Достижимо ли счастье?

Вопрос номер 5

Что такое гедонизм?

Гедонизм – это направление жизненной концепции, философское учение, где главным жизненным смыслом представляется удовольствие, оно же является ключевой ценностью, терминальной, тогда как все остальные являются только способами достижения удовольствия. Гедонизм это аксиологическое учение, выставляющее только смысл и ценность получения удовольствия, но не дающее людям предписаний как именно этого достигать, т.е. не ограничивающее действия, не дающее канонов поведения.

В понимании различных философских школ и трактовок моральных систем, гедонизм видит смысл жизни и в эгоистическом стремлении, при этом не воспринимается, как законченная система моральных воззрений. Эту концепцию можно считать основой для зарождения течения, тем, что даёт направление основных ценностей, но не строгой регламентирующей концепцией.

Гедонизм в философии это концепция, принадлежащая мыслителю Аристиппу, выделявшему только два состояния человеческой души – боль и удовольствие. Счастье и главное человеческое стремление в этой концепции преподносилось как максимальная степень удовольствия, сводя даже общий смысл жизни к получению только физического удовольствия, как самого доступного. Сейчас подобный подход несколько видоизменился и стали включены понятия развития, морали и этики, где исключительно физическое наслаждение является важным, но не преподносится, как единственная смысловая единица жизни. Распространение гедонизма было очень велико в эпоху абсолютизма, и при этом трактовалась с аморальной точки зрения, когда ради собственных простых нужд и наслаждений человек мог переступить закон, нарушить баланс, совершить преступление.

От первоначального понятия осталась установка на то, что всё приносящее боль и несчастье является негативным, а радующие вещи или события рассматриваются как позитивные. Это мировоззрение полностью опирающееся на человеческие самоощущения, без заведомого объяснения, что делать и к чему стремиться, поскольку то, от чего один будет в восторге, расслаблении и наслаждении другому может принести разочарование. В некоторых вариантах развитию доли гедонизма способствуют психотерапевтические учения, заставляющие человека прибывать в настоящем и постоянно искать способы его улучшить, увеличивающие чувствительность к собственным потребностям и заставляющие развивать находчивость их удовлетворения. Фокус внимания сместился с материального и простых радостей пищи и алкоголя, гедонисты включают такие понятия, как душевный комфорт, саморазвитие, приятное общество и прочие тонкие нематериальные вещи. Еще у киренаиков утверждается ценность самобытности личности и удовлетворения её личных потребностей, как самой главной жизненной цели, способствующей как развитию, так и благополучию.

Вопрос номер 6

Достижимо ли счастье?

Счастье – это то к чему стремиться каждый человек вне зависимости от того, как он себе его представляет и каким словом называет.
Счастье, в рамках известного нам мироздания и традиционного человеческого мировоззрения, невозможно без непрерывной подпитки наших чувств и эмоций. Причем, одного ручейка эмоций для равномерного и неослабевающего ощущения счастья нам недостаточно, так как чувства и эмоции контролирует ум, который имеет пренеприятную особенность - ум склонен быстро пресыщаться и уставать от однообразного «счастья». Уму, для поддержания неизменного уровня счастья, требуется все большее и разнообразное наполнение. Человек счастлив только тогда, когда его ум поглощает эмоции. Это и вынуждает закрытое и эгоистичное существо - Человек, быть социальным и коммуникативным. Существо, которое ставит свое благополучие и выживание выше любых других ценностей, из-за собственной корысти вынуждено делиться с другими людьми своими материальными и интеллектуальными активами. Кто человека таким создал, и кто наполнил его такими первичными инстинктами, а самое главное – для чего он это сделал, я обсужу в следующих темах.
Виной всему Ум, который является и счастьем, и проклятьем человека. С одной стороны он является тем моторчиком, который заставляет нас не останавливаться и двигаться вперед все дальше и дальше, а с другой, в силу своей вечной неудовлетворенности и быстрого пресыщения, заставляет нас прилагать все больше и больше усилий, для достижения одного и того же уровня «счастья». Развитие человеческого ума, по своей сути, является все тем же расширением и углублением наших возможностей в получении пищи для чувств и эмоций.
В основе любого альтруистичного, на первый взгляд, поступка, лежат корыстные мотивы. Доказывание данного тезиса, станет моей задачей при публикации одной из следующих тем. Дружественное взаимодействие между людьми не является исключением. Ведь у одиночки априори меньше возможностей обеспечивать свои чувства и эмоции «питанием», а так же получать и сохранять материальные блага. Обмен знаниями, опытом, материальными и нематериальными активами позволяет людям многократно увеличивать объем получаемых ими чувственных и эмоциональных наслаждений как извне, так и расширять свой собственный потенциал в этой сфере, в то время как одиночка если и может удовлетворить свои минимальные потребности для выживания, то дальше уже не в состоянии продвинуться.
Но взаимодействие с другими людьми всегда строго ограничивается потребностью в этих людях и, в любом случае, абсолютное большинство людей будет находиться за границами дружественного взаимодействия, но, при этом, каждый остается потенциальным объектом недружественного воздействия. Именно поэтому в настоящих реалиях невозможно представить существование объединенной и целостной земли. Людям, как воздух, требуется быть разделенными и неважно чем, главное как можно больше и чаще иметь «официальных» поводов для актов агрессии. Поводов, которые прикроют благовидным флером желание одного человека что-то отобрать у другого. И этот флер нужен человеку для того, чтоб дать другим людям как можно меньше поводов, так же поступить и с ним самим.
Мы разделяем себя странами, цветом кожи, религиями, мнениями, позициями. С рождения мы вступаем в борьбу и прекращаем ее только с последним вздохом и смертью (что там потом – тайна за семью печатями). Мы боремся в играх, в спорте, в школе, на работе, дома, на улице и даже во сне. Мы боремся с собой, природой, другими людьми и явлениями. Мы выступаем за свои или чужие права, чтоб возвысить собственное эго, а зачастую и из спортивного интереса, для тренировки. Всегда должны быть «мы» и «они», те, у кого ты что-то отбираешь, и те, кто помогают тебе успешно это делать, а так же защитить свое от «они». И неважно есть ли реальные противоречия между «ими» и «нами», мы всегда их легко придумаем, поскольку все этого хотят. Конфронтация – это наша сущность, процесс конфликтов и оболванивания –огромнейший пласт получения различных чувств и эмоций, то есть «корма для ума». Люди хотят наблюдать или участвовать в конфликтных ситуациях. Если нет конфликта, то это никому неинтересно. Не существует популярных книг, фильмов, спектаклей в которых нет конфликтов или их очень мало. Чем меньше в истории конфликтов, тем менее эта история кому-нибудь интересна.
Можно подумать, что я представляю человечество неким ненасытным вирусом или паразитом, стремящимся только больше, разнообразнее и вкуснее есть, развлекаться и всячески услаждать свои органы чувств. А разве это не так? Исключи несколько аномалий («любовь», «совесть», «верность»), отделяющих нас от кровожадных существ из фильмов ужасов и мы бы от них ничем не отличались. Это даже не аномалии, а скорее необходимые корректор-механизмы, обеспечивающие жизнеспособность нашему виду. В отличии от животных, мы обладаем страшным оружием под названием Разум и это оружие невозможно безнаказанно иметь без сдерживающих механизмов. Человек, как и вся наша планета в целом, паразит, существующий в пирамидальной структуре вечной борьбы «для себя», «для своих».
Поняв это становится очевидной тупиковость ситуации в условиях не сбавляющей темпа прогрессии.
Усугубляет эту тупиковость еще и то, что счастья много не бывает, поэтому у нас нет возможности не только поддерживать счастье на одном уровне, но и даже единожды достигнуть его абсолютно высшей точки. Типичная «морковка» получается.
Для получения ощущения счастья снова и снова неизбежно в комплекте получение и отката. И чем мощнее и дольше откат, тем с большей радостью чувства и эмоции поглотят новую порцию счастья.
Наш создатель (и это не «дарвиновская обезьяна») категорически не заинтересован, чтоб мы испытывали ощущение счастья непрерывно и все разом.
Приближаться к счастью можно тремя путями:
Мы можем с остервенением стремиться вверх, хватаясь за любые доступные нам ниточки, веревочки, канаты подпитки наших чувств и эмоций. Невероятно сложный и насыщенный путь. Главное не забыть, что наш подъем с каждым шагом становится все круче, а откат нас ждет все более долгий и болезненный.
Другая крайность – это монашество, затворничество, самоотречение, в общем, сведение к минимуму любую подпитку счастьем. В таком режиме самая небольшая порция счастья будет распирать и напитывать наши чувства и эмоции очень сильно, я бы сказал, сопоставимо по силе с первым путем. Но, чтоб остаться на своем пути и получать и в дальнейшем большое и «не дорогое» счастье, человек уже должен заставлять себя вовремя остановиться и сила отката и будущего поступления счастья в этом случае будет напрямую зависеть от того, как быстро человек сам себя остановил в потреблении эмоций. Сойти с этого пути потеряв доступ к «дешевому» счастью проще простого, поэтому такой путь возможен и эффективен лишь для хозяина своего ума и чувств. А ум коварен, ум всегда находит самые нужные слова, чтоб убедить нас, что можно еще чуть-чуть, еще один раз, а вот это и это и вовсе бесполезно и такое самоограничение лишь вредит.
Третий путь, путь абсолютного большинства. Этот путь не требует больших самоотречений, на нем откаты менее болезненные в сравнении с первым путем, он безопасен и не напряжен, но откаты на нем долгие, а сам градус счастья ниже первых двух путей. Человек не гоняется за эмоциями, но и не ограничивает себя в их получении, если они безопасны и рядом. Этот путь очень удобен для ожидания принца или принцессы, на нем комфортно отказаться от выбора и перепоручить это другим. На нем Вам не обязательно иметь высокооплачиваемую, впрочем как и интересную, работу, так как Ваш путь не требует получать от работы удовольствие и счастье, а поскольку через месяц Вы не собираетесь совершить подъем на Килиманджаро, то Вам и деньг на эту поездку не нужны.
Все три пути имеют свои плюсы и минусы, но любой из них является морковкой, заставляющей нас тянуть тележку господа.
Зачастую человек даже не выбирает путь, за него это делают набор исходных качеств и способностей, родители, обстоятельства.
Если мы сидим на берегу, то обстоятельства нас находят, а если мы плывем по этой реке, то и обстоятельства частично можем выбирать. Обстоятельства – единственное, на что мы можем пытаться повлиять и от этого отказываться ни в коем случае нельзя.
Говорят, и, вероятно, это правда, что быть счастливым легко. Для этого вообще ничего не требуется извне. Счастье у нас внутри и оно не приходит снаружи. Чтоб быть счастливым достаточно жить не прошлым или будущим, а настоящим. Никогда никуда не спешить, а каждое мгновение жизни вдыхать полной грудью и смаковать. Нужно научиться получать радость от простых и привычных вещей, научиться смотреть на мир без пелены перед глазами и искажений, порождаемых нашим эго. Это так, вот только того, кто может это делать, я бы уже не назвал человеком. Возможно, он становится тем, кем должны рано или поздно все мы стать, но это уже не человек. Удел человека – «морковка», а задача – научиться обходиться без «морковки».

 Вопрос номер 7



















Что такое свобода?

Свобода – состояние человека, при котором он сам определяет, как ему поступать, вне зависимости от множества факторов, чужих мнений, стереотипов и окружающей среды. Свободное решение тесно связанно с волей человека и требует определенных усилий, направленных, в том числе, и на преодоление своих собственных убеждений. Увы, но мир таков, что полная свобода – это иллюзия, ее не бывает. Так или иначе, мы много от чего зависим и мы должны себя в чем-то ограничивать. Нередко события, в которых мы принимаем участия, не зависят от нас, но избежать их невозможно. Тем не менее, мы полностью свободны в своем отношении к этим событиям, ведь с любой ситуации мы можем извлечь что-то полезное для себя, получить нужный нам опыт. Тут мы полностью свободны и вправе решать – что нам взять в тех или иных жизненных ситуациях. Человек в своей жизни должен стремиться рассматривать все грани того, что с ним происходит, придавать смысл всему этому, жить осмысленной жизнью и не обманывать себя. Мы не всегда можем выбирать, как поступать, но мы всегда вправе придавать смысл той или иной ситуации.

Кроме того, свобода выбора и отношения тесно связаны с личностной ответственностью. Например, если рядом с человеком происходит что-то нехорошее, и при этом он ничего не делает – то это тоже его выбор. Ничего не делать. Никак не реагировать на ситуацию. Это наш выбор, и за этот выбор мы так же несем ответственность. Ответственность, свобода выбора и свобода отношения, смысл всего, что происходит с нами – является залогом осмысленной и счастливой жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: