Теоретический материал к теме «Вид. Популяция, ее структура и основные характеристики»

Характеристика животного

А) жираф в высоту достигает 6 м

Б) язык синего кита весит до 4 тонн

В) самец комара питается нектаром

Г) птица-палач питается мышами; делает запасы на «черный день», накалывая мышей на шипы кустарников

Д) основная пища королевской кобры – другие змеи

Е) морские звезды обитают на морском дне, зарываются в ил.

Критерий вида

1. экологический

2. морфологический

 

4) Выполните контрольную работу по разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение». Варианты выбрать по журналу, под каким номером записаны (если не помните спросите у классного руководителя, у него есть ваш список). Вариант 1 – для номеров 1,3,5,7,9,11,13,15,17,19,21,23,25; вариант 2 – для номеров 2,4,6,8,10,12,14,16,18,20,22,24,26;

 

 

ГБПОУ «КЛТ»

Председатель ПЦК

________________

Галкин А.Л.

 «_02_» __09____2019г

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» для рубежного контроля по учебной дисциплине: БИОЛОГИЯ Для профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Инструкция для обучающегося:              

Цель – рубежный контроль. Оценка сформированности умений и знаний по разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение».

В форме тестовых разноуровневых заданий. Всего в тесте 3 части заданий. Время выполнения теста 45минут.

Ответы на задания занеси в бланк ответов.

Критерии оценки

Задания проверяют знания и умения. Каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Максимум - 28баллов.  

Задания части 1 проверяют знания, умения и сформулированы как задания с заданным ограничением. Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимум - 20 баллов.

Задание части 2 в форме заданий на соответствие, выбор нескольких ответов. Максимум 5 баллов.

Задание части 3, продолжить предложение оценивается в 3 балла.

Студент сам определяет выбор заданий, соотнося с критериями оценок. 

Тестовое задание выполнено верно если совпадает с модельным ответом.

"5" Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 26 до 28 баллов

"4"Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 19 до 25 баллов

"3"Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 14до 18 баллов

"2"Студент выполняет задания и набирает менее 14 баллов

     

Составитель                         Е.П.Мехоношина

Вариант 1

I. Выберите один верный ответ из четырех предложенных. (20б)

1. Кто из ученых является автором первой эволюционной теории?

а)  Аристотель        б) Ч. Дарвин           в) К. Линней       г) Ж.-Б. Ламарк    

2. Ж.-Б. Ламарк внес существенный вклад в развитие биологии. Назовите один из результатов работы этого ученого.

а) развил представления о различных формах изменчивости

б) считал, что эволюция идет только в сторону повышения уровня организации живых организмов, т.е. «от простого к сложному»

в) определил место человека в системе животного мира

г) ввел в практику принцип двойного названия вида

3. Птицы и млекопитающие заняли господствующее положение на Земле

в … эру:

а) протерозойскую б) палеозойскую в) мезозойскую      г) кайнозойскую

4. Правильная последовательность основных эр в истории развития жизни на Земле, начиная с наиболее древней

а) архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская

б) протерозойская, мезозойская, палеозойская, кайнозойская

в) архейская, палеозойская, кайнозойская, мезозойская

г) архейская, кайнозойская, мезозойская, палеозойская, протерозойская

5. Самая древняя эра

а) кайнозойская   б) мезозойская           в) палеозойская   г) архейская

6. Теория, по которой учёные считали, что всё живое возникает из живого

а) биогенеза       б) абиогенеза         в) самозарождения жизни      г) креационизм

7. Эволюцией называется:

а) индивидуальное развитие организмов          в) изменение в жизни растений и животных

б) изменение особей           г) историческое необратимое развитие органического мира

8. Биологический прогресс той или иной группой организмов достигается путями:

а) ароморфоз      б) идиоадаптация        в) общая дегенерация       г) а+б+в

9. Дивергенция — это:

а) расхождение признаков в эволюционном процессе

б) схождение признаков в эволюционном процессе

в) взаимопроникновение ареалов двух видов

г) происхождение нового вида от скрещивания двух или более видов

10. Главные пути эволюции:

а) ароморфоз и идиоадаптация в) прогресс и регресс

 б) идиоадаптация и дегенерация г) прогресс и ароморфоз

11. Отбор, приводящий к смещению средней нормы показателя признака, называется:

а) дизруптивным  б) движущим    в) стабилизирующим   г) половым

12. Пример ароморфоза:

а) яркие цветки насекомоопыляемых растений в) уплощение тела у камбалы

б) возникновение защитной окраски г) выкармливание детенышей молоком у млекопитающих

13. Первое наземное растение

а) псилофит        б) риниофит   в) гаметофит         г)сапрофит

14. Причина борьбы за существование:

а) изменчивость особей популяции

б) природные катаклизмы

в) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение

г) отсутствие у особей приспособлений к среде обитания

15. Соперничество между хищниками за добычу – пример:


а) внутривидовой борьбы за существование

б) межвидовой борьбы за существование

в) борьбы с неблагоприятными условиями

г) а + б


16. Примеры действия движущей формы естественного отбора:

а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) выживание в мутной воде мелких и крупных крабов, дыхательные щели которых не засоряются

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

17. Примеры действия стабилизирующей формы естественного отбора:

а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) выживание в мутной воде мелких крабов, дыхательные щели которых не засоряются

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

18. Пример покровительственной окраски:


а) зелёная окраска кузнечика б) зеленая окраска листьев у большинства растений

в) ярко- красная окраска у божьей коровки г) сходство в окраске брюшка у мухи –


журчалки и осы


19. Ареал, занимаемый видом в природе, это критерий

а) морфологический    б) биохимический  в) физиологический   г) географический

20. Естественный отбор – это

а) процесс сокращения численности популяции

б) процесс сохранения особей с полезными им наследственными изменениями

в) совокупность отношений между организмами и неживой природой

г) процесс образования новых видов в природе.

 

II. 1. Выберите три верных ответа из шести. (2б)

Признаками биологический прогресс являются:


1) многообразие видов

2) ограниченный ареал

3) малочисленность видов

4) широкая экологическая адаптация

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций вид


2. Распределите изменения растений в соответствии с направлениями эволюции. (3б)

1. Появление двусторонней симметрии

2. Втягивающие когти у кошачьих

3. Крючковатый клюв у орла

4. Появление многоклеточности

5. Наличие плавательных перепонок на лапках водоплавающих птиц

6. Появление полового размножения

7. Отсутствие кишечника у свиного цепня

8. Наличие хорошо развитой нервной системы

9. Покровительственная окраска

10. Появление теплокровности

А. ароморфоз         Б. идиоадаптация         В. дегенерация

III. Продолжите предложение. (3б)

1. Организмы сами синтезирующие органические вещества из неорганических-_______

2. Организмы, потребляющие кислород-_____________________________

3. Взгляд, утверждающий космическое происхождение жизни-___________________


 

ГБПОУ «КЛТ»

Председатель ПЦК

________________

Галкин А.Л.

 «__» ______20__г

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА по разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение» для рубежного контроля по учебной дисциплине: БИОЛОГИЯ Для профессии 15.01.09 Машинист лесозаготовительных и трелевочных машин

Инструкция для обучающегося:              

Цель – рубежный контроль. Оценка сформированности умений и знаний по разделу «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение».

В форме тестовых разноуровневых заданий. Всего в тесте 3 части заданий. Время выполнения теста 45минут.

Ответы на задания занеси в бланк ответов.

Критерии оценки

Задания проверяют знания и умения. Каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Максимум - 28баллов.  

Задания части 1 проверяют знания, умения и сформулированы как задания с заданным ограничением. Каждое задание оценивается в 1 балл. Максимум - 20 баллов.

Задание части 2 в форме заданий на соответствие, выбор нескольких ответов. Максимум 5 баллов.

Задание части 3, продолжить предложение оценивается в 3 балла.

Студент сам определяет выбор заданий, соотнося с критериями оценок. 

Тестовое задание выполнено верно если совпадает с модельным ответом.

"5" Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 26 до 28 баллов

"4"Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 19 до 25 баллов

"3"Студент выполняет разноуровневые задания и набирает от 14до 18 баллов

"2"Студент выполняет задания и набирает менее 14 баллов

     

Составитель                         Е.П.Мехоношина

Вариант 2

I. Выберите один верный ответ из четырех предложенных. (20б)

1. Кто из ученых объяснял формирование у организмов конкретных адаптаций следующим образом «виды неизменны и являются такими, какими их создал Творец»?

а) Аристотель      б) Ч. Дарвин         в) К. Линней  г) Ж.-Б. Ламарк    

2. Назовите результаты работы К. Линнея.

а) развил представления о различных формах изменчивости

б) считал, что эволюция идет только в сторону повышения уровня организации живых организмов, т.е. «от простого к сложному»

в) определил место человека в системе животного мира

г) ввел в практику принцип двойного названия вида

3. Эрой расцвета пресмыкающихся называют:

а) архей б) мезозой в) кайнозой            г) палеозой

4. С этого уровня начинаются все процессы жизнедеятельности

а) молекулярный     б) клеточный        в) органный           г) тканевый

5. Эра, в которой происходил расцвет млекопитающих и птиц -

а) палеозойская     б) протерозойская       в) кайнозойская     г) мезозойская

6. Теория, по которой учёные считали, что всё живое возникает из неживого

а) биогенеза    б) абиогенеза     в) самозарождения жизни    г) креационизм

7. Элементарной единицей эволюции является:

а) вид    б) подвид        в) популяция    г) отдельные особи

8. Вид, который находится в состоянии биологического прогресса, характеризуется:

а) повышением уровня организации

б) снижение уровня организации

в) расширением ареала, увеличением численности, распадением вида на подвиды

г) снижением численности и сокращением ареала

9. К вымиранию вида ведет:

 а) биологический прогресс            в) биологический регресс

б) ароморфоз                          г) идиоадаптация

10. Сохранению признаков вида в природе способствует:

а) изменчивость б) наследственность   в) мутагенез   г) развитие

11. Естественный отбор, действующий в неизменных условиях среды, называется:

а) дизруптивным б) движущим в) стабилизирующим г) половой

12. Примером ароморфоза у хвойных (голосеменных) растений служит возникновение у них

а) плода б) цветка      в) семени г) корней

13. Первый предок птиц назывался

а) стегоцефал           б) риниофит           в) археоптерикс      г) ихтиозавр

14. Наиболее напряженной формой борьбы за существование Ч. Дарвин считал:

а) борьбу с неблагоприятными условиями            в) межвидовую

б) внутривидовую                  г) все перечисленные формы в равной степени

15. К внутривидовой борьбе не относится:

а) состязание серой и чёрной крыс  в) борьба за свет в одновозрастном хвойном лесу

б) соперничество самцов из-за самки г) борьба двух пёстрых дятлов за дупло

16. После снежной бури уцелели преимущественно птицы со средней длиной крыла, а длиннокрылые и короткокрылые погибли. В этом случае действует... отбор.

а) движущий б) ликвидирующий в) стабилизирующий г) дизруптивный

17. Найдите примеры действия дизруптивной формы естественного отбора:

а) гибель во время урагана воробьев с длинными и короткими крыльями

б) редукция глаз у кротов

в) численное увеличение в промышленных районах темных бабочек и уменьшение светлых

г) появление на сенокосных лугах двух популяций растений, цветущих до и после покоса

18. Приспособленность растений к опылению насекомыми характеризуются:


а) образованием большого количества семян

б) наличием легкой неклейкой пыльцы

в) цветение до распускания листьев

г) наличием в цветках нектара, яркого венчика


19. Морфологическим критерием вида является

а) сходный набор хромосом и генов

б) особенности процессов жизнедеятельности

в) особенности внешнего и внутреннего строения

г) определенный ареал распространения.

20. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и неживой природой называют:

а) естественным отбором             в) искусственным отбором

б) видообразованием                    г) борьбой за существование

 

II. 1. Выберите три верных ответа из шести. (2б)

Признаками биологический регресса являются:


1) многообразие видов

2) ограниченный ареал

3) малочисленность видов

4) широкая экологическая адаптация

5) широкий ареал

6) уменьшение числа популяций вид


2. Распределите изменения растений в соответствии с направлениями эволюции. (3б)

  1. Появление цветка у покрытосеменных
  2. Образование семени
  3. Появление фотосинтеза
  4. Наличие крылышек у семян клена
  5. Яркая окраска венчика у цветка
  6. Появление полового размножения
  7. Опушенные листья у герани
  8. Отсутствие вегетативных органов у раффлезии
  9. Появление органов у растений
  10. Отсутствие корневой системы у повилики, в связи с паразитизмом.

А. ароморфоз              Б. идиоадаптация                         В. дегенерация

III. Продолжите предложение. (3б)

1. Организмы, не нуждающиеся в кислороде-___________________________

2. Взгляд, утверждающий, что жизнь сотворена Богом-___________________

3. Организмы, потребляющие органические вещества-__________________________















Теоретический материал к теме «Вид. Популяция, ее структура и основные характеристики».

Вид

Основной, элементарной и реально существующей единицей органического мира, или иначе — универсальной формой существования жизни, является вид (от лат. species — взгляд, образ). Вид — исторически сложившаяся совокупность популяций, особи которых обладают наследственным сходством морфологических, физиологических и биохимических особенностей, могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство, приспособлены к определенным условиям жизни и занимают определенную область — ареал.

Особи, принадлежащие к одному виду, не скрещиваются с особями другого вида, характеризуются генетической общностью, единством происхождения. Вид существует во времени: он возникает, распространяется (в период расцвета), может сохраняться неопределенно долгое время в устойчивом, почти неизменном состоянии (реликтовые виды) или непрерывно изменяться. Одни виды со временем исчезают, не оставляя новых ветвей. Другие дают начало новым видам.

Вид — основная категория биологической классификации. Понятие «вид» впервые было введено в конце 17 в. английским ботаником Джоном Реем (1627—1709).

Критерии вида.

Критерии вида – это признаки, по которым один вид можно отличить от другого, называют критериями вида.

 1. Морфологический критерий – главный критерий, основанный на внешних различиях между видами животных или растений.

2. Географический критерий – основан на том, что каждый вид обитает в пределах определенного пространства (ареала).

3. Экологический критерий – предполагает, что каждый вид характеризуется определенным типом питания, местом обитания, сроками размножения, т.е. занимает определенную экологическую нишу.

4. Генетический критерий – заключает в себе главное свойство вида – его генетическую изоляцию от других. Животные и растения разных видов почти никогда не скрещиваются между собой.

5. Физиологический критерий – описаны особенности размножения.

6. Биохимический критерий – рассматривается химический состав.

 По одному из критериев нельзя точно различать виды между собой. Определить принадлежность особи к конкретному виду можно только на основании совокупности всех или большинства критериев.

Популяция

Особи, занимающие определенную территорию и свободно скрещивающиеся между собой, называются популяцией

Популяция - совокупность особей одного вида, занимающих определенную территорию и обменивающихся генетическим материалом. Совокупность генов всех особей в популяции называется генофондом популяции. В каждом поколении отдельные особи вносят больший или меньший вклад в общий генофонд в зависимости от их приспособительной ценности. Неоднородность организмов, входящих в популяцию, создает условия для действия естественного отбора, поэтому популяция считается наименьшей эволюционной единицей, с которой начинается эволюционные преобразования вида. Популяция, таким образом, представляет собой надорганизменную формулу организации жизни, это единица эволюционного процесса. Популяция не является полностью изолированной группой. Иногда происходит скрещивание между особями различных популяций. Если какая-то популяция окажется полностью географически или экологически изолированной от других, то она может дать начало новому подвиду, а впоследствии и виду.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: