Понятие и сущность конкуренции и монополии

Тема 1 Главные вопросы экономики

Потребность – это нужда, которая приняла конкретную форму.

Потребности бывают

1.физиологические потребности – потребности в еде, одежде и т.д.

2. Потребности в обеспечении безопасности жизни.

3. Социальные потребности - потребности в любви, дружбе, общении и т. д.

4. Потребности в уважении к себе и со стороны других людей

5. Потребности в самореализации – достижение лучших профессиональных, спортивных достижений

Наши потребности безграничны.

Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд

Блага бывают:

Даровыми и экономическими.

1. Даровые блага – это те жизненные блага (преимущественно природные), имеющийся объем которых больше потребностей людей, и потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других

2. Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объеме меньшем, чем объем этих потребностей

Для производства экономических благ необходимы ресурсы. Ресурсы, используемые для производства экономических благ – экономические ресурсы или факторы производства.

Факторы производства

Труд – это использование физических и умственных возможностей человека. Фактор ограниченный.

Земля – это все природные ресурсы. Фактор ограниченный.

Капитал - включает в себя денежный капитал, который необходим для оплаты остальных ресурсов, в процессе создания благ участия не принимают и капитал физический - это средства труда, созданные другими людьми и необходимые для создания благ.

 Все факторы ограниченны.

Экономика – это наука, изучающая как люди используют ограниченные ресурсы в условиях неограниченных потребностей

Название экономике дал древнегреческий философ Аристотель.

Разделы экономики экономики:

1) макроэкономика изучает экономические процессы, касающиеся экономики всего общества, государства.

- финансовая система, денежная система, инфляция.

- занятость населения.

- экономическая ситуация в стране.

- внешняя торговля.

2) микроэкономика изучает экономические процессы, которые происходят:

- семья.

- экономика фирмы или предприятий.

- экономика региона.

- экономика фактора производства.

Тема 2 Типы экономических систем.

Экономические системы – это формы организации экономической жизни общества, которые различаются по следующим признакам:

1) по способу координации хозяйственной деятельности населения, фирм и государства.

2) по типу собственности на экономические ресурсы.

В зависимости от этих признаков различают 4 типа экономических систем:

1. Традиционная – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал принадлежат общине, а ограниченные ресурсы распределяются по сложившимся обычаям и традициям;

2. Рыночная (капитализм) – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал принадлежат государству, а ограниченные ресурсы распределяются централизованно через органы управления согласно принятым планам;

3. Командная (социализм) – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал принадлежат государству, а ограниченные ресурсы распределяются централизованно через органы управления согласно принятым планам;

4. Смешанная – это способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал принадлежат частным лицам, а ограниченные ресурсы распределяются как рынками, так и при участии государства.

Необходимо избегать возникновения командной системы и допускать вмешательства государства в экономическую жизнь страны лишь для решения тех экономических задач, которые рынки решить не могут или решают неудачно.

Тема 3 Рынок

Понятие и функции рынка.

Современный рынок представляет собой хозяйственную систему, которая позволяет продавцам и покупателям совершать свободную куплю-продажу товара. В настоящее время рынок выполняет шесть основных взаимосвязанных функций:

· Посредническая функция – рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров.

· Ценообразующая функция – возникает благодаря конкуренции при столкновении товарного спроса и предложения, в результате чего складываются цены на товары и услуги.

· Информирующая функция – состоит в информировании бизнесменов о сложившихся ценах и состоянии экономики.

· Регулирующая функция – действует через механизм свободных цен. Если цены на товар фирмы падают, производство становится неприбыльным, в результате капиталы перетекают к более прибыльным фирмам и позволяют им расширять производство.

· Стимулирующая функция – также осуществляется с помощью рыночных цен стимулируется эффективность экономики.

· «Оздоравливающая» функция – рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности.

Механизм рыночного саморегулирования включает три главных взаимосвязанных фактора: рыночные цены, спрос и предложение, конкуренция.

Понятие и сущность конкуренции и монополии.

Конкуренция в экономике – это соперничество между участниками рынка за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. Сущность конкуренции заключается в свободе выбора экономических решений участниками рыночных отношений в условиях соперничества за получение максимальной прибыли. Для возникновения конкуренции необходимы следующие предпосылки:

1. Наличие большого числа независимо действующих продавцов и покупателей, имеющих свободный доступ на рынок.

2. Отсутствие преград (экономических, юридических, политических, социальных, материальных, финансовых, трудовых).

3. Доступность информации о предложении, спросе, ценах и т.п.

Основными факторами, определяющими размах конкуренции, являются:

1) Социально-экономические, юридические условия, обеспечивающие свободу выбора покупателей.

2) Численность поставщиков и их способность диктовать свои условия.

3) Конкуренция внутри отраслей между существующими фирмами.

4) Появление на рынке новых торговых предприятий.

Конкуренция является мощным стимулятором роста производства и расширения ассортимента товаров, улучшения качества и обеспечения широкого выбора товаров для покупателей. Однако конкуренция зависит от возможной договоренности бизнесменов о рынках сбыта и ценах, в результате чего возникает «враг» конкуренции – монополия.

Виды конкуренции:

- Ценовая конкуренция – это продажа товаров по более низким, чем у конкурентов ценам.

- Неценовая конкуренция – основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, использовании рекламы и других способов стимулирования сбыта.

Формы конкуренции:

- Совершенная конкуренция – характеризуется свободным доступом к факторам производства, свободными ценами. Никто из участников рынка при этом не может оказывать решающего влияние на условия продажи товаров.

- Монополистическая (несовершенная) конституция – она характерна тем, что монополии имеют возможность влиять на условия реализации товаров. Монополия – это такая ситуация, когда единственный продавец диктует свои условия купли продажи покупателям. Естественная монополия создается в силу объективных причин (климат, географическое положение, технические условия и т.п.) Искусственная монополия создается специально, путем концентрации в одних руках определенной хозяйственной деятельности.

Для борьбы с монополистами в каждой стране создается антимонопольное законодательство и органы власти, которые следят за его исполнением. В России этим органом является Антимонопольный комитет, который имеет региональные отделения и защищает права потребителей.

Спрос и предложение

Величина спроса:

- количество товара, которые покупатели готовы купить по данной цене в определенное время и в определенном месте.

Закон спроса – при прочих равных условиях величина спроса на товар находится в обратной зависимости от цены этого товара.

Факторы, влияющие на спрос:

1) изменение вкусов и предпочтений покупателей. (реклама, мода, сезон).

2) уровень дохода населения

3) изменение количества покупателей.

4) ожидание изменений цены

5) изменение цены на товар каким-либо образом связанным с данным товаром.

Величина предложения – количество товара, которое продавцы способны и готовы продать по данной цене в течении определенного периода времени.

Закон предложения:

При прочих равных условиях величина предложения товара находится в прямой зависимости от цены этого товара.

Факторы, влияющие на предложения:

1) налоги и субсидии.

2) изменение затрат на производство.

3) изменение в технологии производства.

4) ожидание изменения цены.

5) изменение числа производителей.

6) изменение цен на товары, производимые в аналогичных условиях.

 

Равновесная цена – это цена, при которой величина спроса равна величине предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: