Стадии развития коллектива

Лутошкин А. Н. в своей книге "Как вести за собой" рассматривает несколько ступеней развития коллектива.

"Песчаная россыпь". Много песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону, рассыплет его по площадке. Так бывает и в группах людей. Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то "сцепляло".

ü дети плохо знакомы друг с другом

ü не хотят пойти на встречу друг другу

ü нет общих интересов, общих дел

"Мягкая глина". В руках хорошего мастера глина поддается легко любому воздействию. В ваших руках детский коллектив может перерасти в хороший, слаженный коллектив. Но если не приложить особых усилий он так и будет сравниваться с простым куском глины.

В группе, находящейся на этой ступени развития,

ü заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие

ü формальная дисциплина и требования старших – скрепляющее звено

ü отношения разные - доброжелательные и конфликтные

ü ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу

ü замкнутые приятельские группировки

ü не чувствуется поддержки

"Мерцающий маяк". Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем.

ü чувствуется поддержка друзей, желание бывать вместе

ü дружба требует постоянного горения, а не одиночных вспышек

ü группа индивидуальна

ü трудно до конца найти во всем общий язык, проявить настойчивость в преодолении

трудностей

ü редка инициатива

"Алый парус" - символ устремленности вперед, дружеской верности, преданности.

ü действуют по принципу "один за всех и все за одного"

ü дружеское участие и заинтересованность сочетаются с взаимной требовательностью.

ü группа и сплочена, и инициативна

ü бывают бури в их жизнедеятельности, наперекор которым они всегда могут следовать

ü не всегда сразу готовы признавать свои ошибки

"Горящий факел" - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, взаимопонимание, деловое сотрудничество.

ü проявляются все качества коллектива, которые были позваны на ступени "Алого паруса"

В эмоциональном развитии временного коллектива существует выраженная пульсация эмоциональных состояний, чередование коллективных настроений разной тональности: приятных, жизнерадостных, бодрых, либо неприятных, тревожных, подавленных.

 

Основные ролевые позиции.

  1. Лидеры – опора руководителя коллектива. Важно, чтобы «лидер» не был формальным, а был признан самими детьми.
  2. «Душа компании», человек, которому доверяют все тайны, к которому приходят за поддержкой. Ответственное дело, доверенное «душе компании» обречено на успех, все ребята готовы ему помочь. Только злоупотреблять этим не стоит.
  3. «Серый кардинал» - неявный лидер, как правило он не лидирует, но очень сильно влияет на ритмику детского коллектива.
  4. «Аутсайдер» - ребенок не принятый. Почаще проводите игры на сплочение, случайной жеребьевкой включайте этого ребенка в различные пары.

Стили руководства временным детским коллективом.

Приказание:

• четкая постановка цели и инструкция для ребят;

• часто проводится инструктаж;

• уточнение, как поняты ребятами конкретные задания;

• кратко с каждым исполнителем уточняются его действия;

• проверяется выполнение заданий;

• отмечаются ошибки и хорошо выполняемые поручения;

• требовательность, но тактичность.

Распределение и стимулирование:

• оценивание и учет в работе индивидуальностей характеров ребят;

• выявление общих интересов;

• при необходимости даются задания;

• похвала в присутствии других ребят;

• недостатки разбираются наедине;

• поощрение за позитивную самостоятельную деятельность.

Участие в принятии решений:

• ставится цель без уточнения способов достижения;

• ограничиваются прямые указания и контроль;

• создается система самоконтроля;

• проводятся консультации по отдельным проблемам;

• поощряются высказанные замечания;

• детям предоставляется больше самостоятельности;

• педагог контролирует ситуацию.

Передача полномочий:

• оказывается поддержка и помощь, если ребята просят о ней;

• педагог избегает вмешательства в дела без особой необходимости;

• контроль не ослабляется;

• соизмеряются возможности ребенка и сложность задания;

• хвалить ребят нужно как можно чаще.

 

Психолого-педагогические условия развития временного детского коллектива.

• Установление положительных отношений между взрослыми и детьми, формирование

нравственного климата во временном коллективе;

•Продуманная и спланированная организация жизнедеятельности детей и педагогическое

управление временным детским коллективом;

•Единые педагогические требования;

• Разнообразная деятельность (спортивная, интеллектуальная, художественно-прикладная,

трудовая, творческая);

•Создание ситуации значимости и успеха для каждого члена временного детского

коллектива.

•Детское самоуправление.

 

Список литературы и источников

1. Как вести за собой / Лутошкин А.Н, – М.: Просвещение, 1978. — С. 159.

2. Смирнов В.С. Конструктивное взаимодействие: понятие и сущность [Электронный ресурс] // Информационные материалы для студентов – 2012 г.

3. Школа вожатского мастерства. Курс «Открытое образование». [Электроный ресурс] - https://courses.openedu.ru/courses/course-v1:spbstu+SCM+fall_2019/courseware/808c323ba91f445bb0fa8630c35082c3/0479698865f34487b3a0c8ed67bc0b62/ (дата обращения 08.02.2020).

4. Методическая служба СПО «Товарищ». [Электронный ресурс] - https://vk.com/club70380171 (дата обращения 08.02.2020).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: