Вопрос 4. Творчество Л. С. Бакста

 

Леон Бакст – русский художник и сценограф, ведущий художник «Русских сезонов» и «Русского балета С. Дягилева».

Он создал декорации и костюмы к балетным спектаклям «Клеопатра» (1909), «Шехерезада» и «Карнавал» (1910), «Нарцисс» (1911), «Дафнис и Хлоя» (1912) и др. Зрители были поражены его фантазией, роскошью и утончённой изысканностью костюмов, необычными сочетаниями красок.

Лев Самойлович Бакст (1866-1924) родился в Гродно в семье раввина. Настоящее его имя – Лейб-Хаим Израилевич Розенберг. Бакстер – девичья фамилия его матери, псевдонимом «Бакст» он подписывал свои работы с 1889 г., с первой выставки своих работ.

Рисованием Бакст увлекался с детства. При этом он был любознательным ребёнком, много читал, любил театр и сам ставил детские кукольные постановки. Марк Антокольский, которому отец Бакста показал его рисунки, посоветовал мальчику учиться живописи.

В 1883 г. он поступил вольнослушателем в петербургскую Академию художеств, где учился до 1887 г., но не окончил курс. В 1890 г. продолжил учебу у Альберта Николаевича Бенуа, где познакомился с его братом Александром. Затем отправился в путешествие по Европе и там брал уроки живописи в частных академиях Парижа, зарабатывая на жизнь своими картинами.

Творчество Л. Бакста не ограничивается только театральной живописью. Он был также замечательным портретистом и создал целую галерею портретов своих современников: Ф. Малявина, В. Розанова, Зинаиды Гиппиус, Жана Кокто, С. Дягилева, Айседоры Дункан, А. Белого, многих деятелей искусства: Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Михаила Фокина, Иды Рубинштейн, Клода Дебюсси и др., а также детских портретов.

Л. Бакст. Портрет В.В. Розанова (1901)

В.В. Розанов – русский философ. За серой внешней жизнью Розанова (и почти такой же его внешностью) скрывается большой духовный труд осмысления и переосмысления предметов истории и бытия. Говорить об этом человеке сложно, точно об этом сказал Флоренский: «О Вас. Вас. сказать могу лишь очень немного, ибо иначе – надо говорить слишком много».

Л. Бакст. Портрет С. Дягилева с няней (1906)

Это полотно считается вершиной портретного творчества Бакста по причине того, что этот противоречивый человек (С. Дягилев) оказался им так верно понят. Бакст создал сложный образ Дягилева только при помощи художественных полунамеков. Дягилев изображён у самого края холста в пол-оборота, но это не мешает зрителю увидеть его элегантную внешность и в то же время проникнуть в пространство дальнего плана и рассмотреть интерьер петербургской квартиры. В глубине кабинета – мольберт и картины на стене. В комнате слева изображена няня Авдотья. Этот образ придаёт всему полотну характер интимности, смягчает образ Дягилева-денди, открывая в нём то детское, что присутствует в каждом человеке, но обычно скрывается им самим.

Л. Бакст. Портрет русской поэтессы и писательницы Серебряного века Зинаиды Гиппиус

Портрет считался скандальным: от костюма до позы персонажа. Но это была незаурядная женщина, довольно самоуверенная, эпатажная, что и выражено в портрете.

Л. Бакст «Ужин» (1902)

Фактически это портрет жены А. Бенуа Анны, написанный в свойственной модерну технике, но цель портретного сходства Бакст не преследовал. Современники отнеслись к этой работе художника неоднозначно: многие увидели в ней загадочный образ порочной женщины. В. Стасов так писал об этой картине: «Сидит у стола кошка в дамском платье; её мордочка в виде круглой тарелки, в каком-то рогатом головном уборе; тощие лапы в дамских рукавах протянуты к столу, но она сама смотрит в сторону, словно поставленные перед нею блюда не по вкусу, а ей надо стащить что-нибудь другое на стороне; талия её, весь склад и фигура – кошачьи, такие же противные, как у английского ломаки и урода Бёрдслея, Невыносимая вещь!»

Л. Бакст «Древний ужас» (1908)

Картина изображает гибель античной цивилизации (возможно, Атлантиды) в природном катаклизме. «Древний ужас» язычники понимали, как ужас жизни в мире под властью бесчеловечной Судьбы, ужас бессилия человека п6ред жизнью вообще, ужас перед хаосом. Пейзаж, написанный с высокой точки зрения, освещён вспышкой молнии. Бушующее море губит корабли и бьётся о стены крепостей. На переднем плане изображена фигура архаической статуи. Контраст спокойного улыбающегося лица статуи особенно поражает по сравнению с буйством стихий за её спиной. Вячеслав Иванов пишет: «Волны хлынули и затопляют каменный материк, который рушится и видимо опускается в пучину. Конечно, трясется земля, и море кинулось на сушу от подземных ударов, меж тем как трескучие громы спорят с воем волн, и молнийные копьеносцы завязывают битву, чтоб, утомясь в первом натиске, дать сигнал медным легионам туч, готовых рушиться ливнем потопа. Так необычайно сгущены и глубоки слои облаков, что день просачивается сквозь них мертвенною бледностью тусклых сумерек, какие наступают, когда в затмении изнемогает солнце и трупною пепельностью омрачается помертвелое лицо земли. Гибнет великая блудница языческого апокалипсиса...».

Стиль Бакста сформировался на рубеже веков в оформлении журнала «Мир искусства». Это был изысканно-графичный, ирреальный стиль, покоривший Париж. С 1902 г. Бакст работал для Эрмитажного и Александринского театров. С 1911 г. был художественным директором «Русских сезонов» С. Дягилева. В 1911-1913 гг. принимал участие в постановках И. Рубинштейн и А.П. Павловой.

Л. Бакст. Эскиз костюма Саломеи для частного спектакля Иды Рубинштейн (1908)

В 1903 г. Бакст женился на Любови Третьяковой, дочери мецената П.М. Третьякова и вдове художника Н. Гриценко. Для этого он сменил вероисповедание (стал лютеранином). Но когда этот брак распался, снова принял иудаизм, за что был выслан из Петербурга, т.к. не все евреи имели право жить в столице.

С 1910 г. Бакст жил в основном в Париже. В эти годы он заслужил настоящую мировую славу своими театральными декорациями. По его эскизам шили костюмы для артистов Императорских театров.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: