Невербальные признаки внимательного слушания (по Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать». – Питер, 1999)
Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.
Поставьте букву
П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и
Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?
| ()01. Приподнятые брови | ()19. Замкнутость в себе. |
| ()02. Улыбка. | ()20. Польщенный вид. |
| ()03. Кивок головой. | ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови). |
| ()04. При сидении на стуле корпус слегка наклонен вперед. | ()22. Обращение к слушателю. |
| ()05. Молчание. | ()23. Тяжело плюхнуться на стул. |
| ()06. Морщить лоб. | ()24. Скрещенные на груди руки. |
| ()07. Взгляд мимо слушателя. | ()25. Покачивание головой. |
| ()08. «Бегающий» взгляд. | ()26. Прищуривание глаз. |
| ()09. Свободная, расслабленная поза. | ()27. Вытягивание шеи вперед. |
| ()10. Прикосновение. | ()28. Взгляд «сквозь» слушателя. |
| ()11. Предупредительность, внимательность. | ()29. Критическое выражение лица. |
| ()12. Руки на затылке. | ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя. |
| ()13. Неподвижность. | ()31. Постукивание пальцами. |
| ()14. Беспрестанное хождение. | ()32. Пожатие плечами. |
| ()15. Наклон головы. | ()33. Надувание щек. |
| ()16. Зрительный контакт. | ()34. Оттянутые вниз уголки рта. |
| ()17. Вздохи. | ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу». |
| ()18. Прищур глаз. | ()36. Дрожащие пальцы. |
2. Психотехнические игры (цит. по «Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии» / под ред. В.В. Меркушева. – М., 1992)
Психотехническая игра «Взгляд»
Один из членов группы выходит из аудитории, остальные выбирают, кто будет устанавливать с ним контакт с помощью взгляда. Цель первого участника в определении человека, готового к контакту, и установок других членов группы. Поочередно участвуют 7-10 членов группы.
При обсуждении игры анализируются:
1) что помогало и мешало установить контакт;
2) на что в первую очередь ориентировались при анализе установок члены группы;
3) что чувствовали участник и другие члены группы во время выполнения упражнений.
Психотехническая игра «Улыбка»
Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.
При групповом обсуждении анализируется:
1) что помогало и мешало выполнению задачи;
2) какую можно предложить оптимальную стратегию;
3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;
4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.






