Тема: Фирма и ее виды.
Цели: изучить экономическую природу фирмы и научиться отличать одни формы предпринимательской деятельности от других по основным критериальным признакам;
-способствовать развитию экономического мышления у учащихся;
-способствовать осознанию своей роли в экономической жизни страны.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
«Впечатление о фирме создается у клиента
По первому телефонному звонку в нее».
(Принцип японского менеджмента).
Я думаю, вы догадались, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Правильно – «Фирма и ее виды».
Этот урок идет в рамках темы: «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности».
Любой отрезок времени желательно проводить с пользой.
Поэтому сегодняшний урок не должен стать исключением.
Сегодня мы с вами изучим:
- Какие бывают фирмы, как самому создать фирму.
- Научимся различать виды фирм, их достоинства и недостатки.
- Проведем деловую игру «Наша фирма».
Первоначально слово «ФИРМА» происходит от итальянского подпись, что означало торговое имя купца, коммерсанта. Фирма значительно изменилась за длительный период развития рыночных отношений.
Фирма – коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыл и.
Получается, что ответ на вопрос «Зачем создается фирма?» - зависит от того, кто его задает: покупатель, предприниматель или экономист.
С точки зрения покупателя, фирма нужна для того, чтобы поставлять на рынок пользующиеся спросом блага.
С точки зрения предпринимателя, фирма создается для того, чтобы приносить ему доход в форме прибыли, увеличение оборота, увеличение выручки, снижение издержек, увеличение доли рынка, повышение качества продукции.
Более ясно и отчетливо можно разглядеть сущность фирмы через анализ функций, которые она выполняет в рыночной экономике.
Функции фирмы.
Как мы видим из схематичного рисунка фирма имеет несколько функций:
Аккумуляция ресурсов.
Любая фирма, прежде чем приступить непосредственно к процессу создания благ, вынуждена вначале произвести закупку необходимых для нее ресурсов - факторов производства. Осуществляя выбор ресурсов, фирма стремится приобрести их по приемлемой цене, а затем - использовать ресурсы с максимальной отдачей.
Организация производства.
Функция организации производства включает:
- процедуру выбора фирмой соответствующей технологии,
- подбора действенной системы стимулирования работников.
Организация сбыта.
Произведенная продукция должна быть доставлена покупателям. Этот процесс может быть организован самой фирмой через создание собственной сбытовой сети или передан специализированным организациям: магазинам или торговым центрам.
Получение прибыли.
Любая фирма нацелена на получение прибыли как одного из важных критериев успешной деятельности, источникам инвестирования. Тем не менее, фирма всегда должна быть готова к возможным рискам, недополучению прибыли, потерям.
Несмотря на огромное многообразие функционирующих фирм, можно выделить три основные организационные формы предприятий.
Слайд
В ИДЫ ФИРМ
Индивидуальные фирмы
Индивидуальные фирмы -предпринимательство частного лица,
который ведет дело за свой счет, лично занимается управлением,
самостоятельно принимает решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.
Товарищество – коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным капиталом.
Акционерные общества – коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
ООО - учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
Таким образом, мы видим, что как правило, формы организации бизнеса предопределяются его размерами. Так, малые и средние предприятия организуются и работают в форме индивидуальных фирм или товариществ.
Большинство компаний-гигантов функционируют в форме акционерных обществ.
Сейчас давайте подумаем и скажем, какая форма предпринимательской деятельности лучше.
У каждого типа фирм есть свои достоинства и недостатки.
“Преимущества и недостатки различных видов фирм”.
Вид фирмы
Преимущества
Недостатки
Индивидуальная фирма
1.Простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2.Свобода действия (отсутствует необходимость согласовывать в принятии решения);
3.Сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом)
4. Владелец – сам себе хозяин;
4, 5
1.Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
2.Неограниченная ответственность;
Товарищество
1.Простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2.Специализация в управлении;
3. Возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
1.Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
2.Неограниченная ответственность;
Акционерное общество
1. Специализация в управлении;
2.Быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
3.Ограниченная ответственность;
5. Возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
1.Возможное злоупотребление в результате разделения функций собственности и управления;
2.Можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
3. Относительная сложность учреждения и регистрации.
Признаки:
1.Простота организации (учреждения, управления и т.д.);
2.Свобода действия (отсутствует необходимость согласовывать в принятии решения);
3.Сильная экономическая мотивация (получение всей прибыли одним лицом);
4.Ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственной фирмы, так и с трудностью получения денег извне);
5.Неограниченная ответственность;
6.Специализация в управлении;
7.Быстрое привлечение дополнительных финансовых средств;
8.Ограниченная ответственность;
9.Возможное злоупотребление в результате разделения функций собственности и управления;
10. Возможность объединения финансовых ресурсов нескольких лиц;
11. Владелец – сам себе хозяин;
12. Можно потерять контроль над фирмой, оставаясь ее собственником;
13. Относительная сложность учреждения и регистрации.
.
III. Закрепление.
А сейчас настало время применить полученные знания на практике.
-В.В. Путин в своем послании к Федеральному собранию уделил большое внимание развитию малого и среднего бизнеса. Говорил о его проблемах, в том числе о проблемах, которые создают ему чиновники муниципальных организаций разного уровня, налоговики. Но ведь малый и средний бизнес помогает повышению благосостояния населения страны: это рабочие места, налоги, это и решение многих социальных проблем: наркомания, алкоголизм и пр.
Что вы бы могли предложить по созданию фирм малого и среднего бизнеса? Какие отрасли экономики ждут ваших предложений? Предложений молодого поколения. Наш класс поделен на команды.
Я предлагаю каждой команде провести «мозговой штурм» и попытается создать (теоретически, конечно) свои фирмы.
- Работая в команде, вы сможете обогатиться знаниями друг от друга, ничего не упустить, закрепить знания о создании фирм.
И так, дамы и господа! Вам представляется возможность создать свою фирму, организовать свой бизнес. Ведь многие отрасли экономики не требуют большого начального капитала (сельское хозяйство, сфера услуг, торговля и т.д.) Здесь можно попробовать свои силы.