Предлагаю самостоятельно изучить смысловую нагрузку понятий «Кооперация» и «Коллективизация» и сравнить их социальную направленность

Класс

История Отечества

Тема урока: Сплошная коллективизация

Добрый день, ребята.

Открываем тетради, записываем число и тему урока.

Одним из центральных событий СССР в 30-е гг. явилось противостояние крестьянства и большевистской власти. Большевики пришли к власти в стране, где большинство населения составляли крестьяне. Перед ними стала неотложная задача: полностью подчинить своим целям и задачам крестьянство, так как его свободное развитие, самостоятельная хозяйственная деятельность исключали в принципе главные ценности новой власти, которая базировалась на строгой централизации и коллективной собственности.

На проведение сплошной коллективизации большевики решились отнюдь не сразу.

 

Предлагаю самостоятельно изучить смысловую нагрузку понятий «Кооперация» и «Коллективизация» и сравнить их социальную направленность.

Ответьте вопрос: «В чем заключается коренное отличие кооперации от коллективизации?».* (в тетрадь)

1917-1920 гг. – возникли первые небольшие коллективные хозяйства.

  Во время поездки И. В. Сталина в Сибирь прозвучали его предложения по ускорению темпов коллективизации, которые носили директивный характер. Они сводились к следующему: потребовать от кулаков немедленной сдачи всех излишков хлеба по государственным ценам; в случае отказа кулаков подчиниться, привлекать их к судебной ответственности и конфисковать хлебные излишки в пользу государства с тем, чтобы 25% конфискованного хлеба было распреде-лено среди крестьян-доносчиков.

Январь 1928 г. – инспекторская проверка И. В. Сталина в Сибирь по вопросу хлебозаготовок.

3 ноября 1929 г. – вышла в свет статья И. В. Сталина «Год великого перелома».

Выдержка из статьи И. В. Сталина «Год великого перелома»:

«III. В области строительства сельского хозяйства.

Наконец, о третьем достижении партии за истекший год, органически связанном с двумя первыми достижениями. Речь идет о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию, к совместной обработке земли, к машинно-тракторным станциям, к артелям, колхозам, опирающимся на новую технику, наконец, к гигантам-совхозам, вооруженным сотнями тракторов и комбайнов.

Достижение партии состоит здесь в том, что нам удалось повернуть основные массы крестьянства в целом ряде районов от старого, капиталистического пути развития, от которого выигрывает лишь кучка богатеев-капиталистов, а громадное большинство крестьян вынуждено разоряться и прозябать в нищете, - к новому, социалистическому пути развития, который вытесняет богатеев-капиталистов, а середняков и бедноту перевооружает по-новому, вооружает новыми орудиями, вооружает тракторами и сельскохозяйственными машинами, для того, чтобы им выбраться из нищеты и кулацкой кабалы на широкий путь товарищеской, коллективной обработки земли».

 5 января 1930 г. – опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О темпах коллективизации и о мерах помощи государства колхозному строительству».

 Коллективизацию планировалось закончить осенью 1931 г. или весной 1932 г. Всеобщая коллективизация была задумана как коммунизация с образованием хозяйств максимального уровня обобществления, то есть, обобществлялись коровы, мелкий скот, птица. Такая практика встретила резкое сопротивление крестьянства.

И. В. Сталин признал целесообразным временно отступить.

14 марта 1930 г. – опубликовано постановление ЦК ВКП(б) «О борьбе с искривлениями партлинии в колхозном движении».

 Местным партийным организациям предлагалось отказаться от административного давления на крестьян с целью образования колхозов.

Но с 1930 г. объемы продукции сельского хозяйства, поставляемые государству, резко снизилось отсутствие материальной заинтересованности в развитии общественного производства вынуждало колхозников имитировать труд, а не работать по-настоящему.

Производительные силы сельского хозяйства все больше деградировали. Чтобы сделать коллективизацию реальной, было решено уничтожить наиболее зажиточную и экономически самостоятельную прослойку крестьянства-кулачества (как ее называли власти).

Порядок раскулачивания разработала специальная комиссия во главе с В. М. Молотовым. Результатом ее работы стало постановление ЦК ВКП(б) от 30 января 1930 г.

 30 января 1930 г. – постановление ЦК ВКП(б) «О мерах в деле ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации».

Владельцы кулаческих хозяйств, которые подлежали ликвидации, делились на три категории:

первая – участники антисоветских выступлений и организаторы «террористических актов, они подлежали изоляции в тюрьмах и лагерях;

вторая – те, кто оказывал меньшее сопротивление коллективизации; их выселяли в северные районы страны;

третья – те, кто не оказывал сопротивления; им давали участки земли вне колхозов.* (в тетрадь)

 1 февраля 1930 г. – постановление ЦИК и СНК СССР «О мерах по укреплению социалистической перестройки сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством».

 Борьбе с кулачеством стремились придать форму законности.

Формируя представление о насильственном характере проведения коллективизации в СССР учащимся предлагается прослушать выдержку из «Открытого письма Сталину» Ф. Ф. Раскольни-кова:

«…Вы отняли у колхозных крестьян всякий стимул к работе. Под видом борьбы с «разбазариванием колхозной земли» вы разоряете приусадебные участки, чтобы заставить крестьян работать на колхозных полях. Организатор голода, грубостью и жестокостью неразборчивых методов, отличающих вашу тактику, вы сделали все, чтобы дискредитировать в глазах крестьян ленинскую идею коллективизации».

 

На следующем этапе целесообразно применить методику «Дистанционный диктант» (Дэвид Каттерик). Учащиеся делятся на три команды по принципу счета, к примеру, герои басни И. А. Крылова лебедь, рак и щука; герои древнерусских былин Илья Муромец, Добрыня Никитич; Алеша Попович и т. д. Командам выдаются линованные листы. Листы текстов «Дистанционного диктанта» скотчем прикрепляются к стене класса как можно далее от команды, которой они соответствуют. Каждый из членов команды становится «гонцом». Он подходит к тексту (сколько угодно раз), читает его, запоминает, возвращается к команде, диктует свою часть текста товарищам, которая записывается на линованном листе. Побеждает та команда, которая первая завершает диктант и не сделает ошибок (или сделает их меньше других команд). После воспроизведения текста диктанта на линованных листах он воспроизводится одним из членов команды вслух.

При выполнении этого задания развивается зрительная память, тренируются орфографиче-ская зоркость и наблюдательность учащегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow