Материалы для проведения практического занятия по теме

 Невербальные признаки внимательного слушания (по Мадлин Беркли-Ален «Забытое искусство слушать». – Питер, 1999)

Чтобы лучше понять собственно процесс слушания, выберите время и проанализируйте невербальные аспекты поведения. Представьте себя в роли говорящего.

Поставьте букву

П («положительный») для тех поведенческих аспектов, которые вы – говорящий – используете для того, чтобы привлечь к себе внимание слушателя, и

Н («негативный») – для тех, которые, по вашему мнению, обычно мешают слушателю вас слушать. Постарайтесь аргументировать свою точку зрения. Какие еще признаки Вы можете сформулировать?

 

()01. Приподнятые брови ()19. Замкнутость в себе.
()02. Улыбка. ()20. Польщенный вид.
()03. Кивок головой. ()21. Сердитый вид (нахмуренные брови).
()04. При сидении на стуле корпус слегка      наклонен вперед. ()22. Обращение к слушателю.  
()05. Молчание. ()23. Тяжело плюхнуться на стул.
()06. Морщить лоб. ()24. Скрещенные на груди руки.
()07. Взгляд мимо слушателя. ()25. Покачивание головой.
()08. «Бегающий» взгляд. ()26. Прищуривание глаз.
()09. Свободная, расслабленная поза. ()27. Вытягивание шеи вперед.
()10. Прикосновение. ()28. Взгляд «сквозь» слушателя.
()11. Предупредительность, внимательность. ()29. Критическое выражение лица.
()12. Руки на затылке. ()30. Взгляд, направленный прямо на слушателя.
()13. Неподвижность. ()31. Постукивание пальцами.
()14. Беспрестанное хождение. ()32. Пожатие плечами.
()15. Наклон головы. ()33. Надувание щек.
()16. Зрительный контакт. ()34. Оттянутые вниз уголки рта.
()17. Вздохи. ()35. Покачивание ногой, поза «нога на ногу».
()18. Прищур глаз. ()36. Дрожащие пальцы.

 

2. Психотехнические игры (цит. по «Методические указания к практическим занятиям по общей и медицинской психологии» / под ред. В.В. Меркушева. – М., 1992)

Психотехническая игра «Взгляд»

Один из членов группы выходит из аудитории, остальные выбирают, кто будет устанавливать с ним контакт с помощью взгляда. Цель первого участника в определении человека, готового к контакту, и установок других членов группы. Поочередно участвуют 7-10 членов группы.

При обсуждении игры анализируются:

1) что помогало и мешало установить контакт;

2) на что в первую очередь ориентировались при анализе установок члены группы;

3) что чувствовали участник и другие члены группы во время выполнения упражнений.

Психотехническая игра «Улыбка»

Один из членов группы выходит из аудитории. Группа задумывает ему несложное задание. Когда участник вновь приглашается в аудиторию, группа помогает ему, используя улыбку. Чем ближе действия «водящего» к задуманному, тем шире должны быть улыбки членов группы, подкрепляющие правильные действия.

При групповом обсуждении анализируется:

1) что помогало и мешало выполнению задачи;

2) какую можно предложить оптимальную стратегию;

3) что чувствовали участники группы в ходе совместной работы;

4) расширились ли представления членов группы о возможностях невербальных средств коммуникации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow