Образование и просвещение

Преподаватель Ярмонова Галина Ивановна

История

Группа 4, 10, 13, 16. Курс первый.

galiv2020istoriya@yandex.ru

Работу выполнить к 16 апреля 2020 г.

Тема: Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII - первой половины XIX века. 

«Русская культура XVIII века».

Быт.

Начиная с 17 века, постепенно происходит обмирщение русской культуры. Проникает европейское влияние. Знать начинает носить европейское (чаще польское) платье, брить бороды, читать книги светского содержания. Но эти случаи единичны.

В 18 веке в культуре господствующих слоев происходит переворот и связан он с реформами Петра. Петр I отвергал старину, принудительно ликвидировал отличия русского человека от европейца: (за ношение бороды нужно было заплатить пошлину или бриться обязательно). Обязательным стало ношение платьев немецкого или венгерского, курить табак, пить чай и кофе. Обязательным стало проведение ассамблеи - приемов гостей в знатных домах, где требовалось знание иностранных языков, политеса (галантных манер), умения танцевать. Существенно изменился быт дворян и верхушки купечества. Преобразования быта не коснулись городских масс и крестьянства. Разрыв между жизнью дворянства и простого народа стал существенным.

Образование.

Реформы Петра I существенно изменившие экономику и управление государства требовали огромного количества образованных людей. Петр I начал практику отправлять дворян за границу для получения образования. Также в России открываются так называемые «цифирные школы» для детей дворян, которые являлись начальной ступенью образования. В них обучали грамоте и арифметике. Просуществовали недолго, так как обучение в них было принудительным и грубым, юношам нельзя было жениться, не окончив такую школу. Появляются также школы для детей горных рабочих, мастеровых, гарнизонных солдат. К массовому образованию государство и люди готовы не были. Открывается Навигатская школа (позже - Морская Академия), Медицинское училище, Инженерная школа.

Содержание образования также меняется. Оно приобретает светский характер, изучаются практические знания: математика, физика, астрономия, инженерное дело и другие.

В 1755 году был открыт Императорский Московский университет. В настоящее время МГУ - Московский государственный университет имени Ломоносова.

Петр I издает указ о переходе на новый гражданский шрифт, который существенно облегчал чтение.

Также появляется первая печатная газета «Ведомости».

Меняется календарь, новый год теперь стал начинаться не 1 сентября, а 1 января. Летоисчисление теперь велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова как в Европе. Петр I открыл первый русский музей - Кунсткамеру, в котором были собраны различные древности и анатомические коллекции. Также в музее была богатая библиотека.

Архитектура.

В этот период преобладает гражданское каменное строительство над культовым. Только в Петербурге построены Летний дворец Петра, Адмиралтейство, Гостиный двор, здание Двенадцати коллегий, Кунсткамера. Петербург был первым российских городом, который создан по планy, имел прямые улицы и типовые сооружения. Даже церковные сооружения изменились - стали более светлыми и нарядными. Петропавловский собор с 112- метровым шпилем более походит на прибалтийские протестантские церкви. Преобладающий архитектурный стиль, так называемое русское (петровское) барокко, характеризовался пышностью, торжественностью и причудливостью форм.

Живопись.

Основной жанр эпохи - портрет. Здесь также восторжествовало светское начало. Портреты вполне реалистичны, подчеркивают индивидуальность изображенных людей.

Литература.

В литературе появляется новый жанр - история. Герой истории, как правило, образованный молодой человек, стремящийся увидеть мир и добивающийся успеха.

Театр.

Лицедейство было известно в России с давних времен. Но общедоступный театр в современном понимании появляется именно в 18 веке. Официально в Ярославле в 1750 году открывается театр имени Федора Волкова.

Вывод:

Для русской культуры 18 века характерно окончательное утверждение светского начала и решительное следование европейским образцам. Важно также отметить, что между культурой господствующих классов и народной именно в этот период происходит глубокий разрыв. На культуру, особенно образование, безусловно, оказали влияние реформы Петра I, изменения экономики и государственного устройства.

Ответить на вопросы викторины:

1. Что такое ассамблеи?

2. Что такое политес?

3. Какой запрет существовал для детей дворян до окончания «Цифирной школы?»

4.Как называлась первая печатная газета?

5. Как назывался первый русский музей? Кто его основатель?

6. Какой стиль в архитектуре

4.Как называлась первая печатная газета?

5. Как назывался первый русский музей? Кто его основатель?

6. Какой стиль в архитектуре преобладал?

7. Основной жанр живописи?

8. Какой новый жанр появился в литературе?

9.Чем связан разрыв культуры господ и народа?

 

 

Русская культурапервой половины XIX века

 

Начало XIX в. — время культурного и духовного подъема в России. и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию. Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика «просвещенного абсолютизма», которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Образование и просвещение

В 1803 г. страна была разделена на 6 учебных округов, создана 4‑ступенная система образования в России. К середине XIX в. в России насчитывалось 8 университетов, 2 лицея, около 40 гимназий. В 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков, который многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны. Страх перед проснувшимся самосознанием народа после Отечественной войны 1812 г. заставил Александра I перейти к откровенной реакции, последовательным проводником которой был А. А. Аракчеев. Особенно губительной аракчеевщина оказалась для просвещения. Правительство Николая I продолжило линию на клерикализацию школы, утверждение сословного принципа образования, установило контроль над высшей школой.

К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля — Горный институт в Петербурге. При Александре I был основан Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно‑техническому и военному образованию, при его содействии открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, целью которого было воспитание «добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек».

При Александре I духовные учебные заведения были объединены в одну систему: духовные академии (Киевская, Петербургская и Московская, преобразованная из Славяно‑греко‑латинской академии, с 1842 г. открыта духовная академия в Казани) и семинарии (средние духовные учебные заведения).

Наука

Практические потребности развития производства в условиях начавшегося промышленного переворота активизировали научно‑техническую мысль. Развитие ряда наук происходило в тесной связи с практикой.

Н. И. Лобачевский построил новую, неевклидову геометрическую систему; Н. Н. Зинин осуществил синтез анилина — органического красителя для текстильной промышленности; В. В. Петров исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов; Б. С. Якоби вел исследования в области электрохимии (открыл метод гальванопластики). Выдающийся русский металлург П. П. Аносов раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

В 1839 г. завершилось строительство Пулковской обсерватории под Петербургом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В. Я. Струве.

Замечательный хирург Н. И. Пирогов, основоположник военно‑полевой хирургии, в 1847 г. в Академии наук выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом.

Н. М. Карамзин написал «Историю Государства Российского» (события до 1611), в которой решающую роль в истории отводил великим людям; С. М. Соловьев — «Историю России с древнейших времен».

Т. Н. Грановский заложил основы медиевистики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: