Динамика развития временного детского коллектива

Временный детский коллектив

Глоссарий:

ЧТП – Чередование творческих поручений – это система творческих поручений, которая является средством обеспечения повседневной жизни детского коллектива.

ВДК - Временный детский коллектив – малая группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в определенных условиях.

Коллектив - социальная общность (группа) людей, объединенных на основе общих значимых целей и ценностных ориентиров, совместной и относительно устойчивой по длительности деятельности и общения, и имеющая единую форму организации и управления. В данном случае - группа совместно взаимодействующих детей, в которой они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждый оказывает влияние на других и одновременно находится под их влиянием.

Лидер – это положительно-активная личность, к мнению которой прислушиваются другие дети в отряде. Лидер способен вести за собой, сплотить ребят для участия в игре и полезной деятельности.

Разновозрастный отряд – формируется, когда в одном отряде собраны дети разных возрастов.

Коллектив детского дома – сформировавшийся ранее ПДК, в котором дети проживают в одном детском учреждении.

Конспект лекции.

В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же ПРИЗНАКИ можно отнести и к детскому коллективу.

Специфические особенности ВДК:

Исследователи этой проблемы (О.С. Газман, В.Д. Иванов, А.Г. Кирпичник и др.)

1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем 21 день).

2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Автономность предполагает наличие своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Сформировать за короткий период дружный и сплоченный коллектив из ребят своего отряда – одна из основных задач, которую ставит перед собой каждый вожатый.

Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию.

Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

- необходимость занять позицию в отряде

- своевременное определение законов отряда, правил и норм

- игры на знакомство, огоньки, общие мероприятия

Виды адаптации:

Аудиальная (все что воспринимается ребенком через слух: интонация, тон голоса, звуки окружающей среды и т.д.)

Визуальная (все что воспринимается зрением ребенка: вид местности, лагеря, внешнего вида товарищей и т.д.)

Сенсорная (кинетическая) – телесная, чувствительная

Также адаптация может делиться на:

Биологическую – адаптация организма к устойчивым изменениям окружающей среды. Например, температура, влажность, атмосферное давление, питание и т.д.

Психологическую или социальную – приспособление личности к определенным отношениям, социально-ролевым позициям. Например, правила поведения, статус ребенка, этические нормы и т.д.)

Коммуникация - процесс, посредством которого осуществляется информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

- свободное общение,

- КТД,

- трудовые десанты,

- игры,

- беседы, дискуссии.

Идентификация - уподобление детей друг другу, определение ребенком через внутренние переживания степени своей тождественности по отношению к товарищу, члену отряда, на основе эмоциональной связи с ним.

Для обеспечения оптимального управления процессом межличностного общения детей вожатому очень важно знать три механизма воспроизводства личностью чувств, мыслей, действий.

Подражание - это копирование или повторение поведения, качеств другого человека.

Сличение - это определенная «сверка» личностью каких-либо своих качеств с качествами другого человека - «эталона» и внесение на этой основе коррекции в свое поведение с целью достижения эталонного соответствия.

Увлечение - повышенное стремление к кому-либо, интерес, неосознанная ориентация на поступки того или иного лица.

При благоприятном протекании предыдущих процессов успешно реализуется процесс интеграции. Данный процесс проявляется в виде достижения высокой психологической совместимости людей, возникновения у них общего, единого чувства «МЫ».

Обобщенный показатель интеграции детского коллектива - сплоченность, единство всех членов отряда.

Динамика развития временного детского коллектива.

1 стадия. Ориентация — это стадия знакомства в самом широком смысле слова: знакомство с территорией лагеря, с людьми, которые работают и живут в лагере.

ü формируется чувство принадлежности к отряду

ü поведение детей зависимое – и от мнения большинства, и от взрослых

ü формируется система правил и традиций

ü распределение симпатий и антипатий

Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.

2 стадия. Конфликты. Это борьба за «раздел территории», борьба за власть.

ü появляется соперничество между потенциальными лидерами

ü неизбежны стычки, скрытые и явные конфликты

ü формирование микрогрупп в коллективе

ü на прочность проверяются возникшие традиции и отношения

Задача вожатого — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.

3 стадия. Доверие. Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом.

ü на первый план выходит взаимопонимание, взаимоподдержка.

ü важен баланс между детьми

ü очень успешны многие коллективные дела

Задача вожатого - продолжать выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.

4 стадия. Самостоятельность. Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы.

ü крепкое чувство «Мы»

ü тесные межличностные контакты

ü необходимо направить ребят в деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря.

Задача вожатого - обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.

5 стадия. Расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью.

Задача вожатого - поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: