Арктика и Антарктика

Воды арктических морей омывают берега России, США (Аляска), Канады, Норвегии и Дании (о. Гренландия). В 20—30-е гг. нашего столетия на основе длительного фактического разграничения прав и интересов соответствующих государств, признания за ними приоритета в исследовании и освоении соответствующих районов сложилась обычная норма международного права — деления северных полярных пространств на секторы по принципу тяготения их к побережьям прибрежных государств. В 1925 г. Канада объявила, что все земли и острова к северу от канадской континентальной части подпадают под суверенитет Канады. Царская Россия еще в 1916 г. включила в состав своей территории все земли, составляющие продолжение на север сибирского континентального плоскогорья. 4 ноября 1924 г. МИД СССР в ноте всем государствам подтвердило это положение, а 15 апреля 1926 г. Постановлением Президиума ЦИК СССР были определены точные границы советского сектора в Арктике и закреплено положение, согласно которому “все земли и острова как открытые, так и могущие быть открытыми в будущем, расположенные в данном секторе, составляют территорию Советского Союза”. Российский сектор включает в себя около 9 млн.кв.км, из них 6,8 млн.кв.км — водное пространство. Однако три других государства не установили границ своих арктических секторов.

Таким образом, в силу секторального деления Арктики прибрежные государства получили определенные права в своих секторах. И хотя вопрос об объеме прав является весьма сложным, наличие этих прав — общепризнанный факт.

Режим морских вод Арктики установлен в соответствии с нормами международного морского права, согласно которому у побережья земель и островов устанавливаются территориальные воды, прилежащие и экономические зоны, континентальный шельф2, а далее — открытое море.

Что касается Российского сектора, то здесь есть некоторые особенности. Нота МИД РСФСР от 4 мая 1920 г. Норвегии закрепляла права Советской России на Белое море, а Декретом СНК РСФСР от 24 мая 1921 г. — на Баренцево море. Карское море, море Лаптевых и Восточно-Сибирское — это исторические моря заливного типа и внутренние национальные морские пути России. На каком основании делается такой вывод?

Во-первых, большую часть года они покрыты льдом, который можно рассматривать как продолжение сибирской суши на север.

Во-вторых, русское государство в течение трех веков владело Карским морем (см. царские указы 1617—1620 гг.) и другие государства не возражали против этого.

В-третьих, они являются морями заливного типа, ограниченными со стороны океана обширными архипелагами и островами. Здесь нет международных морских путей, а главная национальная морская коммуникация России — Северный морской путь — проходит в основном в прибрежных морских водах, через проливы, перекрываемые территориальными или исторически принадлежащими России водами. В 1990 г. были утверждены новые правила прохода судов по Северному морскому пути, а в 1991 г. он был открыт для плавания иностранных судов.

В силу особой уязвимости природы Арктики и в целях защиты окружающей Арктику среды Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право государств принимать меры по предотвращению загрязнения морских вод Арктики (ст.2,3,4). Так, Канада в 1970 г. приняла Закон о предотвращении загрязнения арктических вод в районах севернее 60° северной широты; согласно Закону устанавливаются строгие ограничения любой деятельности, которая может повлечь загрязнение морских районов. Советский Союз в 1984 г. принял Указ “Об усилении охраны природы в районах Крайнего Севера и морских районах, прилегающих к северному побережью СССР”, согласно которому предъявляются особые требования к плаванию судов и полетам воздушных судов; создается система охраняемых территорий.

В целях исследования Арктики и охраны ее природной среды развивается широкое международное сотрудничество: действуют многостороннее Соглашение о сохранении белых медведей (1973 г.), советско-канадский Протокол о научно-техническом сотрудничестве в Арктике (1984 г.), советско-американское Соглашение о сотрудничестве в борьбе с загрязнением в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуациях (1990 г.); приарктические страны, а также Финляндия, Швеция и Исландия подписали Декларацию об охране окружающей Среды Арктики и Стратегию экологической защиты региона (1991 г.), и др.

 

Международно-правовой режим Антарктики регулируется Договором об Антарктике от 1 декабря 1959 г., сфера действия которого распространяется на район южнее 60-й параллели южной широты, включая все шельфовые ледники. В Антарктике не применяется секторальное деление (по типу Арктики). Хотя ст.VI Договора и не рассматривает территориальные претензии государств как отказ от таковых, однако и не узаконивает эти претензии. Из смысла ст.IV вытекает, что территориальный вопрос в Антарктике в настоящее время “заморожен”.

Согласно Договору “Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия” (ст.1). Договор превращает Антарктику не только в демилитаризованную, но и нейтрализованную территорию, т.к. в пределах действия Договора нельзя развязывать и вести военные операции. Следует отметить, что Договор не запрещает использовать при мирных исследованиях Антарктики военный персонал (ст.ст.I,VII). При этом государство, использующее военный персонал, обязано информировать другие государства-члены Договора “о любом военном персонале, предназначенном для направления его в Антарктику”. Государствам запрещается производить любые ядерные взрывы и захоронение радиоактивных отходов в границах действия Договора (ст.V).

В Договоре закрепляется принцип свободы научных исследований и сотрудничество государств в этих целях (ст.II); устанавливается свободный обмен информацией, наблюдателями, научным персоналом; последние находятся под юрисдикцией того государства, гражданами которого они являются (ст.VIII).

Договор обязывает государства сотрудничать в целях сохранения и защиты природной среды Антарктики. В рамках Договора была подписана Конвенция о сохранении антарктических тюленей (1972 г.); Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики (1980 г.) предоставляет право добычи морских живых ресурсов Антарктики всем государствам; международно-правовой режим разведки и разработки минеральных ресурсов определяется Конвенцией по регулированию освоения минеральных ресурсов Антарктики (1988 г.) Хотя и существует данная Конвенция, но до практической разработки минеральных ресурсов еще далеко. Кроме того, в 1991 г. принят Протокол о запрещении всех видов геологоразведочных работ в Антарктике сроком на 50 лет.

Контроль за соблюдением Договора осуществляется в форме инспекций. Государство, имеющее статус участника Консультативного совещания, вправе назначать своих наблюдателей, которые имеют право в любое время посещать любые районы Антарктики, проверять станции, установки, оборудование, суда, самолеты и пр. По результатам проверок составляются доклады, сообщаемые другим странам-участницам Договора (ст.VII). Наблюдения с воздуха производятся в любое время и над любыми районами Антарктики.

Договором создан специальный международный механизм для координации деятельности государств в Антарктике — Консультативное совещание, проводимое раз в 2 года; оно правомочно обсуждать практически все вопросы, касающиеся деятельности государств в Антарктике. Так, XV Консультативное совещание государств-участников Договора (декабрь 1984 г.) приняло всеобъемлющий комплекс мер: по защите природной среды Антарктики; по развитию международного научного сотрудничества; по созданию единых служб гидрометеорологического обеспечения мореплавания и безопасности полетов в Антарктику.

 

4.7. Государственная граница.

Территория одного государства отделяется от территории другого государства государственными границами, которые определяют пределы государственной территории и распространения территориального верховенства.

Сухопутные и водные границы устанавливаются по соглашению между государствами, морские границы — законодательным актом прибрежного государства в соответствии с нормами международного права.

Государства для охраны своей территории вправе устанавливать пограничный режим. Пограничный режим это режим пограничной зоны, территориальных и внутренних вод, который служит интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы и регулирует порядок въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне, хозяйственной, промысловой и иной деятельности и др. В пограничную зону включаются местности шириной до 5 км вдоль границы на суше, морского побережья, берегов пограничных рек и озер.

Конкретное содержание правил пограничного режима, круг лиц, в отношении которых действуют те или иные правила, устанавливаются органами государственного управления республик, краев, областей по согласованию с пограничными войсками.

Нарушителями государственной границы РФ признаются лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда, а также военные корабли и другие транспортные средства, пересекшие государственную границу в нарушение правил, установленных законодательством РФ. Каждое государство, в силу своего суверенитета, вправе принимать меры против нарушителей государственной границы.

Против судна-нарушителя может быть применено оружие, что регулируется национальным законодательством.

Нарушением государственной границы являются:

а) умышленное ее пересечение без действительных документов на право въезда или выезда, либо с действительными документами в неустановленном месте, либо минуя пограничный контроль;

б) умышленное нарушение установленных правил, а именно, следование лиц и транспортных средств от государственной границы до пунктов пропуска через нее и в обратном направлении; транзитного пролета воздушных средств через воздушное пространство РФ; плавание иностранных невоенных судов и военных кораблей при мирном проходе через территориальные воды РФ без цели захода во внутренние воды РФ; плавание иностранных невоенных судов в российский части пограничных рек и озер, осуществляемое без цели захода в порты РФ;

в) ведение на государственной границе РФ либо вблизи нее на территории РФ хозяйственной, промысловой или иной деятельности, осуществляемой в соответствии с международным договором, но без надлежащего уведомления пограничных войск РФ, или в неустановленное время, либо в неустановленном месте, либо эта деятельность повлекла за собой нанесение вреда здоровью людей, подрыв экономической или иной безопасности РФ;

г) незаконное изъятие, перемещение или уничтожение пограничных знаков.

 

Согласно современному международному праву территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны. Однако это не означает, что современное международное право закрепляет абсолютный территориальный status quo.

Имеются следующие правомерные основания и способы изменения государственной территории:

а) создание независимых государств в результате национально-освободительной борьбы, т.е. в результате осуществления права народов (наций) на самоопределение

б) возвращение территории в результате восстановления исторических прав на незаконно отторгнутые ранее части территории

в) отторжение территории как санкция за агрессию

 

    Правомерным способом изменения государственной территории является цессия             передача одним суверенным государством части своей территории другому государству, которое и устанавливает над ней суверенитет, суверенные права или юрисдикцию. Цессия может быть в форме

1. продажи,

2. аренды,

3. обмена,

4. уступки,

5. залога территории и др.

При продаже территории все права на владение и пользование, а также суверенитет над нею переходят к государству, купившему ее. Так, по договору 30 марта 1867 г. Россия продала США Аляску вместе с Алеутскими островами.

Аренда территории - это временное предоставление одним государством другому государству права владения и пользования на договорных началах частью своей территории в определенных целях, на оговоренный в договоре срок и за согласованную плату. При аренде территории право пользования или владения участком территории передается государству-арендатору, но арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией государства-арендодателя. Хотя стороны могут договориться и об обратном. Так, при аренде Россией космодрома “Байконур” у Казахстана стороны договорились о том, что Россия распространяет на “Байконур” свои “суверенитет и юрисдикцию”

Договор об аренде должен отвечать интересам обеих сторон. Арендованная территория не может быть использована против суверенитета и безопасности государства-арендодателя.

В настоящее время Россия сдает в аренду Финляндии сроком на 50 лет часть Сайменского канала по договору между СССР и Финляндией от 27 сентября 1962 г. Аренда имеет строго целевое назначение: водные пути — для “перевозки грузов из Финляндской Республики” или “перевозки и складывания грузов”; перевозка войск, вооружений, боеприпасов и других военных материалов запрещается. В соответствии с договором “на арендуемых территориях будут действовать советское законодательство и советские органы власти” (ст.13) Право сдачи в аренду участков территории может быть предоставлено субъектам Федерации. Так, Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. администрации Курильских островов “предоставляется право сдавать иностранным инвесторам в аренду земельные участки сроком до 99 лет” (п.3).

Обмен участками государственных территорий.

15 февраля 1951 г. между СССР и ПНР был заключен Договор об обмене участками государственных территорий[1].

2 декабря 1954 г. Советский Союз и Иран обменялись соответствующими участками территорий “во взаимных интересах”. Территории в районах Мугань, Деман, Эдд-Эвляр и Серахс отошли к Ирану, а район Фирюзы, который органически связан с Ашхабадом, — к СССР[2]

В 1968 г. Франция и Люксембург обменялись территориями с целью уточнения границы

Если же о принадлежности какой-то части территории возникает спор между двумя или более государствами, то современное международное право выработало один способ его решения — мирное урегулирование. Современное международное право устанавливает, что “никакие территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее применения, не должны признаваться законными”.

 


1) См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М. 1957. - Вып. XIV. - С. 153.

2) См.: Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. М., 1960. - Вып. XVII-XVIII. С. 76.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: