Портрет современного учителя литературы

Тришкина Христина ОБ-РЛ-32

Анализ урока литературы

 

1.  Класс и тема урока. Ф. И. О. учителя.

 

9 класс.

Тема урока: «Нет ничего сильнее слова». («Слово о полку Игореве»)

Учитель: Барашев А.Х.

 

2. Место урока в системе уроков по данной теме.

 

Открытый урок Всероссийского конкурса «Учитель года России 2016».

Это мог быть и первый урок в системе, например, когда произведение дается для ознакомления заранее. Тем более объем материала в 9 классе велик, нужно достаточно много изучать самостоятельно и дополнительно.

Так же это мог быть и уже второй урок по данной теме, так как он был направлен на углубление знаний и понимание смысла, языка произведения. Например, как урок систематизации знаний.

 

3. Целенаправленность урока.

 

Наличие целевых установок на каждом этапе урока.

Цель заключалась в том, чтобы учащиеся смогли с помощью словаря понять языковой уровень произведения, кроме того, уметь аргументировать сове мнение. Перед каждым этапом урока учитель формулировал цель.

 

Умение школьников самостоятельно формулировать тему урока, ставить цели.

 

Тема и цели были сформулированы учителем в начале урока.

5. Структура урока.  

 

Соблюдение всех этапов урока. Четкое структурирование и логика перехода тем. Достаточное внимание было уделено мотивации деятельности школьников. Этапы рефлексии и домашнего задания проходили после звонка, что можно объяснить полным погружением в материал и старанием работать с каждым учеником.  

6.Теоретический, содержательный уровень урока, решение художествен­но-исследовательских задач:

- работа с понятиями «слово», «словарь», «синоним», «перевод», «композиция», «сюжетные линии», «лексикограф», «древнерусский язык»,  «символ».

- аудио- и видеоматериалы

- презентация

- раздоточные материалы (рабочие листы с заданиями, цитатами и отрывками из произведения, словарем)

- работа с фрагментами статей

- проблемные вопросы учителя

- учащиеся сами отвечали и делали выводы.

Тема была раскрыта полностью и была связано с другими гуманитарными науками, что способствовало системному освоению материала. Запись была организована с помощью рабочего листа.

7. Соблюдение и реализация основных дидактических принципов на уро­ке:

  На уроке были успешно реализованы следующие моменты:

- доступность материала

- высокий уровень сложности

- «веселое ведение серьезного разговора». Учитель хвалил учеников, допускал ответы шуткой. Эмоциональный фактор.

- опора на опережающее развитие

- организация контроля и учета знаний, индивидуальный и дифференцированный подход, оценка знаний. Домашнее задание было дано на рабочих листах.

 

8. Организация на уроке поисковой творческой деятельности учащихся:

 

Урок происходил в режиме поисково-исследовательской деятельности. Например, анализ различных переводов, работа с раздаточным материалом, составление «словарей». На уроке было поставлено и решено множество проблемных вопросов, через которые был организован диалог учителя и учащихся. Каждый этап урока сопровождался новыми целями и проблемными вопросами. Объем самостоятельной творческой работы на уроке был большой. Учащиеся умеют применять знания в новой ситуации, формулировать самостоятельные выводы, следить за грамотностью речи.

 

Рефлексия. Приёмы и способы проведения данного этапа урока.

Этап не был представлен достаточно полно и емко из-за нехватки времени. Учитель на данном этапе ограничился лишь вопросом «Кем вы сегодня себя ощутили?».

 

9. Домашнее задание. Инструкция, объем, технология выполнения.

 

Домашнее задание было выведено на экран. Учитель предложил доделать задания дома и связаться с ним, чтобы продолжить общение. Вопросы учащимися заданы не были из-за нехватки времени. Данный этап так же был не содержателен, как и рефлексия.

 

10.Методическое и педагогическое мастерство учителя:

Педагог обладает прекрасным знанием текста, правильной речью и педагогическим тактом. Он доброжелателен, обладает харизмой и чувством юмора. Это позволило ему продуктивно работать с детьми и заставить их воспринимать себя достаточно серьезно. Он не позволяет классу отвлекаться, держит дисциплину. Прямого несогласия и критики в адрес учеников нет, только коррекция и направление в нужное русло. Единственный минус – неумение рационально пользовать время. Но это могло случиться по причине увлечения беседой с учениками. За 45 минут учитель успел глубоко погрузить класс в тему урока и дать много различных заданий, способствующих усвоению материала, развитию когнитивных функций учеников и способности применять знания на практике.

 

11.   Общая оценка урока (заключение):

Подводя итоги, можно сказать, что урок был проведен на высоком уровне. Он достаточно современен. Все цели, поставленные в начале урока, были достигнуты (личностные, предметные, метапредметные результаты работы). Индивидуальный стиль учителя очень интересен и необычен. Учитель смог расположить к себе, он с лёгкостью ведёт урок, общается с учениками. На уроке была реализация УУД, основных целевых установок, множество проблемных вопросов и поисковой и творческой работы, все этапы урока были пройдены. Учениками усвоен материал урока. Мастерство учителя заключалось в том, что он смог увлечь учащихся, заинтересовать, представить разные виды деятельности, связь литературы и в частности данной темы с другими науками, создать творческую рабочую атмосферу на уроке.

Портрет современного учителя литературы.

Часто говорят, что врач и учитель – единственные профессии, касающиеся человека целиком. Врач отвечает за тело, учитель – за душу. Современный учитель русского языка и литературы должен быть идеальным. Это единственный учитель-предметник, имеющий дело с формирующейся душой ребенка, подростка, юно или девушки. В первую очередь, его задача быть образованным и разносторонне развитым человеком. Важную роль будет играть, как и в любой другой профессии направления «человек-человек», оригинальность и личный стиль. Кроме того, любой литератор еще и психолог. Возможно, не имеющий соответствующего образования, но впитавший в себя опыт всех времен и народов, посредством прочтения огромного количества мировой и родной литературы. Ещё я бы хотела отметить необходимость самообразования и саморазвития учителя. По моему мнению, без этого в современном мире нельзя обойтись. Учитель, кроме того, что должен сам развиваться, обязан содействовать развитию своих учеников. Ему следует быть для учащихся все же больше наставником, чем другом. В этом случае сохранится та дистанция, которая позволяет не «растворяться» в человеке и формировать себя основываясь на опыте других, но выводах и суждениях себя самого.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: