Специфические особенности ВДК

Общая характеристика временного детского коллектива (ВДК). Развитие временного детского коллектива в течение смены

Специфика организации педагогического процесса в детском оздоровительном лагере определяется, кроме прочих условий, особенностями детского временного объединения.

Итак, основным участником смены в детском лагере является отряд - временный детский коллектив, позволяющий в силу своих характерных особенностей решать многие вопросы эффективнее, чем в более стабильных, более постоянных детских коллективах (школьный класс, спортивная секция, дворовая компания и т. д.).

Специфические особенности ВДК

1. Кратковременность функционирования. Обычно ВДК существует одну лагерную смену (в среднем 21 день). Максимальный срок существования временного коллектива не превышает обычно 40-45 дней.

2. Сборный состав. В лагерные отряды собираются ребята, ранее не знавшие или почти не знавшие друг друга.

3. Автономность существования, когда ослабляется влияние на ребенка семьи, класса, компании, друзей и т.д. Здесь важно упомянуть об одном психологическом моменте. Автономность предполагает наличие «своего угла», своей территории, которая для ВДК стала «вторым домом». Таким образом, создаются условия, при которых за счет ослабления других влияний, особенно отрицательных, устанавливается воспитательное воздействие ВДК.

4. Публичный (коллективный) характер деятельности, общения всей жизни. Практически 24 часа в сутки дети и взрослые находятся в обществе друг друга, когда «каждый поступок, действие личности, осуществляется в коллективе, «просвечивается» через коллективные нормы, установки, ценности».

5. Завершенность деятельности и развития. За период лагерной смены детское объединение совершает как бы законченный цикл от рождения до завершения функционирования.

Отряд детского лагеря обладает двойственной природой.

Во-первых, он является объектом целенаправленных воздействий вожатого и других взрослых.

Во-вторых, отряд - это в значительной мере самостоятельно развивающееся образование, функционирование которого подчинено особым социально-психологическим закономерностям. Социально-психологические процессы, протекающие в первично организованной группе, подразделяются на адаптацию, коммуникацию, идентификацию и интеграцию. Каждый социально - психологический процесс протекает в определённый период смены, на определённом этапе развития ВДК.

Первая стадия развития ВДК носит название « Ориентация», на данной стадии протекает процесс адаптации.

Адаптация - процесс включения человека в новые группы (коллективы), приспособления к изменяющимся условиям социальной среды, деятельности, внутригрупповых и межличностных отношений, сопровождающийся усвоением действующих в них норм, принципов, правил.

Характерные особенности стадии:

Психологическое состояние коллектива - это, прежде всего, состояние ожидания, общего эмоционально-нравственного напряжения, связанного с дефицитом информации и чувством незащищенности, вызванного отрывом от привычной среды.

Межличностные отношения складываются стихийно, на уровне симпатий, но не на деловой основе. Общая эмоциональная атмосфера - возбужденно-приподнятая, царит «фестивальное настроение».

В этот период у детей доминирующая потребность - потребность в адаптации к новым условиям, т.е. в информации о нормах, требованиях, перспективах нового коллектива, о своем положении в нем, а также потребность в «узнавании» территории лагеря.

Состояние большинства детей можно охарактеризовать как эмоциональное, нравственное напряжение, связанное с дефицитом полезной информации.

Основная функция вожатого - организаторская.

Он выступает носителем тех норм, требований, традиций лагеря, которые должны стать достоянием коллектива. Требуется в этот период умелое сочетание непосредственного и опосредованного руководства. Посредством рациональной организации деятельности и регулирования общения, корректировки отношений, вожатый помогает ребятам в создании отрядного самоуправления, как условия для опосредованного руководства. Передает часть своих функций ребятам, добровольно принявших на себя функции ответственности за определенный участок деятельности отряда в системе отрядного самоуправления.

Задачи вожатого в этот период:

§ организовать деятельность, деловое и творческое общение с целью удовлетворения информационного поиска;

§ познакомить с правилами проживания в лагере, с режимом дня, правилами личной гигиены и самообслуживания; воспитывать их сознательное выполнение;

§ обеспечить психологическую защищенность ребят;

§ удовлетворять возрастную потребность в совместной деятельности, стремление к самостоятельности;

§ помочь в формировании официальной структуры (отрядного самоуправления), выработки норм, требований коллектива по отношению к каждому члену коллектива и перспектив совместной деятельности (коллективное планирование);

§ способствовать проявлению ребят в лучших своих качествах и нахождению своего места («удобной» для себя ниши) в нарождающемся сообществе сверстников;

§ добиться, чтобы традиции отношений лагеря были приняты абсолютным большинством ребят.

Советы по организации работы в стадии «ориентации»:

1) Весь период адаптации построен на основе коллективно-творческой игры с правилами, командами, игровыми задачами, определенным сроком выполнения, подведением итогов, поощрением.

2)  Деятельность должна быть непрерывной, обладать высоким темпом. Необходимо обеспечить максимальную активность ребят и создать эмоциональный контакт между вожатыми и детьми.

3) Вся деятельность организуется по малым меняющимся группам, чтобы ребятам можно было пообщаться в разнообразных малых группах, где общение наиболее эффективно. Каждый ребенок за оргпериод должен быть и организатором и исполнителем в какой-либо деятельности.

4) Деятельность, в основном неожиданного характера, разнообразная, чтобы дать возможность всем проявить свои способности и качества.

Необходимо заранее со своими напарниками согласовать и спланировать разнообразную деятельность отряда в первые дни смены. Отобрать такие формы организации деятельности, которые не требуют от детей большой затраты сил и времени. Соблюдать разумное сочетание физической и эмоциональной нагрузки, высокий темп, четкий регламент деятельности, ее непрерывность.

Помните! Деятельность - не самоцель, а средство, при помощи которого формируются отношения и нравственные ценности.

Помогая ребятам формировать малые группы для разных видов деятельности, проявляйте педагогический такт, чутье. Регулируйте взаимоотношения и общение в группах, помогайте правильно организовывать деятельность.

Показатели успешной деятельности на этом этапе развития коллектива:

§ ребята удовлетворяют свою потребность в информации о новом коллективе, товарищах, вожатых;

§ в основных чертах они представляют себе содержание, перспективы общей деятельности, характер нравственных требований;

§ в отряде складывается атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;

§ отряд для каждого ребенка становится значимой средой, приобретает привлекательность с точки зрения ожиданий и потребностей детей.

 

Вторая стадия развития ВДК – конфликты. Основной социально-психологический процесс, который протекает на этой стадии – коммуникация.

Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе. Коммуникация позволяет осуществлять  информационный обмен между людьми с целью определения проблем, поиска необходимых решений, регуляции их противоречивых взаимодействий и согласования интересов.

Содержание межличностного общения - неофициальное обсуждение существующих порядков и не принятых в группе ребят, вожатых (т.е. сплетни).

Сформированная официальная структура действует формально, почти бездействует. В неофициальной - идет интенсивное укрепление групп общения, не связанных с общими целями и перспективой деятельности отряда. Есть «непринятые» ребята.

Основная функция вожатого в этот период – функция арбитра.

Позиция вожатого - главный «миротворец» в отряде во время конфликтов. И, хотя, педагог есть «миротворец» по своей сути, но это есть его самая трудная функция.

Задачи:

§ анализировать состояние, причины и прогнозировать развитие отношений;

§ способствовать единству отряда, для чего: (вывести частные мнения и оценки из внутренней сферы на арену широкого демократического обсуждения; добиться единства оценок и мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в отряде; определить ближайшую возможную коллективную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех, способствовать успеху этой деятельности).

Деятельность, в основном, разговорная. В зависимости от ситуации задаются вопросы для рассуждения: «Давайте подумаем, какой добрый и полезный поступок совершили вы сегодня за день?» «Кому сегодня за день мы скажем «Спасибо?» «Чем сегодняшний день отличался от вчерашнего?» Можно вывести ребят на разговор, используя метод детонации, т.е. через обсуждение фильма, который просмотрели все вместе, статьи или рассказа, подходящего для ситуации. Кроме коллективного обсуждения найти возможность для индивидуального общения с каждым ребенком.

Необходимые условия для успешного выхода из кризиса:

§ умение вожатого анализировать и прогнозировать ситуацию, владеть приемами ведения групповой дискуссии;

§ умение найти подходящий момент для решающего разговора и увидеть ребят, поддерживающих линию на объединение и нравственную основу отношений в отряде;

§ умение вожатого вести демократический разговор, направляя его в русло главной идеи объединения, человеческих отношений и уводить разговор от мелочей и придирок, особенно по вопросам быта;

§ вожатый должен быть защитником тех, кто страдает от одиночества, отсутствия единства и тех, у кого нетерпимая позиция по отношению к эгоизму, хамству, сквернословию, равнодушию;

§ помочь ребятам в выработке общей идеи, которую разделяют все в отряде, или актуализировать те, что уже приняты в отряде, но бездействовали;

§ умение определить актуальную деятельность, обязательно коллективную, в подготовке которой должны быть задействованы все, обязательно творческую, привлекательную для каждого и необходимую для всех;

§ умение организационно обеспечить успех задуманной деятельности.

Распространенная ошибка вожатых!

1) Замкнуть конфликт на себе. Вроде «вы плохо поступили, я обиделась...» Да и детям так проще - «у нас всё плохо, потому что плохой вожатый». Ни в коем случае! Как бы «ужасно» не вели себя дети по отношению лично к вам, вы не имеете права обижаться! Необходимо набраться мудрости, терпения, такта и переключиться на межличностные проблемы детей. С другой стороны, нельзя в создавшейся проблемной ситуации делать виноватыми всех детей: и конкретно виноватых, и косвенно.

2) Каждый «виноватый» ребенок должен понимать причину и степень своей вины. А самое главное - ребенок сам должен осознать негативную сторону своего поступка и понять, что в отряде приветствуется «хорошее» в нем, а «плохое» осуждается.

3) Еще одно заблуждение - нельзя искусственно создавать конфликт, только потому, что он должен быть по теории или потому что «в соседнем отряде конфликт и у меня должен быть». Поверьте, не может быть двух одинаковых отрядов, хотя бы потому, что в них дети разные.

Все боятся слова «конфликт». А ведь конфликты - неотъемлемая часть нашей жизни, их не нужно бояться. Их следует использовать в педагогических целях, чтобы научить детей жить в обществе, находить цивилизованные пути к разрешению разногласий. Оказывается, конфликты могут быть полезными.

Во-первых, конфликт нарушает застой.

Во-вторых, он заставляет искать новые подходы к решению проблемы.

В-третьих, он вызывает перемены в людях, в организации дела.

В-четвертых, он изменяет нашу самооценку и может стать мерилом наших достоинств. Другими словами, не будь конфликтов, не было бы роста, перемен, познания.

 

Показатели успешной деятельности:

1) переформирована формальная структура на основе советов дела или творческих групп к предстоящему коллективному действу;

2) у всех есть желание и воля к единству и участию предстоящем коллективном деле.

Основные дела:

- свободное общение,

- КТД,

- трудовые десанты,

- игры,

- беседы, дискуссии.

 

Третья стадия развития ВДК – доверие. Основной социально – психологический процесс – идентификация.

Это стадия характеризуется появление привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание, взаимоподдержка.

На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети. На этой стадии очень успешны многие коллективные дела, потому что эмоциональный фон отряда можно охарактеризовать как теплый и приподнятый.

При благоприятном протекании всех предыдущих этапов становления ВДК, наступает этап самостоятельности, этот этап характеризуется таким процессом, как интеграция.

Детский коллектив может самостоятельно организовывать свою деятельность, возникающие проблемы. Крепко чувство «Мы» - чувство единения и взаимного доверия. На данном этапе можете заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые. Вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов

Основная функция вожатого - творческая.

Задачи:

§ содействовать успеху творческого поиска;

§ поддерживать организационно творческих лидеров и содействовать их утверждению;

§ добиваться осознания всеми качественного роста коллектива на основе успеха в творческой деятельности;

§ учить анализу и самоанализу, способствовать сплочению единомышленников.

Деятельность - разнообразная коллективно-творческая, побуждающая к творческому поиску и самоопределению коллектива через успех. Творческое сотрудничество - период наибольшего развития инициативы и самодеятельности. Происходит переоценка ценностей - значимым становится то, что способствует общему успеху и приносит пользу окружающим. Творческая деятельность соответствует возрасту, органично вливается в общий настрой широкого коллектива всего лагеря.

Показатели успешной деятельности:

§ в лидеры выходят творческие ребята, проявляется творческий почерк отряда;

§ отряд может наделить себя общим определением: самый поющий, самый спортивный, самый знающий, самый трудолюбивый..., подходя к первой общей нравственной ступени: самый дружный;

§ стремление оценки своего отряда и себя с позиции нравственных ценностей, осознанно и добровольно принятые всеми в коллективе.

Заключительный этап в развитии ВДК – расставание. Каждый коллектив рано или поздно распадается. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития, вообще, работать на последействие

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: