П Е Р И О Д И З А Ц И Я

Преподаватель Новикова Татьяна Александровна

Апреля 2020 г.

ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

КЛАСС

Тема: «ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ». 

Основные черты эпохи Возрождения. Форми­рование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрожде­ния. Периодизация искусства Возрождения.

Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Воз­никновение новой станковой формы живописи. Характер ком­позиции в живописи Возрождения. Рисунок. Джотто. Воспроизведение трехмерного пространства, переда­ча пластического объема. Творчество Брунеллески. Сущность творчества Донателло. Воплощение гуманистического идеа­ла в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре. Реалистические новаторские искания в живописи. Пьеро дела Франческа. Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: "Весна", "Рождение Венеры". Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и ху­дожника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: фи­лософское осмысление жизни, создание обобщенного типа чело­веческой красоты, синтетического образа природы. Одухотворенность и высокая земная человечность "мадонн". Философская широта и композиционное решение темы "Тайной вечери". Глубина портретов Леонардо.

Задание. Подготовить мини-доклад (реферат) на предложенные темы            

«Донателло – великий реформатор»,

«Творчество Леонардо да Винчи как воплощение гармонии»,

«Мастер Мадонн, Рафаэль»,

«Творчество Микеланджело» и др.

Срок выполнения задания: до 07 мая 2020 года.

 

Цели: Формирование и воспитание духовно-нравственных основ личности обучающегося через изучение произведений изобразительного искусства, являющихся неотъемлемой частью общечеловеческих культурных ценностей. Художественно-эстетическое развитие личности, приобретённых им знаний, умений, навыков в области истории изобразительного искусства.

Задачи: Постижение духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени. Научить обучающихся ориентироваться в информационно-культурном пространстве современного общества.

 

Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от лат. humanus – «человечный») – течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV-XVI вв. распространилось в других европейских странах. Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Гуманисты считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Идеи гуманизма наиболее ярко и полно воплотились в искусстве, главной темой ко­торого стал прекрасный, гармонически развитый человек, обладающий не ограниченными духовными и творческими возможностями.

Гуманистов вдохновляла античность, служившая для них источником знаний и образцом художественного творчества. Великое прошлое постоян­но напоминавшее о себе в Италии, воспринималось в то время как высшее совершенство, тогда как искусство Средних веков казалось неумелым варварским. Возникший в XVI в термин «возрождение» означал появление нового искусства, возрождающего классическую древность, античную культуру. Тем не менее, искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков. Старое и новое находилось в нерасторжимой связи и противоборстве.

При всём противоречивом многообразии и богатстве истоков искусство возрождения — явление, отмеченное глубокой и принципиальной новизной. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени. Все основные виды искусства - живопись, графика, скульптура, архитектура - чрезвычайно изменились.

В архитектуре утвердились творчески переработанные принципы античной ордерной системы, сложились новые типы общественных зданий. Живопись обогатилась линейной и воз­душной перспективой, знанием анатомии и пропорций человеческого тела. В традиционную религиозную тематику произведений искусства проникало земное содержание. Усилился интерес к античной мифологии, истории, бытовым сценам, пейзажу, портрету. Наряду с монументальными настенными росписями, украшающими архитектурные сооружения, появилась картина, возникла живопись масляными красками.

Искусство еще не совсем оторвалось от ремесла, но на первое место ухе выступила творческая индивидуальность художника, деятельность которого в то время была на редкость многообразной. Поразительна универсальная одаренность мастеров Ренессанса — они часто работали в области архитектуры скульптуры, живописи, совмещали увлечение литературой, поэзией и философией с изучением точных наук. Понятие творчески богатой, или «ренессансной», личности стало впоследствии нарицательным.

В искусстве Возрождения тесно переплелись пути научного и художественного постижения мира и человека. Его познавательный смысл был не­разрывно связан с возвышенной поэтической Кра­сотой, в своём стремлении к естественности оно не опускалось до мелочной повседневности. Искусст­во стало всеобщей духовной потребностью.

Формирование ренессансной культуры в Италии происходило в экономически независимых городах. В подъёме и расцвете искусства Возрождения боль­шую роль сыграли Церковь и великолепные дворы некоронованных государей (правящих богатых се­мейств) — крупнейших покровителей и заказчиков произведений живописи, скульптуры и архитектуры. Главными центрами культуры Возрождения сначала были города Флоренция, Сиена, Пиза, затем — Падуя. Феррара, Генуя, Милан и позже всех, во второй по­ловине XV в., — богатая купеческая Венеция. В XVI в. столицей итальянского Возрождения стал Рим. На­чиная с этого времени местные центры искусства, кроме Венеции, утратили прежнее значение.

 

П Е Р И О Д И З А Ц И Я

Из-за переходного характера эпохи Возрождения хронологические рамки этого исторического периода установить довольно трудно. Периодизация Возрождения определяется верховной ролью изобразительного искусства в его культуре. Если основываться на признаках, которые в последствии будут указаны (гуманизм, антропоцентризм, модификация христианской традиции, возрождение античности), то хронология будет выглядеть так: вводный период, Проторенессанс, «эпоха Данте и Джотто», ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (XII-XII вв.) и треченто (XIII-XIV вв.), Раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.), когда новые тенденции активно взаимодействуют с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а также Высокое и Позднее Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв.).; особой фазой которых стал маньеризм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: