь представь, что где-то внутри тебя горит такой же маленький свет. Он даёт тебе уют и тёплый покой.
Что бы ни происходило с тобой, какие бы бури и волнения ты не переживал, он горит тёплым, спокойным светом.
Представь его в виде язычка пламени.
Ты можешь осторожно взять его в руки.
Вот он перед тобой и ты бережно держишь его.
Полюбуйся его нежным, мягким светом.
Поблагодари его за мир и тепло, которые он даёт. (Пауза)
Теперь бережно положи его. Он будет всегда с тобой.

"МОЙ ЛЕС"

Представь, что ты идёшь по широкому, большому полю.
Где-то вдали виднеется лес.
К лесу ведёт узкая тропинка.
Поле золотистое, дует лёгкий ветерок, шевелит мягкие травы.
Ты идёшь в радостном ожидании.
Ты долго ждал этого дня. Ты ждал встречи с лесом.
Ты знаешь этот лес до последнего кустика. Ты понимаешь его.
Лес полон жизни. Там живут звери, птицы, шелестят деревья, шумят травы.
Там есть поляны, овраги, ручьи.
Ты чувствуешь жизнь этого леса.
Ты знаешь о нём что-то особое, чего не знает никто другой. (Пауза).
И сейчас ты идёшь, идёшь, идёшь...
Ты долго ждал этого дня.
Лес всё ближе, ближе...
Вот его деревья зашумели. Привлекли тебя своим шелестом.
Ещё немного и ты вступишь под его кроны. Ещё несколько шагов...
Сейчас ты войдёшь в лес. Давай остановимся. Постоим. Запомним эту минуту...

"РАЗГОВОР С СОБОЙ".

Представь, что ты идёшь по тропинке и спускаешься к реке.
Ты идёшь вдоль реки. Вода в ней струится и переливается.
Ты смотришь на воду - и вдруг мир вокруг тебя изменяется. Но ты всё равно его узнаёшь.
Ты смотришь и видишь вдали маленького мальчика.
Он отдыхает один. Он кажется тебе очень близко.
Ты подходишь и видишь, что он - это ты, только меньше.
Маленький, беспечный, беззаботный...
Он глядит на мир большими изумлёнными глазами.
Он ещё многого не знает.
Подойди к нему поближе. Сейчас ты сможешь прикоснуться к нему. Просто молча посидеть рядом. И можешь сказать ему какие-то важные, нужные слова (Пауза).
Теперь ты его можешь впустить внутрь себя...
Или можешь просто отпустить его, но только помни, что в тебе всегда есть частичка маленького существа.

 

 





























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: