Тема 1,2. Введение. Этика деловых отношений
Этика существует не затем, чтобы знать, что такое добродетель, а чтобы стать добродетельным, иначе от этой науки не было бы никакого прока...
Аристотель
Термин «этика» - древнегреческого происхождения и переводится как жилище, гнездо птицы, логово зверя. Понятие «этика» ввел древнегреческий философ Аристотель для обозначения, с одной стороны - добродетелей, присущих совершенному человеку; с другой - той области знания, которая эти добродетели изучала.
Этика возникла как регулятор поведения человека в обществе других людей. Такими регуляторами помимо этики являются религия, право, экономика, политика и др. Этика отличается от них (например, права) тем, что моральным регуляторами поведения является добрая воля человека, в то время как в праве, например, действуют запреты, наказания (штрафные, административные санкции), силовые методы (лишение свободы) и институты (тюрьмы).
Ныне этика трактуется как наука, система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни; как наука о морали нравственности.. При этом мораль является теоретической частью этики: это принципы, нормы и правила, которые предъявляются человеку, и осуществление которых носит добровольный характер. Нравственность – это практическая часть этики, область реальных поступков, поведения человека. Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.
Как и всякая наука, этика имеет свои законы, например, «золотое правило»: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Главные категории этики:
1) Добро, в самой общей форме, - всё то, что способствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему.
2) Категория долга отражает совокупность обязанностей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям. Долг вырастает из общего интереса, который одновременно является и личным.
3) Совесть - внутренний регулятор поведения человека, его самосуд. Это одно из наиболее сильных человеческих чувств, свидетельствующих о высокой степени нравственного развития личности, ее самосознания и ответственности.
4) Подлинное достоинство личности связано с ее общественной значимостью, с тем, насколько в деятельности человека реализуются конкретные принципы и требования добра. Достоинство личности должно быть правильно оценено как обществом, так исамим человеком.
5) Чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой людей, членом которой он является. Честь коллектива трансформируется в личную или профессиональную, которая требует ответственного отношения к исполнению профессиональных обязанностей
6) Свобода - это характеристика действия, совершенного со знанием и учетом объективных ограничений по собственному произволению (не по принуждению) и в условиях выбора возможностей; осознанная необходимость.
7) Ответственность – умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности. Категории этики одновременно предполагают друг друга.
Этика возникла как составная часть древнейшей науки философии (кроме того в нее входили эстетика и логика) более 2,5 тысяч лет назад. Родиной классической этики была Древняя Греция. В этот же исторический период этика плодотворно развивалась в Древнем Китае и Древней Индии. «Отцами», основателями этики называют мыслителей Сократа, Платона, Аристотеля (Y-IYвек до н. э., Греция), Конфуция ( YI век до н. э., Китай), Будду (YI век до н. э., Индия), Сенеку (I в. н. э., Древний Рим) и др.
В самостоятельную науку этика выделилась из философии в конце ХIХ в. и сама стала активно структурироваться. Особенно бурно эти процессы происходили в начале ХХ-го вв., когда в составе общей этики в качестве самостоятельных частей развиваются:
- профессиональная этика (виды: медицинская – деонтология, педагогическая, дипломатическая, инженерная и др.) – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу и к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессиональной деятельности, к обществу в целом;
- этикет – правила поведения в конкретной обстановке;
- деловая этика – совокупность норм поведения людей, связанных деловыми отношениями; требования общества, предъявляемые к стилю работы, характеру общения между участниками делового общения, их социальному облику.
- Деловая этика включает в себя деловой этикет – определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид сотрудников, последовательность и характер ведения переговоров и т.д.
Компоненты деловой этики: сложившиеся ритуалы, субординация, манеры поведения, стиль письма и телефонных переговоров и др. При этом, субординация понимается как соблюдение рангов, строгое подчинение младших старшим в соответствии с правилами служебной дисциплины. Корректность – учтивость, вежливость, тактичность.
Особенности (специфика) деловой этики:
1) ориентация на конкретный конструктивный результат;
2) отношение к проблеме не зависит от отношения к партнеру.
Ее принципы: порядочность, пунктуальность (точность во времени и выполнении), коммуникабельность, ясность изложения мыслей, культура речи (умение слушать), самообладание (эмоциональная стабильность), скромность, опрятность, элегантность, хорошие манеры.
Соблюдение этики деловых - один из главных критериев оценки профессионализма. Выполнение сотрудниками организации ее правил становится «визитной карточкой» и определяет перспективы развития взаимоотношений с партнером или клиентом.
Основные принципы этики деловых отношений
Принципы этики деловых отношений -обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.
Главное положение деловой этики - приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.
В преамбуле принятой в 1994 г. в швейцарском городе Ко (Caux) Декларации Ко - «Принципы бизнеса» говорится: «Фундаментальными принципами являются: ответственность за проводимую политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов тех, кто участвует в бизнесе» (Шихарев П.Н. Введение в российскую деловую культуру. – М., 2000. – С. 50).
В качестве главных принципов международного бизнеса на уровне макросубъектов социальной и экономической структуры общества -организаций, государств, общества - выделены следующие:
- ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
- экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
- этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
- уважение правовых норм;
- забота об окружающей среде;
- отказ от противозаконных действий.
Принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, конкурентами:
1) организации с покупателями:
- обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;
- обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;
- гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге рекламе; уважать целостность культуры клиентов.
Отношения организации с персоналом рекомендуется строить на следующих принципах:
- обеспечивать работников работой и заработной платой, которые повышают их уровень жизни;
- прислушиваться и реагировать на предложения работников;
- в случае конфликтов участвовать в открытых переговорах с трудовым коллективом;
- избегать дискриминационной политики, гарантировать равные права независимо от пола, возраста и т.д.;
- обеспечивать охрану труда;
- поощрять работников в развитии необходимых навыков и умений.
Стремясь учесть специфику деловой культуры, Национальный фонд «Российская деловая культура» разработал документ «Двенадцать принципов ведения дела в России», призывающий предпринимателей к утверждению следующих принципов деловых отношений.
Виды профессиональной этики.
Среди отраслей этической науки выделяют профессиональную этику.
Термин "профессиональная этика" обычно употребляется для обозначения не столько отрасли этической теории, сколько своеобразного нравственного кодекса людей определенной профессии. Таковы, к примеру, "клятва Гиппократа", Кодекс чести.
Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, корпоративными интересами, профессиональной культурой. Люди, выполняющие одинаковые или близкие профессиональные функции, вырабатывают специфические традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей социальной группы.
Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Там, где представители определенной профессии в силу ее специфики находятся в постоянном или даже непрерывном общении с другими людьми, связанном с воздействием на их внутренний мир, судьбу, с нравственными взаимоотношениями, существуют специфические "нравственные кодексы" людей этих профессий, специальностей.
Профессиональная этика - это прежде всего специфический нравственный кодекс людей определенной профессии. Д. П. Котов высказывает иное мнение, считая, что следует различать понятия "профессиональная мораль (нравственность)" и "профессиональная этика", понимая под последней лишь раздел этической науки. Это совокупность правил поведения определенной социальной группы, обеспечивающая нравственный характер взаимоотношений, обусловленных или сопряженных с профессиональной деятельностью, а также отрасль науки, изучающая специфику проявлений морали в различных видах деятельности.
Профессиональная этика распространяется на те социальные группы, к которым предъявляются обычно наиболее высокие нравственные требования.