Территории с международно-правовым режимом

Модуль 2. Территории, границы и население в международном праве

Тема 4. Территории и границы в международном праве.

4.1. Понятие территории и классификация территорий.

Под территорией в международном праве понимаются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также космическое пространство и находящиеся в нем небесные тела.

По основным видам правового режима вся территория земного шара подразделяется на следующие территории:

1. Территории государств – это территории, находящиеся в пределах государственных границ и на них распространяется полная и исключительная власть государства.

2. Территории с международным правовым режимом - это территория не входящая в состав государственной территории: водные пространства за пределами исключительных экономических зон; Международный район морского дна; воздушное пространство за пределами государственной территории, Антарктика, космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем. Эта часть земной территории находится в общем пользовании государств и регулируется нормами международного права.

3. Территории со смешанным правовым режимом - это территории, на которых действует одновременно нормы международного права и национального законодательства прибрежного государства. Они не входят в состав государственной территории, на них не распространяется суверенитет государства, но прибрежные страны имеют здесь суверенные права на разведку и разработку ресурсов, охрану окружающей среды.

 

4.2. Государственная территория.

Государственная территория - это часть земной поверхности с ее недрами, водами и воздушным пространством, находящимся под суверенитетом данного государства и в пределах которой оно осуществляет свою государственную власть.

 

 

Территория государства состоит из:

• сухопутной территории (материковая часть, острова, анклавы, полуанклавы);

• водной территории (внутренние воды и территориальное море шириной 12 миль).

• недра (частью территории, находящейся под сухопутной, водной территорией, а также недра континентального шельфа. Глубина недр не ограничена и теоретически распространяется до центра Земли).

• воздушная территория над сушей и водами государства.

• квазигосударственная территория (объекты, условно приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли, официальные резиденции дипломатических представительств в других странах).

 

 

 

 

 

Территории с международно-правовым режимом.

Территории с международным правовым режимом - это территории не входящая в состав государственной территории и находящиеся в общем пользовании всех государств.

В состав территорий с международным правовым режимом входят:

- открытое море;

- международный район морского дна;

- воздушное пространство за пределами государственной территории;

- Антарктика;

- космическое пространство и небесные тела, находящиеся в нем.

Исследование и использование этих территорий осуществляется на основе международного права.

 

4.4. Территории со смешанным правовым режимом.

 

 

4.5. Международные реки и каналы.

Правовой режим внутренних рек устанавливается национальным законодательством. Плавание иностранных судов по таким рекам может осуществляться только с разрешения данного государства.

Установление правового режима международных рек, т.е. рек, протекающих по территории нескольких государств и используемых ими для удовлетворения своих экономических, транспортных, военных интересов, — проблема более сложная.

Основные принципами, которыми руководствуются государства при установлении режима международных рек

1. Государства, через территории которых протекает международная река, обладая суверенитетом на свой участок, регулируют вопросы навигации по взаимному согласию, руководствуясь общностью их интересов и равными правами на использование вод такой реки;

2. Торговое судоходство на международных реках, если нет возражений со стороны всех прибрежных государств, может быть открыто для судов всех других государств (подчеркнем лишь, что это их право, а не обязанность);

3. Прибрежное государство не должно наносить ущерба природной среде другого прибрежного государства в результате хозяйственной или иной деятельности на своем участке реки.

 

Военное судоходство по международным рекам регулируется только прибрежными государствами с учетом их безопасности.

В настоящее время на некоторых международных реках установлен правовой режим в соответствии с нормами международного права (например, в Европе такой режим установлен для Дуная, Рейна).

Правовой режим Дуная установлен Конвенцией о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 г., участниками которой являются Россия, Украина (как правопреемники СССР), Чехия и Словакия (правопреемники Чехословакии), Венгрия, Болгария, Румыния, Австрия, государства-правопреемники Югославии.

Придунайские государства полностью сохраняют суверенитет на свои участки. Они, в частности, сами регулируют условия судоходства на своих участках, устанавливают правила плавания и захода судов в порты, производят таможенный, санитарный и речной надзор, поддерживают на своих участках реки условия, обеспечивающие нормальное судоходство.

Согласно ст.1 навигация по Дунаю является “свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства”. Из анализа этой статьи видно, что Конвенция отвечает интересам не только придунайских стран, но и других государств. Суда, плавающие по Дунаю, имеют право заходить в порты, производить в них погрузочные и разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, соблюдая при этом действующие в соответствующем прибрежном государстве правила. Придунайские государства обязаны содержать свои участки вод в судоходном состоянии и производить необходимые работы для обеспечения нормальных условий судоходства.

Согласно ст.30 плавание по Дунаю военных кораблей всех непридунайских стран воспрещается, а военных кораблей прибрежных государств за пределами их участков реки может осуществляться по договоренности между заинтересованными придунайскими государствами.

Для наблюдения за выполнением Конвенции 1948 г. учреждена Дунайская комиссия (г. Будапешт), которая состоит из представителей всех придунайских государств-членов Конвенции. Она устанавливает единую систему навигационной путевой обстановки; составляет и издает навигационные карты; решает вопросы плавания, речного надзора; принимает рекомендации по унификации таможенного, санитарного надзора. Дунайская комиссия, являясь международной организацией, поддерживает связи с третьими государствами и с международными организациями, например, с Европейской экономической комиссией ООН и др.

В 1985 г. была принята Декларация о сотрудничестве придунайских государств по вопросам водного хозяйства реки Дунай, в особенности охраны его вод от загрязнения. Предусматривается установление специальных постов наблюдения за качеством вод Дуная.

В связи с распадом СССР, Югославии и Чехословакии создалась новая ситуация вокруг правового режима реки Дунай.

 

Правовой режим Рейна. Другой важной артерией Европы является река Рейн, правовой режим которой устанавливается Маннгеймской конвенцией 1968 г., согласно которой плавание по Рейну открыто для торговых судов всех государств от Базеля до открытого моря. В 1963 г. было подписано Соглашение о Международной комиссии по охране реки Рейн от загрязнения.

Среди многочисленных рек Африки правовой режим установлен для рек Конго, Нигер, Сенегал. В 1963 г. государства бассейна реки Нигер (Гвинея, Нигер, Мали, Камерун, Чад и др. Всего 9 государств) заключили соглашение, согласно которому устанавливается свобода торгового судоходства для всех государств. Принцип свободы судоходства в 1963 г. установлен также для Сенегала. Режим большинства других африканских рек предусматривает использование этих рек только прибрежными государствами.

Правовой режим рек Южной Америки установлен, в частности, Договором о бассейне реки Ла-Плата (1969 г.) и Договором о сотрудничестве в Амазонии (1978 г.), согласно которым эти реки открыты для торговых судов всех стран.

Международное судоходство не является в настоящее время главным критерием при определении понятия международной реки. В число главных критериев выдвигается сейчас несудоходное использование международных рек, а именно - строительство плотин для гидроэлектростанций, рыболовство, лесосплав, сброс промышленных вод и т.д. В основе всех этих видов использования международных рек должен быть главный принцип — использование международной реки одним государством не должно наносить ущерб водам той же самой реки, протекающей по территории другого государства.

Строительство гидроэлектростанций регулируется Женевской конвенцией 1923 г. “О гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств”, согласно которой государства в таких случаях должны заключать международные договоры.

Несудоходное использование международных рек регламентируется Хельсинкскими правилами 1966 г., согласно которым запрещается наносить своей деятельностью ущерб другим государствам; количественное распределение вод между государствами должно осуществляться на основе справедливости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: