ТЕМА № 1Экономический анализ как наука

1.1Предмет и содержание анализа

АХД как наука возникла в 30-е годы.

Причины её появления:

- практические потребности управления экономикой;

- бурное развитие экономической науки.

    Задачи АХД:

· повышение научно-экономической обоснованности бизнес-плана;

· объективное и всестороннее изучение и анализ всех запланированных показателей;

· определение экономической эффективности использования всех видов ресурсов;

· контроль за осуществлением требований коммерческого расчёта;

· оценка конечных финансовых результатов;

· выявление и измерение внутренних резервов повышения эффективности;

· обоснование и проверка оптимальности управленческих решений.

 

Экономический анализ – система специальных знаний, позволяющая исследовать экономические процессы и взаимосвязь между ними, выявлять положительные и отрицательные влияния различных факторов, влияющих на хозяйственные процессы, давать количественную оценку этого влияния, выявлять скрытые, внутрихозяйственные резервы и определять общие тенденции развития хозяйственной деятельности.

Характерными чертами экономического анализа являются:

- факторный анализ;

- системный характер;

- комплексный характер;

- оперативный характер;

- предварительный прогнозный характер.

Современное состояние экономики ставит перед экономическим анализом следующие требования:

- значительно повысить уровень аналитической работы;

- расширить информационную базу и методический арсенал;

- широко использовать математические методы на базе ЭВМ для многовариантного прогнозного и стратегического анализа.

Важнейшими задачами экономического анализа являются:

- повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов;

- объективное и всесторонне выполнение бизнес-планов и соблюдение нормативов;

- определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;

- выявление и измерение внутренних резервов.

Главная цель АХД – улучшить финансовые результаты деятельности предприятия.

 

1.2. Экономический анализ как база принятия управленческий решений

Экономический анализ – объективно необходимый элемент управления экономикой в целом и отдельными ее звеньями, функции которого сводятся к объективной оценке экономической деятельности, выявлению, измерению влияния факторов на уровень хозяйственной деятельности, выявлению и мобилизации резервов.

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, связанную:

1. с исследованием экономических процессов в их взаимосвязи, складывающихся под воздействием объективных экономических законов и факторов субъективного порядка;

2. с научным обоснованием бизнес-планов, с объективной оценкой их выполнения;

3. с выявлением положительных и отрицательных факторов и количественным измерением их действия;

4. с раскрытием тенденций и пропорций хозяйственного развития, с определением использованных внутрихозяйственных резервов;

с обобщением передового опыта, с принятием оптимальных управленческих решений.

    Виды экономического анализа:

По отраслям:

- отраслевой (конкретный хозяйственный субъект);

- межотраслевой (общая методика).

По времени:

- предварительный (до осуществления хозяйственных операций);

- последующий;

- оперативный (ситуационный);

- итоговый (за отчётный период времени).

По пространственному распространению:

- внутрихозяйственный;

- межхозяйственный.

По функциям управления в системе:

- техника;

- технологии;

- производительность труда;

- организация производства.

По областям:

- внутренний;

- внешний;

- комплексный;

- тематический.

По выборке статистических данных:

- сплошной;

- выборочный.

По видам анализа:

- финансово-экономический;

- аудиторский;

- технико-экономический;

- экономико-статистический;

- экономико-экологический;

- маркетинговый;

- сравнительный;

- диагностический (экспресс-анализ);

- маргинальный.

 

    Принципы экономического аннализа:

· принцип эффективности;

· научности;

· комплексности;

· систематичности;

· объективности, конкретности, точности;

· действительности;

· плановости;

· оперативности.

 

Предмет экономического анализа – хозяйственные процессы предприятий, объединений и ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, причинно-следственные связи экономических процессов и явлений.

АХД взаимосвязано со следующими дисциплинами:

- Бухгалтерский учёт;

- Экономика;

- Статистика;

- Информатика;

- Организация производства;

- Управление;

- Математика;

- Менеджмент;

- Маркетинг.

Экономический анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Качество принимаемых управленческих решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки исходной информации.

Необходимо аналитическое прочтение исходной информации исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип анализа – это дедуктивный метод, т. е. от общего к частному. В ходе такого анализа как бы воспроизводится временная и логическая последовательность хозяйственных факторов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Экономический анализ как метод познания экономических процессов и явлений занимает важное место в системе управления предприятием.

 Виды показателей в экономическом анализе:

-количественные;

-качественные;

-абсолютные;

-относительные;

-стоимостные;

-натуральные.

 

1.3. Взаимосвязь производственного и финансового анализа

АХД основывается на управленческом и финансовом анализе предприятия.

Управленческий анализ включает в свою систему производственный и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию.

Субъектами управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые им аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия – о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета, внешняя публичная финансовая и вся система внутрихозяйственной отчетности, прочие виды информации, в том числе опросы специалистов, информация производственных совещаний, пресса.

Особенностями управленческого анализа являются:

- ориентация результатов анализа на цели и интересы руководства предприятия;

- использование всех источников информации для анализа;

- отсутствие регламентации анализа со стороны государственных органов;

- комплексность анализа, изучение всех сторон деятельности предприятия;

- интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;

- максимальная закрытость результатов анализа в целях сохранения коммерческой тайны.

Финансовый анализ является частью общего полного анализа хозяйственной деятельности, который состоит из двух тесно взаимосвязанных разделов:

- финансовый анализ;

- управленческий анализ.

 

 
Анализ хозяйственной деятельности

 


 

 


         
Внутрихозяйственный производственный анализ
 
Внутрихозяйственный финансовый анализ
 
Внешний финансовый анализ

 


     
Анализ в обосновании и реализации бизнес-планов
 
Анализ абсолютных показателей прибыли


         
Анализ относительных показателей рентабельности
 
Анализ в системе маркетинга

 

 


         
 
Комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности
   
Анализ рыночной устойчивости, ликвидности и платежеспособности

 


         
 
Анализ технико-организационного уровня и других условий производства
   
Анализ использования собственного капитала

 

 


       
Анализ использования заемных средств

 

 


     
Анализ использования производственных ресурсов
 
Анализ эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ)


         
 
Анализ взаимосвязи затрат, объема продукции и прибыли
   
Анализ и рейтинговая оценка эмитентов

 

 


 


Рис. 1. Примерная схема содержания анализа хозяйственной деятельности

 

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимися на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе предприятия на финансовый учет и управленческий учет.

Финансовый анализ, основывающийся только на данных публичной бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т. е. анализа, проводимого за пределами предприятия заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.

Особенностями внешнего финансового анализа являются:

- множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия;

- разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

- наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;

- ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

- ограничение задач анализа как следствие предыдущего фактора;

- максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия.

Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

- анализ абсолютных показателей прибыли;

- анализ относительных показателей рентабельности;

- анализ финансового состояния, финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

- анализ эффективности использования собственного и заемного капитала;

- экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

При проведении внутрихозяйственного финансового анализа используются в качестве источника информации, кроме финансовой отчетности, также и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация.

Вопросы финансового и управленческого анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, т. е. в системе управления производством и реализацией продукции, работ и услуг, ориентированной на рынок.

 

1.4 Источники анализа хозяйственной деятельности предприятия:

Учётные:

а). бухгалтерский учёт и отчётность;

б). статистический учёт и отчётность;

в). оперативный учёт и отчётность;

г). выборочные учётные данные.

Внеучётные:

а). материалы внутриведомственных и вневедомственных ревизий;

б). материалы внешнего и внутреннего аудита;

в). материалы лабораторного и врачебно-санитарного контроля;

г). материалы проверок налоговой;

д). материалы постоянно действующих производственных совещаний;

е). материалы собраний трудовых коллективов;

ж). материалы печати;

з). Материалы в виде объяснительных и докладных записок.

Плановые:

а). оперативные;

б). текущие;

в). перспективные;

г). нормативные материалы;

д). сметы.

 

1.5 Внутрипроизводственные резервы предприятия:

· улучшение использования предметов труда;

· улучшение использования орудий труда;

· улучшение использования трудовых ресурсов;

· совершенствование процессов управления;

· совершенствование технологий производства;

· совершенствование обслуживающих процессов.

·

1.5 Факторы, влияющие на хозяйственную деятельность

На ХД предприятия оказывает влияние большое количество внешних и внутренних факторов, управление которыми – задача АХД.

 

Факторы можно классифицировать:

Экстенсивные:

а). повышение количества используемых ресурсов (средства труда, предметы труда и работники);

б). увеличение времени использования ресурсов (увеличение времени использования рабочей силы, функционирования основных фондов, продолжительности оборота оборотных фондов, основных фондов);

в). устранение непроизводственного использования ресурсов (средств труда, предметов труда, рабочей силы);

Интенсивные:

а). совершенствование качественных характеристик использования ресурсов (средств и предметов труда, рабочей силы);

б). совершенствование процессов функционирования использования ресурсов (технологий, организации труда и производства, организации управления, ускорение оборачиваемости оборотных средств и основных фондов).

Последовательность комплексного АХД предприятия:

1). Уточнение объекта, цели и задачи анализа, составлении плана.

2). Разработка системы показателей для характеристики объекта.

3). Сбор и подготовка к анализу необходимой информации.

4). Сравнение фактических результатов хозяйственной деятельности с показателями плана отчётного года, фактическими показателями прошлых лет.

5). Выполнение факторного анализа:

-выделение факторов и расчёт их влияния на результат;

-выявление резервов повышения эффективности производства;

-разработка мероприятий по использованию резервов.













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: