Вопрос 9. Творчество В. А. Серова

 

Валентин Александрович Серов (1865-1911 гг.) - русский живописец и график, мастер портрета. Родился в Петербурге, в семье композитора А. Н. Серова и пианистки Валентины Бергман. Начал своё образование в классической гимназии, но пройдя в ней только три низшие класса, покинул её с намерением посвятить себя всецело искусству. С 1871 года Бергман с сыном живет в Мюнхене, а с 1874 года — в Париже. С 1878 по 1879 г. в Москве брал уроки рисунка и живописи у И. Е. Репина, в семье которого жил в 1879 г. В 1880 г. поступил в Императорскую Академию Художеств. Здесь его главным наставником был П. П. Чистяков. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897–1909), воспитал плеяду крупнейших художников-экспериментаторов. Член Абрамцевского кружка (с 1875), член Товарищества передвижных художественных выставок (1894–1900), объединения «Мир искусства» (с 1900), Союза русских художников (с 1903) и других объединений. Академик (с 1898) и действительный член ИАХ (с 1903). Вышел из Академии в знак протеста после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 года. Был членом Попечительского Совета Третьяковской галереи, сыграл значительную роль в формировании ее коллекции. Серов – величайший русский портретист. В своем творческом методе он блестяще соединял традиции и новаторство. Современным течениям импрессионизму и модерну сумел придать неповторимое авторское своеобразие.

Девочка с персиками.

Портрет В.С.Мамонтовой, 1887 г., ГТГ Картина передает атмосферу артистизма, царившую в Абрамцеве. В ней воплотился идеал «отрадного», определивший дальнейший путь русского импрессионизма. Художника увлекает гармоничный внутренний мир этой маленькой «музы» Абрамцевского кружка. Вокруг портретного изображения девочки Серов «собирает» фрагменты интерьера, пейзажа, натюрморта. Льющийся из окна свет растворяет контуры предметов. Помещенную против света фигуру модели, Серов написал в теплых тонах – контрастных холодным тонам пространства. Эти импрессионистические открытия, а также цветовые рефлексы, дробные мазки наполняют изображение внутренним движением, организованным вокруг центрального композиционного треугольника. Картина обладает особой притягательностью благодаря «обратной композиции», развернутой на зрителя.

Девушка, освещенная солнцем.

Портрет М.Я.Симонович, 1888 г., ТГТ Художнику позировала его кузина. Дробными мазками Серов передает игру солнечных зайчиков, мелькание цветных теней. Теплые, ласковые лучи не нарушают завороженного состояния юной героини. Ее расслабленная поза усиливает впечатление растворенности в световых бликах и радужных всполохах. Цветными импрессионистическими рефлексами покрыты только лицо, белая блуза и руки девушки, а обрамляющие ее фигуру детали написаны темными красками. Поражает мастерство художника в изображении глаз модели, из которых словно струится тихий свет.

Портрет К.А.Коровина,

1891 г., ГТГ Изображен художник-импрессионист Константин Алексеевич Коровин (1861–1939), близкий друг и одновременно антипод Серова по живописному темпераменту. Серов стилизует импульсивную импрессионистическую манеру Коровина, с добродушной иронией утрируя ее. Одновременно он любуется сочными красочными мазками, свойственными живописи Коровина, ее яркой декоративностью, одним из примеров которого является изображенная им полосатая подушка. На светлых стенах коровинской мастерской – беглые этюды с натуры. Демонстрируя зрителю этюдник Коровина, всегда поражавший друзей своим беспорядком, Серов восхищается его умением творить из хаоса гармонию.

Мика Морозов, 1901 г., ГТГ

Мика Морозов – сын промышленника и мецената М.А.Морозова. Портрет выполнен в импрессионистической манере. Подвижность модели рождается из композиции, построенной на контрасте вертикально расположенной фигуры ребенка и диагональных линий подлокотников кресла. Серов совмещает взгляд сверху и снизу.

Петр I, 1907 г., ГТГ

В личности императора Петра I художник видел не столько политического реформатора, сколько великого маэстро, зодчего, строителя Санкт-Петербурга. Художник и критик А.Н.Бенуа писал об образе, созданном Серовым: «Он похож на божество рока, которому подчиняются даже стихии… Петр движется как автомат… как фантастический механизм, завод которого в руках Верховных сил».

Портрет Г.Л. Гиршман, 1907 г., ГТГ

В этом произведении Серов вступает в диалог с великими живописцами прошлого, поднимаясь на высочайший уровень мастерства. Он создает многоплановую композицию, портрет-картину, полную многомерного смысла. Важную роль играет эффект двойного отражения. В глубине зазеркалья внимательный зритель обнаружит не только отражение модели, но и автопортрет художника за работой.

Похищение Европы, 1910 г., ГТГ

Европа – дочь финикийского царя Агенора. Царь богов Зевс похитил красавицу Европу, приняв вид быка. Произведение создано под впечатлением поездки художника в Грецию. Серов обратился к памятникам крито-микенской культуры, используя в образном строе картины ритон в виде головы быка из малого дворца в Кноссе на острове Крит, фрески Кносского дворца с мотивом летающих рыб и другие памятники архаического периода. Академическому образу античности Серов противопоставляет архаическую Античность. Европа Серова, в отличие от испуганных героинь произведений старых мастеров, невозмутима. У нее идеально симметричное лицо греческой Коры, она воплощает торжествующее совершенство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: