Работа с картой:
- По карте атласа (картосхеме) найдите, где в России плавится большая часть алюминия?
- Какие факторы влияют на размещение металлургии легких металлов? У каких электростанций размещаются алюминиевые заводы?
- Нанесите на контурную карту центры алюминиевых производств. Сделайте вывод. (Озвучивают ответы и показывают на карте центры)
5. Беседа о проблемах и перспективах отрасли
- Предлагаю обсудить проблемы и перспективы отрасли
Проблемы:
- Экологическая проблема (металлургия – грязная отрасль)
Задание: Проанализируйте таблицу
- Какое место занимает металлургия среди отраслей промышленности по выбросам вредных веществ в атмосферу?
Вывод: ТЭК даёт 50 % выбросов в атмосферу, металлургия 37% и стоит на втором месте по выбросам вредных веществ в атмосферу.
Здесь не учитывается нарушение ландшафтов при добыче руды.
- Истощение месторождений медных, алюминиевых руд.
- Отсутствие крупных месторождений марганцевых, хромитовых, титановых и других руд.
- Дороговизна российского металла (цены выше мировых на 20 – 40%)
2. Перспективы:
- развитие Дальневосточной металлургической базы.
- применение новых технологий добычи и переработки руды, позволяющих меньше загрязнять окружающую среду. (Сообщение учащихся – опережающее задание)
Видео новостей
- Одно из перспективных направлений в металлургии - это создание автоматизированных мини-заводов, которые работают на металлоломе, меньше загрязняют окружающую среду.
При плавке 1 т металлолома экономится 4 тонны железной руды, 530 т медной руды. Загрязнение атмосферы сокращаются в 7 раз, количество отходов снижается в 16 раз.
Работа в группах
Обсуждение проблемных вопросов в группах по карточкам.
К-1. В чем различие в принципах размещения медеплавильных и алюминиевых заводов?
К-2. Почему в г. Норильске (за Северным полярным кругом) построены заводы цветной металлургии? Как доставляется сырье и отправляется из Норильска готовая продукция?
К-3. Почему крупнейшие алюминиевые заводы России построены в Восточной Сибири в Красноярске и Братске?
Выступления от групп.
Приготовить сообщение по темам (на выбор):
- возможности комплексного использования руд цветных металлов;
- рынок вторичного сырья;
- благородные металлы: золото, серебро, платина.
Преподаватель предлагает рефлексивный тест:
- Я узнал (а)………
- Что меня заинтересовало в развитии отрасли цветной металлургии
- На уроке надо было подумать……..
- Я отвечал (а) на все вопросы учителя…….
- Я встретился с трудностью при….
- Свою работу на уроке я оцениваю на…..
Подведение итогов урока.
Вопросы на закрепление изучаемого материала
-Что нового узнали на уроке?
-Был ли материал для вас полезен?
-Что особенно запомнилось?
-Каковы особенности мирового потребления минерального топлива?
Домашнее задание для выполнения самостоятельной работы
выучить страны лидера топливной промышленности; на контурную карту нанести ведущие страны по добыче нефти, газа, угля.
Подпись преподавателя






