Я группа: тяжёлые цветные металлы

План урока

Дата ­­­­­­­­­­ проведения ___________ Группа

Специальность/профессия  

Тема урока Р азвитие черной металлургии. Развитие цветной металлургии.

Общая тема ____________________________________________________________

Используемая технология  урок развивающего обучения

Цель проведения урока:

Обучающая знакомить с особенностями металлургии тяжелых и легких металлов и производственных процессов; определить ведущие факторы размещения и базы; выявить проблемы и перспективы.

Воспитательная  повысить мотивацию к совместной работе, сотрудничеству, проявлению коммуникативных явлений; грамотно работать с информацией; воспитывать экологическую культуру.

Развивающая   продолжить развитие умения работать с экономическими картами и статистическими материалами; формирование умения анализировать, сопоставлять карты, статистические данные; развитие географического мышления, способности самостоятельно приобретать знания и применять их на практике, в условиях новых учебных задач.

Методы обучения фронтальная, парная, индивидуальная работа, обмен мнениями, обсуждение, анализ, сравнение, частично-поисковый.

Материально техническое обеспечение урока:

технические средства  карта «Чёрная и цветная металлургия»,

коллекция полезных ископаемых (боксит, медная руда, оловянная, свинцово-цинковая руда), образцы металлов и сплавов - медь, алюминий и другие, карточки,  доска.

наглядные пособия учебник, атласы, презентация, компьютер, проектор.

Межпредметные связи: история.

Ход урока:

Организационный момент­­­­­­­­­­ взаимное приветствие, определение отсутствующих, настрой обучающихся на работу, организация внимания, проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид).

       Сообщение темы и целей занятия.

    Содержание   

Проверка Д/З

Контроль знаний

Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

Карточки-задания размещены на доске, учащиеся выходят к доске, выбирают карточку, читают вопрос и дают ответ

1.Каково значение металлургического комплекса?

Ответ: металлургический комплекс производит выплавку металла, производит сталь, которая необходима в народном хозяйстве.

2.Какие типы предприятий входят в состав черной металлургии?

Выделяют следующие типы предприятий: металлургические заводы полного цикла, передельная металлургия, производство ферросплавов, малая металлургия (на машиностроительных заводах), электрометаллургическое производство стали.

3.Какое сырье необходимо для производства черных металлов?

Железная руда, коксующийся уголь, для выплавки стали марганцевая руда.

4.Объясните принцип размещения предприятий черной металлургии.

Предприятия черной металлургии полного цикла размещаются вблизи железорудных и каменноугольных бассейнов, предприятия передельной металлургии ориентированы на районы и центры развитого машиностроения.

5.Показать на карте основные центры черной металлургии.

Череповец, Тула, Липецк, Старый Оскол (электрометаллургический завод), Нижний Тагил, Новотроицк, Челябинск, Магнитогорск, Новокузнецк.

6. Назовите и покажите металлургические базы России. Дайте характеристику одной из них по плану:

а) название базы.

б) источники сырья (руды)

в) источники топлива.

г) металлургические центры.

7. Предложите вариант размещения на территории современной России нового металлургического комбината полного цикла. Обоснуйте свое решение.

(При выборе места строительства следует учитывать сырьевой, энергетический, экологические факторы, а так же наличие воды, обеспеченность (ж/д) путями, трудовыми ресурсами)

Северный Кавказ. Он находится близко к центру, трудовые ресурсы здесь с избытком, плотность населения одна из высоких, да и территория не велика, так что, проблем с транспортировкой быть не должно. Ресурсы имеются, в том числе и водные. Идеальное место.

8. Определите наиболее перспективное место строительства нового металлургического завода на Дальнем Востоке, используя необходимые карты и знания о факторах размещения металлургических заводов.

(Наиболее перспективно строительство завода на территории Южно-Якутского угольного бассейна. Рядом расположено месторождение Чульман и Таежное, проходит железная дорога, будущая Амуро-Якутская магистраль. В этом районе действуют две ТЭС – Чульманская и Нерюнгринская.)

О значении отрасли в народном хозяйстве

- Благодаря своим уникальным свойствам цветные металлы на сегодняшний день незаменимы во многих отраслях, в том числе и наукоёмких.

Запасы руд цветных металлов в России:

• 11% мировых запасов меди;

• 12% свинца;

• 16% цинка;

• 21% кобальта;

• 27% олова;

• 31% никеля

2. Работа со схемой – классификация цветных металлов

 Запись в тетрадь:

- тяжёлые

- лёгкие

- драгоценные

- редкие и редкоземельные

3. Ознакомление с образцами горных пород и металлов (на столах для каждой группы)

- Ребята, вы наверняка согласитесь со мной, что металлургия как отрасль производства невозможна без минералов, залегающих в толще Земли, без огня, воды и воздуха. 

Предлагаю вам отдохнуть и полюбоваться на эти природные стихии.

Релаксация – 4 стихии

Цветные металлы в руде содержатся в очень малом количестве

 Запись в тетрадь:

Особенности отрасли:

1) низкое содержание металла в руде

(демонстрация образцов руды). Меди в руде – 1-2%, олова в руде менее 1%. Например, для получения 1т меди требуется более 100 т медной руды, из которых 99 т - пустая порода. Для производства олова необходимо более 300т руды.

2) многокомпонентный состав руд, т.е. содержат несколько разных металлов.

4. Просмотр видеофрагмента о производстве меди

- Предлагаю вашему вниманию видеофрагмент о меди. После просмотра озвучим ещё раз самое важное, что вы узнаете (по ходу просмотра можете записывать)

5. Работа по группам

- А теперь, работая в группах, вам предстоит выявить факторы размещения предприятий цветной металлургии.

я группа: тяжёлые цветные металлы

Работа с картами «Чёрная и цветная металлургия», «Электроэнергетика»:

-  На карте “Металлургия” найдите медеплавильные, никелевые, свинцовые и цинковые заводы.

Задание:

-  Где сформирована основная металлургическая база тяжелых цветных металлов?

-  Назовите центры плавки меди, цинка, никеля. Нанесите на контурную карту центры.

-  Какие факторы влияют на размещение? Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: