Вопрос 1. «Серебряный век» в русской культуре

Тема 27. Модерн и символизм в русском изобразительном искусстве. Деятельность «Мира искусств»

Вопрос 1. «Серебряный век» в русской культуре

 

Рубеж XIX–XX вв. был переломным временем не только в социально-политической, но и духовной жизни России. Великие потрясения отразились на культурном развитии страны. Индустриальная эпоха навязывала свои условия и нормы жизни, разрушая традиционные ценности людей. Массированный натиск материального производства приводил к торжеству унификации, стандартизации в ущерб человеческой индивидуальности. Русская культура обретала общеевропейские черты, не теряя своего национального лица. Конец XIX − начало XX ст. русский философ Н. А. Бердяев назвал «серебряным веком». Расцвет национальной культуры был логическим продолжением традиций пушкинского «золотого века». Это было время модерна, связанное с тревожным предчувствием социальных катаклизмов − революций и войн, краха и потрясений.

Литература

В начале XX в. реалистическое направление в русской литературе развивалось в произведениях Л. Н. Толстого («Воскресение», «Хаджи-Мурат», «Живой труп»); А. П. Чехова («Палата № 6»; «Дом с мезонином», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Чайка»), И. А. Бунина (сб. рассказов «На край земли», «Деревня», «Господин из Сан-Франциско»), А. И. Куприна («Молох», «Олеся», «Яма»).

Традиции романтического искусства начала XIX в. и реалистического искусства середины XIX в. были синтезированы в неоромантизме. Для этого художественного течения характерны оптимизм, вера в возможность духовной закалки человека под действием обстоятельств. Неоромантические произведения А. М. Горького «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Челкаш», «Песнь о Буревестнике» прославляли «безумство храбрых», звали к революционному подвигу. Реалистические сочинения писателя (роман «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», «На дне», роман «Мать») отразили широкую картину русской действительности рубежа XX в.

В 90-х гг. XIX в. в художественной культуре сформировалось новое течение − декадентство. Оно возникло в обстановке политической реакции и кризиса народничества, когда часть интеллигенции была охвачена настроениями общественного и нравственного упадка. Для декадентства были характерны отказ от гражданственности, погружение в сферу индивидуальных переживаний, оппозиционность по отношению к традиционной культуре. В русской литературе мотивы декадентства проявились в творчестве Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуба («старших символистов»).

Наиболее значительным модернистским течением начала XX в. стал символизм. Символисты верили в существование иного мира, в идею конструирования мира в процессе творчества: «Творчество выше познания». Теоретическая основа символизма была заложена Д. С. Мережковским в 1892 г. в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой основами нового искусства провозглашались «символы», «мистическое содержание». Наряду с требованиями «чистого» искусства символисты исповедовали индивидуализм, для них характерна тема «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку».

В русском символизме выделяются два этапа. «Старшие символисты» (В. Брюсов. К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус), дебютировавшие в 90-е гг., проповедовали культ красоты и свободного самовыражения поэта. В манифестах «старших символистов» были сформулированы основные аспекты нового течения: приоритет духовных идеалистических ценностей (Д. Мережковский), «стихийный» характер творчества (К. Бальмонт), искусство как наиболее достоверная форма познания (В. Брюсов).

«Младшие символисты» (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов, С. Соловьев) в 1900-е гг. на первый план выдвигали философские и теософские искания. Позицию «младосимволистов» отличала нравственная связь с родиной.

Скандальную известность получило требование кубофутуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода Современности» (сборник «Пощечина общественному вкусу», 1912 г.). Футуристы были склонны к эпатажу. Использовались хлесткие выражения: «Дохлая луна» − для сборника произведений, «Идите к черту!» − для литературного манифеста.

За ней последовали постановки спектаклей «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад» Чехова. МХТ объединил крупнейших мастеров сценического искусства (актеры И. М. Москвин, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова, М. П. Лилина, Л. М. Леонидов).

В постановке пьес А. П. Чехова и А. М. Горького формировались новые принципы актерского искусства, новаторские приемы раскрытия духовного мира современного человека. Выдающийся театральный эксперимент завоевал любовь демократической общественности.

Режиссер В. Э. Мейерхольд и его последователи провозгласили возврат к принципам «условного» театра, «чистой театральности» и «обнаженному актерскому мастерству», свободным от влияния драматургии. На сцене Александринского театра режиссер поставил спектакли «Дон Жуан» (1910 г.), «Маскарад» (1917 г.).

Под влиянием символистов оказалась выдающаяся актриса В. Ф. Комиссаржевская. Она создала в 1904 г. в Петербурге свой театр. В его репертуаре были пьесы Горького «Дачники» и «Дети солнца», которые превратили театр в один из центров общественной жизни.

Активный проводник идей К. С. Станиславского Е. Б. Вахтангов основал Студенческую театральную студию. Стремление к поискам новых форм нашло отражение в его постановках «Чудо святого Антония» М. Метерлинка, «Принцесса Турандот» К. Гоцци.

Один из реформаторов сцены А. Я. Таиров открыл в 1914 г. московский Камерный театр. Он хотел создать «синтетический театр» с романтическим и трагедийным репертуаром, к формированию актера виртуозного драматического мастерства. Воплощением стремления режиссера к созданию пластической сценической среды стали постановки «Саломея» О. Уальда, «Федра» Ж. Расина.

Петербургский Мариинский и московский Большой театры, частная опера С. Мамонтова и С. И. Зимина продолжали традиции российского музыкального театра. Яркие образы создали представители русского оперного исполнительского искусства Ф. И. Шаляпин и Л. В. Собинов.

«Серебряный век» − время триумфа русского балета. Мастерство реформаторов балетного театра балетмейстеров М. М. Фокина и А. А. Горского, выдающихся артистов балета А. П. Павловой, Е. В. Гельцер, Т. П. Карсавиной, В. Ф. Нижинского оказало большое влияние на хореографическое искусство.

Русское искусство получило мировое признание («Русские сезоны» С. П. Дягилева в Париже, 1909–1912 гг.). В постановках Дягилева участвовали лучшие русские певцы (Ф. И. Шаляпин, Д. А. Смирнов) и артисты балета (В. Ф. Нижинский, А. П. Павлова). Уникальные декорации и костюмы создали Н. К. Рерих, Л. Н. Бакст, А. Н. Бенуа. Музыкальную основу составили произведения Н. А. Римского-Корсакова, М. П. Мусоргского, М. И. Глинки, А. С. Аренского, А. П. Бородина.

Философско-этические проблемы вышли на первый план в творчестве сочинителей молодого поколения на рубеже XX в.: гениального пианиста, дирижера, продолжателя традиций Чайковского, композитора С. В. Рахманинова (оперы «Алеко», «Франческа да Римини»; выдающегося пианиста и композитора А. Н. Скрябина («Божественная поэма», «Поэма экстаза», «Прометей»; композитора И. Ф. Стравинского, центральной фигуры русского и зарубежного модерна (балеты «Жар- птица», «Петрушка», «Весна священная»).

Архитектура

Эпоха промышленного прогресса на рубеже XIX–XX вв. ознаменовалась переворотом в строительстве. В инфраструктуре городов все большее место занимали вокзалы, банки, магазины, кинотеатры. Среди архитектурных стилей этого времени выделяют неорусский стиль, модерн и конструктивизм.

Неорусский стиль

В традициях новгородского, псковского и раннемосковского зодчества в 1901–1906 гг. сооружена в Лаврушинском переулке Третьяковская галерея под руководством В. М. Васнецова. Ее выделяют украшенный в древнерусском стиле фасад и белокаменный портал с выразительными элементами. Другими архитектурными шедеврами древнерусского стиля стали храм Сергия Радонежского (1917 г.), построенный на Куликовом поле архитектором А. Щусевым (1873–1949 гг.), здание Казанского вокзала в Москве (1913–1924 гг.).

Модерн

Использование сверхпрочных материалов (железобетона, металлоконструкций) дало толчок дальнейшему развитию архитектуры и оформлению стиля модерн. Архитекторы модерна использовали асимметричные композиции, здания с огромными арками, пространствами, плоскими стенами и криволинейными деталями. Ф. О. Шехтель при возведении особняка С. П. Рябушинского у Никитских ворот в Москве применил асимметричный принцип планировки. Самым крупным общественным зданием эпохи модерна являлось задние гостиница "Метрополь", сооруженное по проекту В. Ф. Валькота, Л. Н.Кекушева, П. П. Висневского.

Конструктивизм

С нарастанием рационалистических тенденций в ряде построек Ф. О. Шехтеля наметились черты конструктивизма − стиля, который оформился в 20-е гг. Предконструктивистскими постройками стали торговый дом Московского купеческого общества в Малом Черкасском переулке и здание типографии «Утро России". Советскому конструктивизму было чуждо изящество предыдущих эпох. Здания отвечали своим функциям, имели строгие формы без декоративных излишеств. Особенностью зданий Дворца труда (проект братьев Весниных), полиграфического комбината «Правда» (П. А. Голосов), стадиона «Динамо» (А. Лангман, Л. Чериковер), Дома культуры им. С. М. Зуева (И. А. Голосов) являлись простота и функциональность.

Скульптура

Скульптуре рубежа веков присуще проявление внимания к внутреннему миру человека, отказ от пафоса, монументальности. Скульпторы ищут нового, современного героя. Лишен монументального пафоса памятник Гоголю в Москве скульптора Н. А. Андреева. Мастеру удалось передать трагедию великого писателя, «усталость сердца».

На смену эклектизму в начале XX в. пришел импрессионизм. Бугристость фактуры, динамичность и текучесть форм, «взрыхленность», передача мгновенного движения − эти принципы импрессионизма проявились в работах П. П. Трубецкого: портрет И. Левитана и бюст Л. Н. Толстого. Монументальный памятник Александру III в Петербурге далек от официальных царских монументов.

Живопись

На рубеже веков в русской живописи наблюдается отход от реалистических тенденций. В условиях поляризации художественных группировок постоянным явлением становится выставочная деятельность. От жанровой живописи, утратившей ведущую роль, художники обращаются к изменениям в традиционном укладе жизни. Спектр интересов был обширен: тема раскола крестьянской общины (С. А. Коровин, «На миру»), проза изматывающего труда (А. Е. Архипов, «Прачки») и революция 1905–1907 гг. (С. В. Иванов, «Расстрел»).

Немало интересных имен русской живописи связано с усадьбой Абрамцево. В 1870 г. имение купил С. И. Мамонтов, тонкий ценитель искусства. Он основал творческое объединение, которое вошло в историю под названием «Абрамцевский художественный кружок». Мамонтов собрал вокруг себя таких выдающихся художников, как И. Е. Репин, В. М. Васнецов, В. Д. Поленов, М. Н. Нестеров, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. А. Серов.

В этот период в живописи появился историко-бытовой жанр. Полотна А. П. Рябушкина передают эстетику русского быта XVII в. Лучшие картины художника («Русские женщины XVII столетия в церкви», «Свадебный поезд в Москве XVII века», "Едут» или «Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века», «Московская девушка XVII века») воссоздают московский быт XVII в.

В жанре исторического пейзажа создана серия картин, посвященных старой Москве А. М. Васнецова: «Улица в Китай-городе. Начало XVII века», «Рассвет у Воскресенских ворот». Ретроспективный пейзаж стал призванием М. В. Нестерова. Мастер передает высокую духовность героев, превращение русского мира в подобие «земного рая» в осеннем пейзаже («Видение отроку Варфоломею», «Великий постриг»).

Создателем «концепционного пейзажа», или «пейзажа настроения», стал И. И. Левитан. Его работам присущ богатый спектр переживаний: от радостной приподнятости («Март», «Озеро») до философских размышлений о бренности всего земного («Над вечным покоем»).

В духе французского импрессионизма К. А. Коровин создает серию городских пейзажей: «Париж», «Париж вечером», "Париж. Бульвар капуцинок». В 1900-х гг. художник много работал в театре, оформлял спектакли Большого и Мариинского театров, театра Ла-Скала в Милане.

В. А. Серов, один из самых крупных художников, новатор русской живописи «серебряного века», начал писать в Абрамцеве («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»). Первые картины были написаны в духе «реализма поэтического». Замечательна серия портретов знаменитых личностей, властителей дум своего времени: К. Коровина, М. Ермоловой.

Замечательными мастерами живописного символизма рубежа веков стали М. Врубель и В. Борисов-Мусатов. Творческая индивидуальность М. А. Врубеля многогранна. Она проявилась в разных видах искусства: в монументальном декоративном панно («Испания») и станковой картине («Царевна-лебедь»), портрете (С. И. Мамонтов) и театральной декорации (к опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), книжной иллюстрации (к Лермонтову) и майоликовой скульптуре («Волхова»). Главным образом творчества Врубеля являлся Демон, воплотивший мятежный порыв и страдание, который художник отразил в своих современниках («Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный»).

Значение «Серебряного века» для русской культуры

В художественной культуре «русского Ренессанса» произошло уникальное сочетание реалистических традиций уходящего XIX в. и новых художественных направлений. Объединяющим началом новых художественных течений стали сверхпроблемы, которые одновременно были выдвинуты в разных видах искусств.

При всей европейской ориентированности многих новых течений (символизма, неоклассицизма, футуризма), в них важное место занимает «русская тема», символика национальной самобытной красоты.

Представители художественной интеллигенции русского зарубежья сыграли огромную роль в интеграции достижений русской культуры в мировую. После революции Россию покинули многие деятели «русского культурного Ренессанса». В августе 1922 г. по инициативе В. И. Ленина был выслан цвет российской профессуры, в том числе философы Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Л. П. Карсавин, П. А. Сорокин (всего 160 человек). За границей оказались И. Ф. Стравинский и А. Н. Бенуа, М. 3. Шагал и В. В. Кандинский, Н. А. Метнер и С. П. Дягилев, Н. С. Гончарова и М. Ф. Ларионов, С. В. Рахманинов и С. А. Кусевицкий, Н. К. Рерих и А. И. Куприн, И. А. Бунин и Ф. И. Шаляпин. Эмиграция была для многих вынужденной. «Серебряный век» завершился массовым исходом его деятелей из России.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: