Называние обращений трезвучий

Поурочный план по учебному предмету «Сольфеджио» дополнительной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано», для учащихся 7класса

 

Дата:13.04 2020

 

Тема урока: Трезвучие и его обращение. Повторение пройденного материала.

 

 

 

Ход урока.

 

1) Новый материал.

Обращение трезвучий – это такое изменение исходной структуры аккорда, при котором из тех же самых звуков получается новый родственный аккорд. Обращаться могут не только трезвучия (аккорд из трёх звуков), но и любые другие аккорды, а также интервалы. Принцип обращения (или если хотите вращения вокруг) одинаков во всех случаях: все звуки, которые есть в данном исходном аккорде, остаются на своих местах кроме одного – верхнего или нижнего. Этот верхний или нижний звук – подвижный, он перемещается: верхний на октаву вниз, а нижний – наоборот, на октаву вверх. В результате обращения образуется новый родственный аккорд – он состоит абсолютно из тех же звуков, но эти звуки по-другому расположены. То есть, иначе говоря, меняется структура аккорда.

 Например:

Из примера видно, что было дано до-мажорное трезвучие (из звуков до, ми и соль), это трезвучие состояло, как и положено, из двух терций, а крайние ноты этого аккорда отстояли друг от друга на чистую квинту. Теперь обращаем нижние звуки, получаем  два обращения.

 Нижний звук (до) мы переместили на октаву вверх.  Все звуки остались прежними (те же до, ми и соль), но теперь аккорд (ми-соль-до) состоит уже не из двух терций, теперь он складывается из терции (ми-соль) и кварты (соль-до). Переместим  наш уже «испорченный» аккорд ещё раз: нижнюю его ноту (ми) перенесём на октаву вверх. Получился аккорд соль-до-ми. Он состоит из кварты (соль-до) и терции (до-ми). Кварта у нас осталась с прежнего обращения, а новая терция построилась от того, что мы обратили ноту ми вокруг до, в результате секста (ми-до), которая составлялась крайними звуками прежнего аккорда, заменилась на терцию (до ми): по правилам обращения интервалов (а все аккорды, как вы знаете, состоят из каких-нибудь интервалов) сексты обращаются в терции.

То есть, таким образом,  становится понятно, что обращений у трезвучия всего два, дальнейшие попытки обращать приводят нас туда, откуда мы ушли.

НАЗЫВАНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ТРЕЗВУЧИЙ.

 Первое обращение называется секстаккордом. Напоминаю, что секстаккорд складывается из терции и кварты. Секстаккорд обозначается цифрой «6», которая прибавляется к букве, обозначающей функцию или вид аккорда, или к римской цифре, по которой мы догадываемся о том, на какой ступени были построено исходное трезвучие.

Например, Т6, или Б6, или III6.

Второе обращение трезвучия называется квартсекстаккордом, его структуру образуют кварта и терция. Квартсекстаккорд обозначается цифрами «6» и «4». Например, К64, или Б 64, или М64, или VI 64.

 


РАЗНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ ДАЮТ РАЗНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ

Как  известно трезвучий – 4 вида:

- большое (или мажорное),

 -малое (или минорное),

-увеличенное

-уменьшённое.

 

Разные трезвучия дают разные обращения (то есть это те же секстаккорды и квартсекстаккорды, только с небольшими, но значительными изменениями в структуре). Разумеется, эта разница отражается и на звучании аккорда.

 

1)

Мажорное трезвучие (Б53) состоит из двух терций: одна большая (ре и фа-диез), вторая – малая (фа-диез и ля). Его секстаккорд (Б6) состоит из малой терции (фа-диез ля) и чистой кварты (ля-ре), а квартсекстаккорд (Б64) – из чистой кварты (той же ля-ре) и большой терции (ре и фа-диез).

 

2)

Увеличенное трезвучие (Б53 +5) получается благодаря сложению двух больших терций (1-я – ре и фа-диез; 2-я – фа-диез и ля-диез), секстаккорд (Б6 +5) составляют большая терция (фа-диез и ля-диез) и уменьшённая кварта (ля-диез и ре). Следующее обращение – увеличенный квартсекстаккорд (Б64+5) кварта и терция меняются местами. Любопытно, что все обращения увеличенного трезвучия благодаря своему составу тоже звучат как увеличенные трезвучия.

 

3)

Уменьшённое трезвучие (М53 -5) состоит, как вы догадались, из двух малых терций (ре-фа – 1-я; и фа с ля-бемолем – 2-я). Уменьшённый секстаккорд (М6 -5) образуется из малой терции (фа и ля-бемоль) и увеличенной кварты (ля-бемоль и ре). Наконец, квартсекстаккорд этого трезвучия (М64 -5) начинается с увеличенной кварты (ля-бемоль и ре), над которой надстраивается малая терция (ре-фа).


СХЕМА- ФОРМУЛА ТРЕЗВУЧИЙ И ОБРАЩЕНИЙ

 

                       








double arrow
Сейчас читают про: