Перечислите общественные институты социализации (в том числе формальные и неформальные)?

Институты социализации:

Семья, где осуществляется усвоение первых социальных ролей, норм и ценностей, первичные формирование «образа Я». Семья рассматривается как важнейший институт социализации. В семье происходит формирование первых навыков взаимодействия, освоение первых социальных ролей, формирование черт мужественности и женственности.

Формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

Вместе с тем семья уже не играет самодовлеющей роли, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение структуры и функций самой семьи (ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщин и т.д.).

Дошкольные и школьные учреждения, где осуществляется обучение, задаются первичные представления о человеке как гражданине, расширяется сфера общения. Школа, в сравнении с семьей, гораздо в большей мере зависит от общества и государства.

Сверстники - специфический институт социализации. Для молодых людей привлекательность этого института состоит в том, что он не зависит от взрослых, а иногда и противоречит им.

Институт социализации - группа, в которую включен человек в процессе профессиональной деятельности.

Институты социализации – общественные организации, где может продолжаться осуществление социальных функций человека.

Формальный институт – это социальный институт, в котором объем средств и методов действия, функций регулируются правовыми актами, предписаниями законов, формально утвержденных установлений, распоряжений, регламентов, правил, уставов, должностных инструкций и т.д.

К формальным институтам относятся: государство, суд, армия, семья, учреждения образования, банки, система производства и т.д.

Неформальный институт – это социальный институт, в котором отсутствуют установленные формальными правилами средства и методы деятельности, они не определены и не закреплены в нормативных документах и законодательных актах. Гарантия устойчивости организации отсутствует.

Неформальные институты, в широком социальном смысле, осуществляют управленческие и контрольные функции, так как выступают результатом волеизъявления и социального творчества граждан: политические движения, объединения по интересам, любительские творческие объединения самодеятельности, фонды культурного и социального назначения и т.д.

Тема социальная психология конфликта

Какие стратегии конфликтного взаимодействия является негативным позитивно эффективным?

Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер. Внешний аспект отражает организационные стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель.

Управление конфликтом – это целенаправленное воздействие на его динамику, в интересах развития той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Управление конфликтами включает в себя следующие виды деятельности:

1. профилактика конфликта;

2. урегулирование конфликта;

3. разрешение конфликта.

 

Профилактика (предупреждение) конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Профилактика основывается на прогнозировании конфликта. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации факторов конфликта. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

Вообще самый лучший способ разрешить конфликт – это вовремя его предупредить.

Своевременное обнаружение и успешность последующих мероприятий по предупреждению конфликта зависит также от уровня наблюдательности, ибо конфликт предваряется какими-то очевидными сигналами, например дискомфорт, напряжение, недоразумения, инциденты, кризис.

Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Регулирование предполагает ряд этапов:

1. Признание реальности конфликта противоборствующими сторонами.

2. Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению норм и правил конфликтного взаимодействия.

3. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

 

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизация их взаимоотношений.

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное – достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтной ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению

Для успешного разрешения конфликта необходимо:

· перевести конфликт с эмоционального уровня на интеллектуальный;

· необходимо выровнять позиции между оппонентами;

· устранить противоречие, а не ограничиваться примирением сторон;

· устранение противоречия путем компромисса.

Существуют основные принципы разрешения конфликта:

· Отделение людей от проблем.

· Внимание интересам, а не лицам.

· Предложение взаимовыгодных вариантов.

· Использование объективных критериев.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: