Задание 1. Применение SPASE-анализа для выбора стратегий в ЗАО «L'OREAL».
L'Oreal Group — французская компания, лидер мирового рынка парфюмерии и косметики, которая была основана в 1907 году.
L'Oreal производит множество популярных марок косметики, духов и средств по уходу за кожей и волосами.
На сегодняшний день L’Oréal это: 86 тыс. человек персонала, 17 исследовательских центров по всему миру, 47 заводов в 22 странах и 36 всемирно известных косметических компаний, представляющих около 500 различных брендов, продающихся в 150 странах мира. Концерну принадлежат пять научно-исследовательских центров: два во Франции, в США, Японии и Китае. 2700 химиков ежегодно разрабатывают около 3000 новых косметических формул.
L’Oréal тратит рекордные средства на рекламу — около 30% прибыли.
Оценка стратегического состояния предприятия методом SPASE
В методе SPACE предприятия оценивается четыре группы факторов:
1. факторы стабильности обстановки (ES),
2. факторы промышленного потенциала (IS),
3. факторы конкурентных преимуществ (СА),
|
|
4. факторы финансового потенциала (FS).
Таблица 1. Факторы стабильности обстановки (внешние условия бизнеса)
Показатель | Оценка | |||
1 | Уровень инфляции | Низкий | 1 | Высокий |
2 | Технологические изменения | Мало | 5 | Много |
3 | Уровень занятости | Низкая | 5 | Высокая |
4 | Диапазон цен конкурирующих продуктов | Малый | 5 | Большой |
5 | Ограничения для вхождения на рынок | Мало 1. | 4 | Много |
6 | Давление конкурентов | Слабое | 5 | Сильное |
Сумма | 25 | |||
Среднее | 4,1 |
Уровень инфляции. В феврале 2020 года уровень инфляции в России составил 0,33%, что на 0,07 меньше, чем в январе 2020 года и на 0,11 меньше, чем в феврале 2019 года. Вместе с этим, инфляция с начала 2020 года составила 0,73%, а в годовом исчислении - 2,31%. Уровень инфляции в 2019-3,05%. Низкий уровень — это до 6% в год.
Технологические изменения. L’Oréal представила новые технологии на Viva Technology – ежегодная технологическая конференция, посвящённая инновациям и стартапам, которая проходила в Париже 16-18 мая 2019 года.
Технологии:
- Virtual Hair Advisor – возможность виртуально попробовать на себе различные цвета волос, а также получить профессиональную консультацию от экспертов L’Oréal.
- SkinConsultAI от Vichy — цифровая диагностика кожи.
- Effaclar Spotscan от La Roche-Posay — это веб-приложение, разработанное совместно с дерматологами для анализа кожи, склонной к акне.
Персонализация:
- Shade Finder может порекомендовать оттенок тональной основы. Этот специализированный сервис в настоящее время разворачивается по всему миру в более чем 1000 точках продаж, которые будут оборудованы до конца 2019 года.
|
|
- Little Factory — технологическую инновацию, которая позволит в будущем производить тональную основу по индивидуальному заказу в больших масштабах.
Уровень занятости. На сегодняшний день в L’Oréal 86 тыс. человек персонала. 63 584 людей из социально-незащищенных слоев населения получили доступ к работе, благодаря инициативам компании.
Диапазон цен конкурирующих продуктов. L’Oréal входит в топ-10 компаний согласно Индекса «Томсон Ройтерс» по показателю Многообразия и Инклюзии. L'Oreal включает в себя четыре операционных подразделения, которые отличаются друг от друга с точки зрения целевых аудиторий и используют различные каналы дистрибуции:
Подразделение продукции массового спроса.
Основные марки этого подразделения: L'Oreal Paris, Garnier, Maybelline New-York.
Подразделение профессиональной продукции
Существует 5 профессиональных марок, одновременно уникальных и дополняющих друг друга: L'Oreal Professionel, Kerastase, Keraskin, Matrix, Redken.
Подразделение активной косметики
К Активной Косметике относятся 5 марок: Vichy, La Roche-Posay, Inneov, Skinceuticals и Sanoflore.
Подразделение продукции люкс
На сегодняшний день представлено 9 брендов: Lancome, Helena Rubinstein, Giorgio Armani, Cacharel, Ralph Lauren, Victor&Rolf, Kiehl's, Biotherm, Diesel.
Таблица 2. Факторы конкурентных преимуществ (оценка конкурентного статуса)
Показатель | Оценка | |||
1 | Доля рынка | Малая | 4 | Большая |
2 | Качество продукции | Низкое | 4 | Высокое |
3 | Стадия жизненного цикла продукта | Начальный | 4 | Конечный |
4 | Цикл замены продукта | Фиксир. | 3 | Сменяемый |
5 | Лояльность покупателей | Слабая 1. | 4 | Сильная |
6 | Технологическое know-how | Малое | 5 | Большое |
7 | Степень вертикальной интеграции | Низкая | 3 | Высокая |
Сумма | 27 | |||
Среднее | 4,5 |
Доля рынка. Среди компаний-производителей косметики L'Oreal занимала в прошлом году на отечественном рынке второе место с долей 9,6%, уступая компании Procter & Gamble Co (доля 10,8%) и опережая Unilever Group (7,7%).
Степень вертикальной интеграции. Компания L’Oréal производит 85,9 % своих товаров на собственных заводах, которых на данный момент 47 штук. L’Oréal начала с производства краски для волос, а затем переключилась на самостоятельное производство некоторых товарных категорий.
Таблица 3. Факторы привлекательности (силы) отрасли
Показатель | Оценка | |||
1 | Потенциал роста | Низкий | 4 | Высокий |
2 | Потенциал прибыли | Низкий | 4 | Высокий |
3 | Финансовая стабильность | Низкая | 4 | Высокая |
4 | Уровень технологии | Простая | 4 | Сложный |
5 | Степень использования ресурсов | Неэффективная | 4 | Эффективная |
6 | Капиталоинтенсивность | Малое | 3 | Большое |
7 | Легкость вхождения на рынок | Легко | 5 | Сложно |
8 | Производительность, использование ресурсов | Низкая | 5 | Высокая |
Сумма | 33 | |||
Среднее | 4,12 |
Потенциал роста. Потенциал роста в перспективе 12 мес. составляет 12,5 %.
Таблица 4. Факторы, определяющие финансовое положение фирмы (стратегический потенциал)
Показатель | Оценка | |||
1 | Прибыль на вложения | Низкая | 4 | Высокая |
2 | Финансовая зависимость | Несбалансированная | 2 | Сбалансированная |
3 | Ликвидность | Несбалансированная | 4 | Сбалансированная |
4 | Необходимый имеющийся капитал | Малый | 4 | Большой |
5 | Поток платежей в пользу фирмы | Малый | 3 | Большой |
6 | Легкость ухода с рынка | Малая | 1 | Большая |
7 | Риск предприятия | Большой | 4 | Малый |
8 | Оборачиваемость запасов | Медленная | 4 | Быстрая |
Сумма | 26 | |||
Среднее | 3,25 |
Ликвидность. Общий показатель ликвидности баланса предприятия за 2016, 2017, 2018 гг. составил, соответственно, 1,5, 1,7 и 1,4, при нормативном значении более или равным 1,0.
Риск предприятия. Основные риски ЗАО «L'Oreal»:
Риски низкого потребительского спроса.
|
|
Риски появления иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости.
Риск роста издержек.
Риск нестабильности хозяйственного, налогового, банковского и других
законодательств в РФ.
Графическая интерпретация стратегического положения фирмы.
Рис. 1. Графическое представление стратегического состояния.
График показывает, максимально удаленной от центра координат является сторона в квадранте FS - IS, компания находится в агрессивном стратегическом состоянии.
Источники
1. https://officelife.media/news/died-lillian-betancur-the-richest-woman-in-the-world/part7/
2. https://www.loreal.com.ru/представители--сми/пресс релизы/2019/may/den-socialnoy-otvetstvennosti
3. https://www.loreal.com.ru/группа/деятельность-группы/ключевые-цифры
4. https://www.loreal.com.ru/поставщики/наши-критерии-оценки