Понятие конкуренции, ее виды и типы. Модели рыночных структур

Лекция 4. Конкуренция и монополия. Рынки факторов производства и факторные доходы.

1. Понятие конкуренции, ее виды и типы. Модели рыночных структур.

2. Условия возникновения монополий, их организационные формы. Антимонопольное регулирование.

3. Общая характеристика рынков факторов производства и факторных доходов.

4. Рынок труда. Рынок капитала. Рынок земли. Рынок знаний и информации.

     

Понятие конкуренции, ее виды и типы. Модели рыночных структур.

        Конкуренция – это борьба, соперничество участников рынка, прежде всего производителей, за рынки сбыта. Она является неотъемлемым элементом рыночного механизма, важнейшим регулятором и стимулятором развития капиталистического производства.

        Наличие конкуренции способствует снижению цен, улучшению качества продукта, введению инноваций. Часто конкуренция приводит к вытеснению и разорению производителей, что ведет к монополизации рынка. Однако она играет и санирую роль, вытесняя слабых и неэффективных производителей.

        Выделяют два основных типа конкуренции: совершенная (свободная) и несовершенная (ограниченная).

В условиях совершенной конкуренции:

• производителей много,

• вход на рынок и выход свободен,

• все участники имеют равный доступ к информации и условиям производства и продажи,

• каждый из них не влияет на цену (она формируется рынком) в силу незначительного объема производимой продукции,

• преобладает открытая ценовая конкуренция.

Выделяют две формы совершенной конкуренции:

        - внутриотраслевая конкуренция, которая ведётся за влияние на данном сегменте рынка через установление цен, и

        - межотраслевая конкуренция, как борьба за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов.

        На монополистическом этапе развития капитализма складывается несовершенная конкуренция. Она проявляется в трех основных формах:

чистая монополия,

монополистическая конкуренция (рынок дифференцированной продукции);

олигополия.

Чистая монополия характеризуется следующими основными признаками:

• только одна фирма становится единственным производителем продукта или услуги, у которого нет близких заменителей;

• товаропроизводитель всегда сам назначает цену и устанавливает контроль над ценами;

· наличие барьеров для вступления на рынок.

Монополистическая конкуренция - такая рыночная структура, при которой относительно большое число мелких производителей предлагает похожую, но неидентичную продукцию. Ее особенности:

• производимые продукты дифференцированы, специфичность товара позволяет ненадолго устанавливать монопольные цены и дифференцировать условия их продажи;

• используются как ценовые, так и неценовые методы конкуренции (новизна продукции, ее качество, надёжность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство эксплуатации, условия послепродажного обслуживания и др.);

• вступление в отрасль является относительно легким по сравнению с чистой монополией.

Олигополия характеризуется наличием нескольких фирм («олигос» с греческого - «немногочисленный»), каждая из которых обладает значительной долей рынка в отрасли. Ее особенности:

• фирмы, находящиеся в таких условиях, являются взаимозависимыми;

• продукты могут быть фактически одинаковыми или значительно дифференцированными;

• имеет место эффект масштаба;

• высокие барьерыдля вступления в отрасль;

• характерно стремление к максимизации общих прибылей;

• применяют метод лидерства в ценах, но упор делают на неценовую конкуренцию, особенно рекламу.

        Именно олигополия является доминирующей структурой по объемам производимой продукции в развитых странах.

Естественная монополия – это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции. Это большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования». В настоящее время в России к ним относятся предприятия по: транспортировке нефти и нефтепродуктов, газа по магистральным трубопроводам; производству и передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожным перевозкам; предоставлению услуг транспортных терминалов, портов, аэропортов, общедоступной электрической и почтовой связи.

Примеры естественных монополий:

• ОАО «ЕЭС»,

• ОАО «Газпром»,

• ОАО «РЖД»,

• ОАО «Транснефть»,

• ФГУП «Почта России»

• ОАО «Ростелеком».

        Кроме того, на региональных рынках, это коммунальные службы и «Водоканал».

        На долю естественных монополий приходится около 15% валового внутреннего продукта России, большая часть создается в ЕЭС и Газпроме.

Особенностью естественных монополий является наличие очень высоких входных барьеров в отрасль, определяемых размером капитала. Это связано, во-первых, с технологическимиособенностями производства; во-вторых, товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

        При государственном регулировании деятельности естественных монополий может применяться:

ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;

ценовая дискриминация;

• определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, или установление минимального уровня их обеспечения и др.

Монополист, при одних и тех же издержках, используя свое монопольное положение, пойдет скорее на ограничение объема производства за счет назначения цены выше равновесной для конкурентного рынка. Однако, он тем самым лишается части потенциальных покупателей, которые были бы готовы приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной.

        Вместе с тем расширение рынка сбыта в условиях монополии может происходить не только за счет снижения цен, но и посредством ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация - это установление разных цен на одну и ту же продукцию для разных групп потребителей.

Ценовая дискриминацияявляется одним из способов расширения рынка сбыта, предполагает разделение всех потребителей данной продукции на сегменты рынка, спрос на которые имеет разную ценовую эластичность.

Например, для потребителей, спрос которых более эластичен по цене, возможно установление скидок. При монополистической конкуренции продукция недопроизводится, а цена на нее завышается.

        В долгосрочном периоде монополистическая конкуренция аналогична совершенной конкуренции.

        В условиях олигополии не только спрос на продукцию, предельные и средние издержки производства, но и ответные действияконкурентов должны учитываться при определении цены и объемов производства. Поэтому контроль над ценами ограничен.

Олигополисты ведут ценовые войны, что означает последовательные уменьшения цены соперничающими на олигопольном рынке фирмами (пока Р=МС=АС).

        Однако между олигополистами бывает и ценовой сговор, тогда объемвыпускаемой продукции бывает ниже рыночного, а цены выше.

        2. Условия возникновения монополий, их организационные формы. Антимонопольное регулирование.

        Монополизация отраслей происходит различными способами, наиболее распространенным из них является объединение крупных компаний. Формы монополий разнообразны.

        Наиболее простыми формами монополистических объединений являются пулы, ринги, конвенции и т. п. Они представляют собой соглашения о цене на производимую в отрасли продукцию, о совместных действиях в отношении конкурентов, не вошедших в данное объединение, о правилах поведения на рынке данного товара и т. д. Эти монополистические объединения, как правило, носят временный, краткосрочный характер и отличаются неустойчивостью.

        Картель - это соглашение между отдельными компаниями, сохраняющими свою производственную и коммерческую
самостоятельность и выступающими на рынке в роли продавцов, согласовывающих свои действия друг с другом о ценах на производимую продукцию, о ценах на сырье, о рынках сбыта продукции, о квотах на ее производство.

        Синдикат представляет собой объединение отдельных компаний для создания совместного предприятия по сбыту производимой продукции. Возникновение на рынке одного сбытового предприятия означает монополизацию реализации продукции. Созданное монопольное объединение получает возможность определять условия продажи товара, прежде всего, цену.

        Трест является объединением компаний не только для совместного сбыта, но и производства каких-то товаров. Входящие в трест компании лишаются не только сбытовой, но и производственной самостоятельности, превращаясь, по существу, в единую компанию.

        В современных условиях распространенной формой объединений,способных монополизировать производство и сбыт товаров, является концерн. Он подразумевает объединение компаний путем покупки их контрольных пакетов акций какой-то одной компанией, ставшей головной. Вошедшие в концерны компании могут сохранять производственную и сбытовую самостоятельность, но они лишены финансовой самостоятельности. В концерн обычно входят компании, относящиеся к разным отраслям, но имеющие общие технологические связи.

        Создание многоотраслевых концернов позволяет получать не только высокую, но и стабильную прибыль.

        Конгломерат объединяет предприятия разных отраслей, технологически не связанных друг с другом по принципу диверсификации.

        Диверсификация представляет собой процесс внедрения какой-то одной, достаточно мощной компании в различные отрасли с целью установления над ними финансового контроля и получения устойчиво высоких доходов. Обычно конгломерат объединяет высоко прибыльные или перспективные компании. По составу предприятий он не является постоянным.

        Особенность современных монополистических образований -стремление подчинить себе не только рынки отдельных товаров, но и расширить свое влияние на другие отрасли через установление над ними финансового контролячерез банки, которые обычно включаются в монополистическое объединение. Образуются финансово-промышленные группы (ФПГ). В США, например, насчитывается 20 таких групп, в Японии - 6, ФРГ - 5, Великобритании - 8, Франции - 9, Италии – 4, в России – около 80.

        Антимонопольное регулирование.

        В России доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, если доля на рынке превышает 50%.

        Антимонопольное регулирование является деятельностью правительства и представляет собой комплекс экономических, административных и законодательных мер, направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию экономики.

Антимонопольное регулирование включает в себя:

• регулирование уровня концентрации и монополизации производства,

• стратегии и тактики предприятий,

• внешнеэкономической деятельности, а также

• ценовое и налоговое регулирование.

Для организации антимонопольной деятельности создаются государственные органы. В России антимонопольная политика осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Основные задачи антимонопольного законодательства:

1. Обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике;

2. Снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющее исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов;

3. Определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции;

4. Защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса;

5. Создание условий для развития национальной экономики.

        В последние десятилетия в развитых странах значительную мощь приобрело общественное антимонопольное движение, особенно антиглобалистское, представители которого выступают против засилья транснациональных корпораций.

        3. Общая характеристика рынков факторов производства и факторных доходов.

        Рынок факторов производства включает рынки, на которых в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на труд, капитал и природные ресурсы в форме заработной платы, процентного дохода, ренты и предпринимательского дохода.

Доход — это общая сумма денег, заработанных или полученных за определенный период времени. В отличие от богатства (уже имеющийся запас финансовых средств), он предполагает постоянный приток денег.

Владельцы факторов производства получают свои факторные доходы.

        Конечные (или располагаемые) доходы зависят от налогов и субсидий.





double arrow
Сейчас читают про: