Формы и методы государственного регулирования экономики

Необходимость осуществления экономических функций предполагает наличие у государства определённого инструментария. Ниже речь пойдет об основных формах и методах государственного вмешательства в экономическую жизнь общества, т.е. о способах государственного регулирования экономики. В условиях рынка государственное регулирование экономики – целенаправленное воздействие правительства на отдельные сегменты рынка с помощью микро- и макроэкономических регуляторов с целью обеспечения равновесного роста всей экономической системы[1].

Все используемые правительством микро- и макроэкономические регуляторы экономической жизни общества можно отнести либо к способам прямого влияния, либо к способам косвенного влияния на экономику.

Методы прямого регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на деятельность субъектов хозяйствования. Эти меры предполагают, что экономические субъекты будут вынужденно принимать решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, а на предписаниях государства.

Среди методов прямого государственного регулирования преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования отдельных секторов экономики, регионов и фирм в виде субсидирования предприятий негосударственного сектора экономики, т.е. частных предприятий; государственные инвестиции в отдельные отрасли также является формой прямого регулирования. С государственными инвестициями связано понятие государственного предпринимательства. О государственном предпринимательстве говорят, когда подразумевают создание и функционирование государственных производственных предприятий в той или иной отрасли. Обычно предприятия государственной формы собственности возникают в капиталоемких и малорентабельных отраслях (угольная промышленность, судостроение, железнодорожный транспорт, содержание автомобильных дорог и т.п.), в отраслях, определяющих НТП, накопление и производство человеческого капитала, проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где функционирование какой-либо негосударственной формы собственности может привести к отрицательным последствиям. Так государство реализует программы поддержания таких сфер как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без прямого государственного участия в виде государственных субсидий развивались бы медленнее. Постоянным объектом субсидирования во многих государствах также является аграрное производство, добывающая промышленность и т.п.

Реализация мер прямого регулирования имеет свои «плюсы» и «минусы» - высокая степень эффективности из-за оперативного достижения экономического результата, с одной стороны, и создание помех работе рыночного механизма и его ослабление, с другой.

Методы косвенного регулирования предполагают, что государство не оказывает прямого воздействия на решения, принимаемые экономическими субъектами, оно лишь закладывает условия, чтобы при самостоятельном принятии экономических решений субъекты экономики тяготели к вариантам, соответствующим экономическим целям государства. Вместе с тем, при косвенном регулировании неизбежны временные лаги между принятием государством экономических решений и мер, их «восприятием» субъектами рынка и конечными экономическими результатами, соответствующими преследуемым государством экономическим целям.

Исходя из организационно-институциональных особенностей применяемых государством регуляторов, методы государственного регулирования можно разделить на административные, экономические, правовые. Правовые рычаги государственного воздействия на экономику - регуляторы, которые призваны обеспечить её правовую инфраструктуру, создать для частного сектора – домохозяйств и бизнеса - разумные правовые условия функционирования. Правовое регулирование экономики состоит в установлении государством правил экономического поведения для фирм-производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения хозяйственных договоров, порядок регистрации и функционирования фирм, обеспечивает защиту конкурентной среды и т.д.

Административные меры подразделяются на меры запрета (производство и торговля оружием, наркотиками, некоторыми видами лекарств и пр.), меры разрешения (лицензия, дающая право на производство, торговлю каким-либо товаром, или на осуществление какого-либо вида деятельности), меры принуждения (уплата налогов, установка очистных сооружений и пр.). Административные меры не связаны с созданием дополнительного материального стимула для частного сектора и базируются на силе государственной власти. Административные меры могут использоваться при государственном контроле над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом… Административные средства регулирования в странах с развитой рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. В развитых странах сфера действия административных мер чаще всего ограничивается охраной окружающей среды, социальной защитой населения. В критических ситуациях – во время войны, тяжелого положения в экономике - роль административных методов значительно возрастает.

Экономические инструменты государственного регулирования включают совокупность мер, воздействующих на характер рыночных связей, на рыночный процесс в целом. Это осуществляется путем воздействия на спрос и предложение на национальном рынке, на структуру экономики, путем активизации факторов экономического роста и т.п. Для достижения этих целей используют бюджетно-налоговую политику; денежно-кредитную политику, программирование, прогнозирование и планирование. Программирование, прогнозирование и планирования являются высшей формой государственного регулирования экономики и отражает косвенный вариант государственного воздействия. Государственные программы носят рекомендательный характер для частного сектора. Государственное программирование может быть нацелено на отдельные отрасли, регионы, объектами государственных программ могут стать отдельные направления научных исследований и т.д. В качестве примера государственных программ можно упомянуть широко применявшиеся во многих странах в ХХ в. общенациональные программы по восстановлению экономики, структурной перестройке экономики, приватизации, послекризисной стабилизации.

Достижение целей экономической политики государства требует использования взаимосвязанного инструментария, т.е. комплексного использования всех методов и способов государственного воздействия на экономику.

К сведению. Рыночная система предъявляет определенные требования к мероприятиям, проводимым государством в экономической сфере. В самом общем виде мы их уже обозначили – хотя рыночная система немыслима без вмешательства государства, однако существует грань, за которой происходит деформация рыночных процессов, падает эффективность производства. Поэтому:

1. Исключаются любые действия государства, разрывающие рыночные связи. Недопустимы, например, тотальное директивное планирование, натуральное распределение производственных ресурсов и предметов потребления (талоны, карточки, купоны), всеобщий административный контроль над ценами.

2. Влиять на рынок можно в основном экономическими методами. Если государство полагается только на административные методы управления экономикой, не дающие материального стимула к тем или иным действиям, то оно способно разрушить рыночный механизм.

3. Экономические регуляторы не должны ослаблять или заменять рыночные стимулы.

4. Государство должно постоянно контролировать приносимые экономическими регуляторами положительные и отрицательные эффекты, нести ответственность за долгосрочные последствия своих решений.

5. Необходимо учитывать национальную специфику, которая ощутимо сказывается на экономической деятельности. Истории экономики известны случаи провала экономических преобразований, когда они не дали того эффекта, который от них ожидался, или дали слишком незначительный эффект не потому что были плохо продуманы, или не верно проводились в жизнь, а потому, что не были учтены национальные особенности.

 

 

 

 

Контрольные вопросы:

1. Чем объясняется необходимость государственного регулирования экономики? Какие формы и методы государственного регулирования экономики вам известны?

2. Что конкретно должно делать государство в целях создания правовой базы и благоприятной общественной атмосферы для рыночной системы?

3. Для чего и каким образом обеспечивается государством защита конкуренции?

4. Почему и каким образом государство перераспределяет национальный доход?

5. Почему государство вмешивается в процесс распределения экономических ресурсов? Каким образом оно регулирует переливы ресурсов (внешние эффекты)?

6. Какие виды товаров и услуг называются общественными благами? Охарактеризуйте их свойства. Почему государство финансирует или берет на себя их производство?

7. Используйте трактовку основных свойств общественных благ и товаров индивидуального потребления для определения того, должны ли следующие блага производиться посредством рыночной системы или обеспечиваться государством: а) хлеб, б) уличное освещение, в)мосты, г)автостоянки, д) плавательные бассейны, е)медицинское обслуживание, ж)доставка почты, з)жилье, и)контроль над воздушным пространством, к) библиотеки.

8. Чем обусловлена необходимость проведения государственной региональной политики? осуществления внешнеэкономического регулирования?

9. Что такое государственное предпринимательство? В каких отраслях и по каким причинам создаются государственные предприятия?

10. Каковы, на ваш взгляд, объективные границы участия государства в экономической жизни общества?

11. Как может быть построена кривая коллективного спроса на данный общественный товар? Что она показывает?

12. Как определяется оптимальное количество общественного товара? Почему оптимальный объем является максимальным?

13. Объясните значение анализа издержек и выгод для принятия государством решений относительно производства общественных благ.

14. В каких случаях положительные и отрицательные побочные эффекты не требуют государственного вмешательства?

 

Тестовые задания. Определите, верны (В) или неверны (Н) следующие утверждения:

1. Влиять на рынок государство должно в основном административными методами.

2. Государство должно постоянно контролировать результаты, приносимые государственным регулированием экономики.

3. Экономические инструменты государственного регулирования не связаны с созданием дополнительного материального стимула и основываются силе государственной власти.

4. Административные инструменты государственного регулирования складываются из мер запрета, принуждения и разрешения.

5. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты экономики должны быть защищены законодательно.

6. В некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным.

7. Государство влияет на внешние эффекты только при помощи системы налогообложения.

8. Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных операций, достающиеся третьим лицам.

9. Общественное благо – это товар или услуга, каждая единица которого может быть продана потребителям так, что она приносит полезность исключительно данному покупателю.

10. Кривую спроса на общественные блага можно построить методом суммирования по горизонтали кривых индивидуального спроса на эти блага.

11. Общественные блага характеризуются совместным потреблением и неисключаемостью.

12. Кривая рыночного спроса на общественное благо показывает общую стоимость, которую все индивиды платят за каждую единицу блага.

 

 

Литература

1. Бардовский ВП., Рудакова О.В., Самородова Е.М. Экономика: учебник. – М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009. Глава 10, с.319-331.

 


[1] Речь идет о динамичном состоянии общего равновесия, когда достигается стабильное ежегодное увеличение объемов национального производства, при полной занятости экономических ресурсов и низких темпах инфляции (стабильном уровне цен).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: