Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля

Адаптированный вариант детской методики для изучения меж­личностных отношений Рене Жиля является хорошим примером методик, в которых структура обследуемых межличностных отно­шений ребенка выходит далеко за пределы чисто родительско-детских отношений в семье [Гильяшева И. Н., Игнатьева Н.Д., 1994].

Методика «Межличностные отношения ребенка» Жиля — это визуально-вербальная проективная методика, состоящая из ри­сунков и текстовых задач. Изображения на картинках выполнены схематично, что облегчает процесс идентификации испытуемых с персонажами. Например, изображена семья, расположившаяся вокруг стола (см. рис. 6, а), или на прогулке за городом (см. рис. 6, б), или группа играющих детей, или детей, слушающих взрослого, или ссорящихся детей.

Инструкция:

а) вот стол, за которым сидят разные люди. Покажи или обозначь крестиком, где сядешь ты.

б) ты на прогулке за городом. Покажи или обозначь крестиком, где находишься ты.

Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях. Например: «С кем ты лю­бишь играть: с товарищами твоего возраста, младше тебя, старше тебя?» Или: «Твой товарищ нарочно толкнул тебя, да так, что ты упал. Что ты будешь делать? Заплачешь? Пожалуешься на него? Ударишь? Сделаешь ему замечание? Ничего не скажешь?»

Всего методика содержит 42 вопроса. При обследовании по дан­ной методике от ребенка не требуется развернутого рассказа, до­статочно знать его выбор: кто выбран и в какой ситуации, где и на каком расстояний от определенных лиц помещает себя ребе­нок, какие варианты поведения он предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях. Эта простота и легкость ответа делают методику пригодной для детей от старшего дошкольного до подросткового возраста. Особенности методики дают возможность от­носительно большой ее формализации. Помимо качественной оценки Результатов детская проективная методика позволяет представить результаты обследования и количественно. Методика изме­ряет 12 параметров, которые можно условно разделить на две боль­ше группы переменных.

Рис. 6. Примеры заданий из методики Рене Жиля

I. Переменные, характеризующие конкретно-личностные от­ ношения ребенка с другими людьми:

1) отношение к матери;

2) отношение к отцу;

3) отношение к матери и отцу в целом как к родителям;

4) отношение к братьям и сестрам;

5) отношение к бабушке и дедушке;

6) отношение к другу, подруге;

7) отношение к учителю (воспитателю).

II. Переменные, характеризующие самого ребенка и проявля­ющиеся в его межличностных отношениях:

8) степень любознательности;

9) степень стремления к общению с детьми в больших группах;

10)степень стремления к доминированию и лидерству;

11)конфликтность, агрессивность;

12)социальная адекватность поведения — реакция на фруст­рацию;

13)степень отгороженности от других, стремление к уединению.

Эти переменные представлены на специальном регистрацион­ном листе. Суммирование баллов по каждому параметру произво­дится, исходя из максимального числа заданий, работающих на данный параметр (от 6 до 20).


Рис. 7. Примеры трафаретов к заданиям методики Рене Жиля

Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах (рис. 7).


1) для школьников, начиная с 2 —3-го классов, т.е. уже хоро­шо читающих, что делает возможным самостоятельное выполне­ние методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;

2) для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербаль­ные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники — уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти циф­ры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.

Общие требования к процедуре опроса на примере опроса де­тей старшего дошкольного возраста.

1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.

2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения же­лательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обя­зательно получить ответ.

3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмот­рено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная ин­формация может существенно повлиять на общую оценку ответа.

4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяс­нить после. Желательно проверить полученную от ребенка инфор­мацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируют­ся в родственных отношениях.

5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех лю­дей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испыту­емого. Такой способ обследования дает возможность многократ­ного использования материала методики.

6. Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 — 30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начат отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день. В исключительном случае можно закончить обследо­вание ребенка по этой методике на следующий день.

* * *

Нами были проведены исследования валидности этой методи­ки. Содержательная валидность индексов отношений со значимы­ми взрослыми и сверстниками проверялась путем их сравнения с аналогичными показателями по методикам «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений». Были получены следующие коэффи­циенты корреляции: наивысший — для отца, высокие и значи­мые — для братьев и сестер, менее высокие, но все еще значи­мые — для бабушек и дедушек. Коэффициент корреляции индек­сов отношения к матери оказался низким положительным и не­значимым. Мы интерпретируем последнее так: отношения матери и ребенка наиболее амбивалентны и разнообразны. В методике Р. Жиля шкала отношения к матери нагружается 20 вопросами. Поэтому индекс отношения к матери как бы сглаживается, ус­редняется по этим 20 ситуациям. В методиках же «Рисунок семьи» и «Цветовой тест отношений» отношения «мать—ребенок» пред­ставлены более нацеленно и однозначно. Поэтому коэффициент корреляции здесь небольшой и незначимый. Что касается отноше­ния к отцу, бабушкам, дедушкам и сиблингам, то все три мето­дики мерят их достаточно однородно. Поэтому и коэффициенты корреляции здесь больше.

Содержательная валидность второй группы показателей — лич­ностных качеств, проявляющихся в общении, — проверялась с помощью детского варианта теста Кетелла.

Здесь обнаружены два любопытных факта: во-первых, уточ­нился смысл параметра «любознательность». В обыденном созна­нии понятие «любознательность» близко к понятиям «пытливость», «познавательная направленность», «познавательная инициатив­ность». Наши исследования показали, что в тесте Жиля «любозна­тельность» операционализируется только как «близость к расска­зывающему что-то взрослому», даже как «зависимость от взрос­лого, ведомость взрослым», «социальная адекватность поведения».

Во-вторых, уточнилось понятие «отгороженность», «стремле­ние к уединению». В формулировках из методики Жиля этот пара-Метр несет несколько негативный оттенок. Оказалось, что этот Фактор положительно коррелирует с интеллектом! Таким обра­зом, не «любознательные» — близкие к рассказывающему что-то взрослому, ведомые — дети, а как раз «уединенные» дети-одиночки на картинках теста являются более интеллектуально разви­тыми и в этом смысле более независимыми, направленными не Столько на отношения «человек—человек», сколько на отноше­ния «человек—предметный мир».

Методика Жиля достаточно широко используется в исследова­тельской и консультативной практике психологов. Отчасти это Связано с тем, что она напечатана во многих сборниках тестов или рабочих книгах. Однако стоит обратить внимание потенци­альных пользователей этой методики на следующее.

1. Авторской публикацией этой методики является публикация И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева. Использование заведомо непол­ных перепечаток нежелательно. Авторы русскоязычной версии уточ­нили понимание этой методики во втором издании (2003).

2. Многочисленные вторичные перепечатки методики отлича­ются погрешностями. Например, практически везде вдвое умень­шен размер картинок, используемых в методике. Это создает труд­ности, особенно для более маленьких детей — они попросту мало что могут разглядеть на картинках. Кроме того, в оригинале на одной странице дается только одна картинка или один вербаль­ный вопрос. При вторичной публикации стремление сэкономить место привело к тому, что на одной странице располагается сразу два или даже три задания теста. Это изменяет (в худшую сторону) ситуацию тестирования, отвлекая внимание ребенка или оказы­вая на него давление.

3. Есть попытка сделать сокращенный вариант методики, со­стоящий всего из 21 задания. Нам она кажется неубедительной и необоснованной.

4. Наконец, нам встречались различные версии перевода мето­дики на русский язык. Отличие состояло в количестве шкал и их названиях. Пользователь должен быть внимателен — какой вари­ант методики он держит в руках.

Необходимо добавить, что методика еще ждет своей полной валидизации и стандартизации. Используемые в ней «сырые» бал­лы в ряде случаев ставят начинающего практического психолога в трудное положение.

3.2.4. Различные варианты методики «Незавершенные предложения»

В исходной форме методика «Незавершенные предложения» является проективной личностной методикой. Однако представ­ляется интересным использовать ее и для диагностики межлично­стных отношений ребенка в семье: модифицированная методика дает такую возможность.

В современной классификации проективных типов обследова­ния личности методика «Незавершенные предложения» находит­ся среди тех, которые основаны на дополнении — в них требуется завершить предложенный рассказ, картинку, предложение и т. п. Методика является достаточно простой по технике реализации и в то же время гибкой и легко приспособляемой для самых различ­ных конкретных целей.

Существуют разнообразные варианты методик, построенных на основе приема вербального завершения предложенной началь­ной части предложения. В их основе — положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной лично­сти и межличностных отношений. Большая индивидуальная сво­бода и богатство ответов определяются также минимумом осозна­ния со стороны испытуемого истинной цели исследования и тра­диционным для проективных методик принятием любого ответа без оценки его как правильного или неправильного.

Обследование, в котором используется конкретный вариант методики, может проводиться в устной или письменной форме:

- к устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды). В этом случае и на­чальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения варианта методики «Незавершен­ные предложения» возможна только в рамках индивидуального, а не группового эксперимента;

- письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом на­чальные части предложений могут предъявляться устно (1-й спо­соб) и письменно — на специальных бланках (2-й способ) или на отдельных карточках (3-й способ). При работе с группой традици­онно используются 1-й и 2-й способы, в случае индивидуального эксперимента — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы проведения (письменной или устной) обследования существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каж­дого испытуемого фиксируется время, в течение которого он спра­вился с тестом в целом. При индивидуальном исследовании вре­менные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т.е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и отве­том испытуемого. Таким образом, измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, но не ПРИ использовании бланка.

Использование различных вариантов методики «Незавершен­ные предложения» в области возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа увеличивается вместе с возрастом, причем «скачок» в его величине возникает между 10-ю годами. Это связано с развитием и применением контролирую­щих механизмов поведения по мере социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около неко­торой средней величины, имеющей индивидуальное значение для каждого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значи­мости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследо­вания — выражение повышенной утомляемости испытуемого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: