Рынок земли (природных ресурсов)

        Земля представляет собойресурсы, которые даны природой и могут быть использованы для жизни и производства товаров и услуг.

        Земля как фактор производства имеет следующие особенности:

1.  Ограниченность и немобильность;

2. По своему происхождению не является продуктом человеческого труда;

3. Трудность рациональной оценки;

4. При использовании в сельском хозяйстве при рациональной эксплуатации, не только не изнашивается, но и повышает свою производительность.

Собственники земли и природных ресурсов получают доход, который называется рента.

Экономическая рента – доход, получаемый от использования ресурса, количество которого строго ограничено.

Дифференциальная рента – это доход, получаемый в результате использования земли в зависимости от ее качества с более высокой производительностью.

Абсолютная рента – это та часть дохода предпринимателя, которая порождается монополией частной собственности на землю. Это арендная плата собственнику земли, она является следствием абсолютно неэластичного предложения земли.

Цена земли зависит от спроса на землю, который, в свою очередь, зависит от плодородия почвы и месторасположения сельскохозяйственных участков.

         Также выделяют сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос на землю.

Рис. 22. Равновесие на рынке земли.

· Линия спроса на землю D имеет отрицательный наклон.

· Линия предложения вертикальна оси ОХ, неэластична и постоянна.

· Точка Е – точка равновесия на рынке земли. Ей соответствует равновесная цена земли R – это равновесная рента или арендная плата.

        Поэтому изменение спроса может увеличивать или уменьшать цену земли. Цена земли зависит от величины земельной ренты. Чем больше земельная рента, тем больше при прочих равных условиях увеличивается цена данного участка земли.

Рынок информации.

Информационный рынок - система экономических, организационных и правовых отношений по продаже, покупке и распространению информационных ресурсов, технологий, продукции и услуг. Здесь действуют закон спроса и предложения, формируется жизненный цикл товара, цена и т. д.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, энергетическими и человеческими ресурсами.

Как экономический ресурс информация предназначена для обмена, она имеется в ограниченном количестве, при этом на нее предъявляется платежеспособный спрос.

Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю.

Основные особенности информационного продукта.

· Информация не исчезает при потреблении, а может быть использована многократно.

· Информационный продукт сохраняет содержащуюся в нем информацию, независимо от того, сколько раз она была использована.

· Информационный продукт со временем подвергается своеобразному «моральному износу».

· Разным потребителям информационных товаров и услуг удобны разные способы предоставления информации, она адресована конкретной группе потребителей.

· Производство информации, в отличие от производства материальных товаров, требует значительных затрат по сравнению с затратами на тиражирование. Копирование того или иного информационного продукта обходится, как правило, намного дешевле его производства.

На мировом рынке информации принято различать следующие 3 основных сектора:

· сектор деловой информации;

· сектор научно-технической и специальной информации;

· сектор массовой потребительской информации.

Современный информационный рынок включает три взаимодействующих области:

· информацию; 

· электронные сделки; 

· электронные коммуникации.

Рис. 23. Рынок информации.

Ценность информационного продукта характеризуется десятками свойств, таких как: значимость, полезность, уникальность, частота использования, полнота, своевременность, доступность, форма подачи, достоверность и т. д. 

Разнообразие информационных продуктов обуславливает такую особенность ценообразования на рынке информации, как:

· широкое использование договорных цен,

· наценок за новизну,

· уценок, скидок,

· ценовых льгот,

т. е. всех доступных способов придания гибкости ценам.

В ряде случаев потребители получают информацию бесплатно. Существуют проблемы, связанные с платностью и бесплатностью информации.

Тенденции развития Российского информационного рынка:

· происходит интенсивное развитие программного обеспечения для локальных и глобальных сетей, систем обеспечения удаленного доступа и электронной почты;

· быстрыми темпами растет сектор рынка, связанный с предоставлением различных сетевых услуг, электронная торговля.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: