Как изменилась структура власти после принятия новой Конституции 1993г.? Каково значение в политической жизни общества новой Конституции?
Причины конфликта с Чечнёй?
Что нового появилось в отношениях РФ и США?
Создание новой российской государственности
Сохранение единства государства.Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 г. К лету этого года десятки субъектов Федерации — Татарстан, Башкортостан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская и Тюменская области задерживали или вообще прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. Отдельные субъекты Федерации предлагали преобразовать ее в конфедерацию, другие выступали за реальный федерализм, т. е. четкое разделение сфер ответственности и полномочий центра и мест с учетом природно-климатических и социально-политических различий регионов.
В этих условиях правительство Российской Федерации проводило осторожную, хотя и непоследовательную национально-государственную политику.
|
|
Незаконные вооруженные формирования Д. Дудаева, разогнавшие в сентябре 1991 г. Верховный Совет Чечено-Ингушской автономии и демонстративно объявившие об отделении Чечни от России, не были разоружены, что впоследствии обернулось тяжелым кризисом в этом регионе. Продолжалось субсидирование из федерального бюджета республик, взявших курс на отделение от России. Лишь в конце октября 1992 г. после начала столкновений между осетинами и ингушами президент России впервые не исключил возможности использования силовых методов для защиты территориальной целостности страны и государственных интересов.
Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор. Подписанный 31 марта 1992г. большинством субъектов Федерации, за исключением Татарстана и Чечни, договор разграничил в общих чертах полномочия общефедеральных органов и органов субъектов Федерации. Тем самым внутриполитическое напряжение в стране резко снизилось.
В соответствии с принятым решением президента 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу. Одновременно с ними проводился референдум по проекту новой Конституции.
Выборы на многопартийной основе в России проходили впервые после почти 80-летнего перерыва. Они проводились в атмосфере напряженности в обществе, вызванной распадом СССР и октябрьским путчем, по этой причине избиратели продемонстрировали свое разочарование ходом радикальных реформ. В итоге ни одна из политических партий, поддерживавших курс президента, не набрала более 15% голосов от общего числа избирателей, в силу чего Государственная Дума изначально оказалась оппозиционной президенту. Наибольшее число мест в Госдуме получил «Выбор России» — 76, ЛДПР — 63, аграрии — 55, Компартия — 45 мест.
|
|
Конституция новой России.12 декабря вместе с выборами в Госдуму состоялся также и референдум по Конституции. Ее принятие явилось важнейшим шагом в демократическом обновлении России.
Конституция России 1993 г. положила конец идеологизации государственной власти, всей системе советского тоталитарного режима. Конституция впервые в истории российского государства утвердила основополагающий принцип современного парламентаризма — принцип разделения властей. Также впервые в соответствии с общепринятой мировой практикой законодательный орган был назван парламентом, его полномочия отделены от полномочий других государственных органов. Человек, его права и свободы (а не коллектива, класса, партии, как это было прежде) названы в Основном законе высшей ценностью.
К моменту принятия новой Конституции в России не оформились новые социальные группы и партии, не закончилось формирование политических и экономических структур нового общества. В силу этих причин новая российская Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов.
Первый парламент новой России (1993—1995).Новая российская Конституция изменила характер государственной власти, форму правления и принципы законодательной деятельности.
В отличие от бывшего Верховного Совета Государственная Дума изначально создавалась как исключительно профессиональный парламентский орган, где все избранные депутаты должны работать на постоянной основе. К ведению нижней палаты согласно Конституции были отнесены принятие законодательных актов, утверждение госбюджета и контроль за его исполнением, контроль за соблюдением прав человека, участие в формировании Правительства РФ.
Совет Федерации как верхняя палата парламента согласно Конституции РФ представляет и защищает интересы 89 субъектов Федерации. Поэтому главной его функцией является рассмотрение федеральных законов, принимаемых нижней палатой. Состав депутатского корпуса Госдумы первого созыва в основном отражал реальное соотношение сил и настроений в российском обществе. Ни одна из фракций в Думе не имела решающего перевеса. Из-за несовершенства конституционных норм и противодействия левых сил парламент созыва 1993 г. не добился особых успехов в законодательном деле.
Тем не менее российский парламент первого созыва выполнил свою главную функцию: он узаконил новую политическую и государственную систему.
Чеченский конфликт.В конце 1994 г. российское руководство предприняло попытку разрубить «чеченский узел». За эти три года с момента прихода к власти в республике национал-радикалов во главе с Д. Дудаевым Чечня превратилась в опасный источник сепаратизма на Северном Кавказе. Призывы Д. Дудаева к созданию «общего кавказского дома народов» вне России создавали реальную опасность повторного передела постсоветского пространства, угрожали целостности Российской Федерации. Чеченский сепаратизм грозил подорвать едва наметившееся согласие между центром и регионами.
Федеральные власти неоднократно пытались наладить диалог с режимом Д. Дудаева, но чеченские власти упорно не желали считать республику субъектом Российской Федерации. В ответ правительство России оказывало экономическое давление. Эта тактика принесла определенные плоды. «Независимая республика Ичкерия» находилась на грани социального взрыва. Однако разрозненность, неоднородность оппозиционных сил позволила Дудаеву легко разогнать в мае—июне 1993 г. парламент, конституционный суд, грозненское городское собрание, когда те потребовали ограничить его власть, провести расследование нефтяных махинаций.
|
|
Развязка наступила, когда 30 ноября 1994т. президент Б. Н. Ельцин издал Указ «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской республики», в соответствии с которым создавалась специальная группировка войск. 10 декабря 1994 г. войска Министерства обороны и МВД вошли на территорию Чеч-•ни. С самого начала боевые действия складывались для федеральных войск неудачно. Штурм Грозного в новогоднюю ночь, в результате которого погибли сотни российских военнослужащих, стал военной катастрофой. Неудачи российских войск объяснялись тем, что перед военными были поставлены задачи, не выполнимые военными средствами. Кроме того, разработка и материальное обеспечение операции были крайне неудовлетворительными. Неожиданностью для российских политиков и военных оказалось наличие у Дудаева хорошо подготовленной армии. К началу событий чеченские вооруженные силы имели 13 тысяч человек, не считая наемников и добровольцев из других стран. Но самое главное, умело играя на национальных чувствах и изображая Россию врагом чеченского народа, Дудаеву удалось привлечь на свою сторону население Чечни, занимавшее ранее нейтральную позицию. Из обанкротившегося политика он превратился в национального героя. Большая часть населения Чечни восприняла ввод федеральных войск в 1994 г. как вторжение вражеской армии, стремящейся отнять у них свободу и независимость.
В итоге операция по восстановлению законности и сохранению целостности России обернулась для российского общества затяжной кровопролитной войной, сказавшейся на всех сторонах жизни, и прежде всего на экономике страны.